41 подписчик

Гротескный милитаризм: "Поправка 22".

 Как правило, при слове  "абсурд", ассоциативное мышление проецирует в черепной коробке портрет Франца Кафки, однако , в иерархической системе "нелепых" романов , по моему мнению, рядом с любителем...

Как правило, при слове "абсурд", ассоциативное мышление проецирует в черепной коробке портрет Франца Кафки, однако , в иерархической системе "нелепых" романов , по моему мнению, рядом с любителем букашек пьедестал должен делить и Джозеф Хеллер с его "Поправкой 22". Почему ? Об этом в статье.

 Как правило, при слове  "абсурд", ассоциативное мышление проецирует в черепной коробке портрет Франца Кафки, однако , в иерархической системе "нелепых" романов , по моему мнению, рядом с любителем...-2

Немного о писателе.

Повествование книги основано на исторических и биографических событиях. Именно поэтому особое внимание следует уделить экскурсу в историю как мировую, так и личностную.

Гуманист с прекрасным чувством юмора - именно так можно описать самого Хеллера. Абсолютный противник милитаризма, участвовавший во второй мировой , совершивший 60 боевых вылетов на самолете. С таким live experience-ом, его мыслям действительно хочется верить. Хеллер ненавидел войну и все, что с ней связано всеми фибрами своей души, чего стоит только его знаменитая цитата о войне американцев с гуками, иллюстрирующая степень отвращения к так называемому "миру в берцах" : «Если вы против войны — любыми средствами избегайте в ней участвовать. Мы проигрываем войну (во Вьетнаме). Во всяком случае, не выигрываем ее. Раз наши парни там, мы должны их оберегать. Но если мы действительно хотим их уберечь, — мы должны вернуть их домой... Я не верю в то, что нужно погибать за какое-то решение Дина Раска или Джонсона. Пусть они сами едут на фронт и погибают». Хеллер презирал войну и патриотизм, что заметно невооруженном взглядом в его произведении, речь о котором далее.

 Как правило, при слове  "абсурд", ассоциативное мышление проецирует в черепной коробке портрет Франца Кафки, однако , в иерархической системе "нелепых" романов , по моему мнению, рядом с любителем...-3

"Поправка 22"

Поправка 22 представляет собой сатирический роман, основной концепцией которого является высшее проявление абсурда, заключающиеся в обесценивании человеческого существования. Грубо говоря, Хеллера поражает отношение государства к человеку словно к пушечному мясу. Война и милитаризм в целом являются квинтэссенцией нелепости и тупости общества, которую современный субъект , если находится в уме, должен эмансипировать.

 Как правило, при слове  "абсурд", ассоциативное мышление проецирует в черепной коробке портрет Франца Кафки, однако , в иерархической системе "нелепых" романов , по моему мнению, рядом с любителем...-4

Сюжет

Если коротко: сюжет данного чтива представляет собой описание быта, военных "подвигов" и разного рода приключений американских солдат во времена второй мировой на острове Пьяноса у берегов Италии, разумеется, повествование сопровождается абсурдными сценами и соответствующими персонажами.

 Как правило, при слове  "абсурд", ассоциативное мышление проецирует в черепной коробке портрет Франца Кафки, однако , в иерархической системе "нелепых" романов , по моему мнению, рядом с любителем...-5

Персонажи

Героев романа в целом можно поделить на две страты: люди, для которых война является выгодной и они всячески пытаются обзавестись на ней статусом, властью или деньгами - Кошкарт, Корн, Гнус, Шайскопф, Миндербиндер. Своих целей данные особы пытаются достигнуть посредством всеми известного оружия манипуляции человеческим разумом - патриотизмом, посредством которого они пускают пыль в глаза второму "классу эксплуатируемых" коими являются такие персонажи как: Крафт, Орр, Нетли, Дэнби, Кроха Сэмпсон, Маквот. Именно эти ребята рвут свои задницы и рискуют собственной шкурой, являясь пушечным мясом и марионеткой бизнесменов и любителей красивых медалек. Сами же парни, в свою очередь, не нуждаются в войне, с крайним энтузиазмом мечтая о жизни обычного человека, без насилия и смертей.

Лучиком света, в этом наполненном гротеском хаосе, является Йоссариан. Определенно, посредством этого персонажа Хеллер иллюстрирует все свое отношение к войне, возможно, в нем есть даже что-то биографическое. Человек, которому абсолютно безразличны бабки, регалии и патриотизм. Главной целью персонажа является выживание и возвращение домой как следствие. Йоссариан - чистой воды бунтарь, который мог устроить нехилую взбучку военной "элите", он прекрасно осознавал, что число полетов, которые он давным давно уже отработал, будут и дальше увеличивать, дабы сгноить всех солдатов. Он чувствовал абсурд и несправедливость лучше чем кто бы то ни был, и причем с каждым добавленным вылетом все сильнее, ведь чем больше заданий - тем больше его близких товарищей становились трупами, что постоянно морально убивало нашего героя. Йоссариан знал, что все эти горы омертвленных тел - нелепая игра политиков... Люди, чьи разорванные снарядами кишки валялись на полях сражений умирали ни за что... Возможно, во многих из них таился прекрасный потенциал, способный колоссально повлиять на человеческое бытие, однако никчемный дипломат и животное-полковник предпочли для него яму с дерьмом...

 Как правило, при слове  "абсурд", ассоциативное мышление проецирует в черепной коробке портрет Франца Кафки, однако , в иерархической системе "нелепых" романов , по моему мнению, рядом с любителем...-6

Концепция.

Хеллер видит войну грязной путаной, которая для многих становится выгодной, однако только не для обычных людей. Мило, Кошкарт и прочие высшие чины неплохо наварились баблом посредством манипуляций над бессильными во властных полномочиях людьми. Трупы льются, а денюжки, ордена и медали текут... И данный феномен абсурда сопровождается подобными диалогами как бы дав читателю понять, что чем субъект вменяемее, тем больше проблем он обретет на фронте, если вообще вернется живым:

Поправка-22. «Всякий, кто хочет уклониться от выполнения боевого задания, нормален»

"Я, конечно, не жалуюсь, – горестно усмехнувшись, добавил он. – Во время войны жаловаться не приходится. Во время войны многие должны обречь себя на страдания ради общей победы… Да только почему именно я"?!

"Так на чем мы остановились? Прочитайте-ка мне последнюю фразу.
– «Прочитайте-ка мне последнюю фразу», – тотчас прочитал капрал, который умел стенографировать.
– Да, не мою последнюю фразу, болван! – заорал полковник.
– «Прочитайте-ка мне последнюю фразу», – тотчас прочитал капрал.
– Это моя последняя фраза! – взвыл полковник с побагровевшим от злости лицом.
– Никак нет, сэр, – поправил его капрал. – Это моя последняя фраза. Я вам только что ее сказал. Припоминаете, сэр? Пятнадцать секунд назад".

"Это ведь беспроигрышный трюк — гордиться тем, чего следует стыдиться, — на нем еще никто не споткнулся".

"Ну можно ли рисковать в столь почтенном возрасте остатками жизни за ерундовину вроде родины?
Тут Нетли внезапно опять обрел под ногами почву.
— Ничего я не вижу! — с пафосом отпарировал он. — Родина — это вовсе не ерундовина, и бывает так, что человек просто должен умереть за родину".
— Вы думаете? А что такое родина? Участок земли, окруженный со всех сторон границами, причем, как правило, искусственными. Англичане умирают за Англию, американцы за Америку, немцы за Германию, русские за Россию — в этой войне дерутся пятьдесят или шестьдесят стран, и каждая для кого-то родина. Так неужто все они стоят того, чтоб за них умирать"?
— Ради продолжения жизни иногда приходится идти на смерть, — сказал Нетли.
— Ради продолжения жизни надо жить, — возразил старый святотатец".

Было бы смешно, если бы не было так печально: именно так можно охарактеризовать всю идею романа. Куча мерзких людишек, безмозглых животных, меркантильных материалистов, уйма загубленных и невинных судеб, которые никогда не хотели стать участниками абсурдного и кровавого поприща, однако выбора им не оставили. и вся эта картина сопровождается чернухой! Людей гоняют как собак Павлов и все это под лозунгами ярого и прекрасного патриотизма,сопровождая повествование сценами, иллюстрирующими тупость зачинщиков, к которым читатель испытывает тошноту и крайнюю стадию отвращения и ненависти, словно во время прохождения военной комиссии! Прекрасно! Над идеей Хеллер явно поработал на славу.

 Как правило, при слове  "абсурд", ассоциативное мышление проецирует в черепной коробке портрет Франца Кафки, однако , в иерархической системе "нелепых" романов , по моему мнению, рядом с любителем...-7

Заключение.

После всего вышесказанного, вывод,думаю, весьма очевиден: произведение явно стоит вашего внимание. Потратьте самую малость вашего драгоценного времени и погрузитесь в неповторимую атмосферу тупости, абсурда и отмороженности, именуемой армейской аутентичностью!

Кстати, не так давно по книге вышел прекрасный сериал под руководством Джорджа Клуни, с которым я также рекомендую ознакомиться.