Найти тему
script bro | сценаристы

Джей Джей Абрамс: ящик с загадкой

Ни для кого не секрет, что мне нравится Джей Джей Абрамс. Я думаю, что сейчас он самый умный парень на свете - развивает свою компанию, берётся за крупнейшие франшизы, включая мои любимые "Звёздные войны" (*статья 2013 года).

Он также исследует свою оригинальную творческую сторону с помощью многочисленных сериалов и продюсерской работы. Он создал потрясающий сериал "Шпионка", и культовый "Остаться в живых", а его компания Bad Robot продолжает собирать все крутые научно-фантастические новинки.

Bad Robot недавно заключил договор на разработку сериала "11/22/63" по книге Стивена Кинга. Абрамс начинает превращать таких парней, как Спилберг (по иронии судьбы, его кумира), в динозавров индустрии.

Если когда-нибудь настанет день, когда я превращу Scriptshadow в производственную кинокомпанию, я буду тщательно изучать и копировать каждое движение, которое когда-либо делал Джей Джей Абрамс, как сценарист, как создатель, как режиссёр и как глава продакшена.

Возможно, я упустил время продать сценарий в возрасте 25 лет, на который подписался величайший актёр в мире (Харрисон Форд в "Кое-что о Генри"). Но что касается всего остального, того, как он ведёт свои дела, к каким проектам он и его компания присоединяются – да, я буду пытаться подражать этому.

Как это связано с сегодняшней темой? Абрамс выступил с замечательным докладом на TED несколько лет назад, и чем больше я узнавал о написании сценариев с тех пор, тем больше я понимаю, насколько мощным и важным было его выступление, посвящённое одному конкретному элементу повествования.

В написании сценариев наша задача в основном состоит в том, чтобы убедиться, что читатель захочет перевернуть страницу. Это простая, но в то же время невероятно трудная задача. Требуется практика, мастерство и талант, чтобы заставить кого-то захотеть прочитать ваш сценарий до конца.

Если честно, то в 60% случаев, когда я читаю сценарий, мне даже не хочется переворачивать первую страницу. Я уже чувствую, что писатель не знает, как меня заинтриговать, развлечь или заманить в ловушку. К тому времени, как я добираюсь до середины первой страницы, текст, история и ситуация уже становятся неинтересными.

К счастью для сценаристов, причины этого не в том, что сценарист “плохой”. Это почти всегда происходит потому, что они ещё не знают, как рассказать историю. Авторы не изучили (или не усвоили методом проб и ошибок) основные принципы драматургии, способы, с помощью которых вы сплетаете историю так, чтобы читатель продолжал оставаться с вами.

Например, если бы я рассказал вам историю о своём дне и начал с автомобильной пробки в которую попал по дороге на работу, затем перешёл к тому, что не смог найти место для парковки, потому что её ремонтируют, а затем поразил вас удивительной историей о том, как мой босс грозно посмотрел на меня, когда я вошёл в офис на пять минут позже, есть хороший шанс, что вы уже задремали.

Но если бы я начал ту же самую историю с восклицания: "Ничего себе! Какая безумная вещь случилась со мной сегодня на работе. Ты не поверишь!"

Затем, я рассказал бы ту же самую историю, но вам больше не было бы скучно. Это потому, что сейчас вы предвкушаете ту “безумную вещь”, и вам интересно, пока не услышите её и развязку истории. Это очень простой приём повествования.

И поскольку большинство авторов не изучают написание сценариев, рассказывание историй или драматургию, они просто не знают этого, а также всех других трюков, которые мы, сценаристы, используем, чтобы развлечь нашу аудиторию. Вот почему так много сценариев такие скучные.

-2

В выступлении Джей Джея Абрамса на TED он обращается к одному из самых мощных инструментов, которые можно использовать для поддержания интереса аудитории, – к загадке. Хотя загадка - это инструмент, о котором я говорил раньше, только после повторного просмотра речи Джей Джея я понял, насколько это важно.

Без загадок (маленьких, средних или больших) у читателя нет реального стимула продолжать читать. Если нет чего-то, что они пытаются выяснить или найти ответ, тогда история теряет свою силу.

Дело в том, что мне всегда было трудно классифицировать этот термин, что заставляло меня говорить что-то вроде: "Просто убедитесь, что в вашем сценарии много загадок".

Мне нравится, что Джей Джей в своём выступлении, визуально показал термин “загадка”, обозначив его как “ящик с загадкой”. Таким образом, получилась осязаемая "вещь", а не метод. И как только я увидел это таким образом, я понял, что вы можете более легко и методично внедрить это в свою историю. Каждой истории нужны ящики с загадкой!

Как правило, вы начинаете с одной гигантской загадки. Это поле, которое определяет общее направление истории. Возьмём, к примеру, "Мальчишник в Вегасе". Вопрос “Где Даг?” - это ящик с загадкой. Конечно, есть и другие причины, по которым "Мальчишник в Вегасе" такой смешной (забавные ситуации, высокие ставки, замечательные персонажи), но ящик с загадкой, который всегда находится в глубине нашего сознания – тот, который не оставит нас в покое, пока не получим ответ – это “Где, чёрт возьми, Даг?”

Оглядываясь назад на работы Джей Джея, вы обнаружите, что ящики с загадками доминируют во всех его фильмах и сериалах. В случае с "Остаться в живых" - это “Что это за остров?” Со "Шпионкой" - это поиск артефактов созданных Майло Джакомо Рамбальди. В "Миссия невыполнима 3” это была “Кроличья лапка".

Не случайно Джей-Джей включает эти ящики с загадкой в свои сюжеты. Они сразу же цепляют вас и поддерживают интерес, пока их не откроют.

-3

Как только у вас появится большой ящик с загадкой, ваша задача - создать несколько ящиков среднего и меньшего размера. Вы чередуете их по всему сценарию, так что читателю не только интересно, что, чёрт возьми, находится в большом ящике, он также хочет знать, что находится в маленьких ящиках.

Я вижу, что многие сценаристы (намеренно или случайно) используют гигантские ящики с загадками для создания своей истории, но помещают гораздо меньше маленьких ящиков, которые помогают нам пройти сцену или последовательность событий.

Например, если парень и девушка садятся в закусочной и просто начинают разговаривать, это далеко не так интересно, как если бы один из них начал разговор со слов: “У меня есть кое-что важное, что я хочу тебе сказать”, а затем вы скрываете эту важную информацию до середины или конца сцены. Ящик с загадкой!

Абрамс использует "Звёздные войны" в качестве примера того, как использовать ящики с загадкой, и это хороший пример. Но вы можете разобрать любую популярную историю и найти изрядную долю ящиков с загадками, упакованных внутри.

"Исчезнувшая" битком набита ящиками с загадками. Кто похитил Эми? Почему у Ника нет алиби на время убийства? Что он делал в то время? Что за таинственный телефон у него в кармане, на который он никогда не отвечает?

История начинает разваливаться только тогда, когда в конце в ней заканчиваются ящики с загадками. Больше нет тайн, и, следовательно, не осталось никаких “ящиков”, которые можно было бы открыть. Появляется Эми и начинает жить с Ником. Они часто ссорятся. Мы потеряли интерес.

-4

Итак, как нужно помещать ящики с загадками в свои собственные истории? Представьте себе зрителей, которые сидят в кинотеатре, чтобы посмотреть ваш фильм. Затем представьте гигантскую полку рядом с экраном. Думайте об этой полке как о "Полке Предвкушений". Там вы разместите свои большие ящики с загадками. Когда зрители смотрят свой фильм, они не могут не видеть эти неотразимые ящики. Им нужно продолжать смотреть, пока все они не будут открыты.

В этих ящиках с загадками есть несколько правил, которым нужно следовать. Во-первых, если вы раскрываете гигантский ящик с загадкой, в которой самый большой вопрос, обязательно замените её другим ящиком с загадкой, не менее интересным.

В "Остаться в живых" один из самых больших ящиков с загадкой - это люк, который они находят на острове. Однако, как только они показывают вам, что находится внутри этого ящика с загадкой, они заменяют его на другой. В бункере под люком есть компьютер, где каждые 8 минут нужно вводить серию таинственных чисел. Почему? Мы не знаем. НОВЫЙ ЯЩИК С ЗАГАДКОЙ!

В дополнение к этому убедитесь, что каждый ящик настолько таинственен и интересен, насколько это возможно. Скучный ящик ничем не отличается от отсутствия загадки. Снова пример из "Остаться в живых", если бы вы заменили ящик с загадкой о люке, скажем, на ящик с загадкой, спрашивающий, почему комната внутри жёлтая, читателю/зрителю будет наплевать.

Наконец, постарайтесь убедиться, что на "Полке Предвкушения" ВСЕГДА есть ЯЩИКИ. Им не обязательно всем быть удивительными или огромными. Их просто должно быть достаточно, чтобы заинтересовать зрителя. Я бы рискнул предположить, что у вас должно быть где-то от 2-6 ящиков с загадками одновременно, в зависимости от жанра и истории, которую вы рассказываете (некоторые истории, такие как “Шестое чувство”, будут больше зависеть от тайных ящиков, чем, скажем, фильм "Мой парень - псих").

Теперь, прежде чем вы вернётесь и начнёте включать ящики с загадками в свой сценарий, посмотрите несколько ваших любимых фильмов и обратите внимание на то, как они используют этот приём.

И помните, всегда старайтесь сохранить один последний ящик с загадкой до самого конца. До тех пор, пока ваш зритель задаётся вопросом, как будет решена последняя загадка, они будут продолжать читать/смотреть. Удачи!

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
-5

Ребята, записывайтесь на наш обновлённый сценарный онлайн-курс , а мы поможем вам написать сценарий (начало 17 января 2022)

3 месяца практики и живого общения по вашим проектам!

Результат: сценарий пилота или полнометражного фильма + полный "сценарный пакет" для презентации проекта продюсерам и кинокомпаниям.

Курс подойдёт:

  • начинающим авторам;
  • стендап-комикам, которые хотят работать в сценарных группах;
  • режиссёрам, которые хотят сами писать сценарии;
  • редакторам, которые хотят рассказывать свои истории;
  • сценаристам, которые пишут 2-3 проект, но нуждаются в поддержке;
  • актёрам, которые хотят написать потрясающих героев и сыграть их;
  • писателям, которые мечтают увидеть свои книги на экране;
  • всем, кто хочет освоить сторителлинг

По выходным на курсе мы проводим КиноКлуб - место, где мы вместе с вами разбираем фильмы и пилоты сериалов.

Сейчас мы работаем с несколькими ведущими продакшенами страны, и лучших авторов нашего курса заберём к себе в команду. Подробности в по ссылке ниже:

Make Russian Film Great Again!

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.