Многие думают, что Кока-Кола создала образ Санты-Клауса, каким мы его привыкли видеть. И ведь все сходится: красно-белый костюм, пузико, добродушное лицо. Иначе чем маркетингом не объяснить такие совпадения, этот дедушка буквально создан для того чтобы стать лицом компании.
Однако это все равно заблуждение...Кока-кола лишь популяризировала образ, но не создавала его.
Но...откуда он тогда взялся?
Старец с подарками прошёл долгий путь через века, чтобы сегодня дарить счастье миллионам детей по всему миру, создавать зимнюю сказку и объединять поколения за праздничным столом. И этот выпуск мы посвятим ему! Давайте проследим, каким путем он к нам добирался.
Северная Европа, Лапландия.
Начал он свой путь в Северной Европе, и звался тогда Святым Николаем. Согласно житию, Святой Николай подбросил через камин кошелёк с деньгами в дом нуждающихся. Тот угодил в чулок, который сушился на камине. Отсюда и пошла традиция подкладывать детям сладости игрушки в большой носок над камином.
Но то было ещё не рождество, подарки детям дарили 6 декабря, в день святого Николая. Во времена Великой Реформации святых перестали чтить, в том числе и их праздники. Однако, когда всё встало на свои места, Святой Николай снова начал приносить подарки, но уже 25 декабря, в рождество. Хотя не во всех странах. Например в Голландии дети могут найти игрушки и 6, и 25 декабря. Они называют ночного посетителя Синтаклаас.
Однако, до весельчака на оленьей упряжке было ещё далеко. Его изображали, как подобает изображать всех святых - высоким, светлым, статным.
Новый-Амстердам, Америка
Вместе с голландскими переселенцами, традиция прибыла в Америку. Удивляетесь, что не слышали о Новом-Амстердаме? Так теперь этот
город называется Нью-Йорк! Именно голландцы принесли в новый свет дух рождества и основные традиции, связанные с ним.
Так, нью-йоркцы внесли огромный вклад в развитие образа. В особенности нужно упомянуть двух - Клемента Кларка Мура и и Томаса Наста. Первый - поэт, сочинивший "Ночь перед Рождеством или визит Святого Николая" в 1822 году. Он посвятил эту добрую сказку в стихах своим детям, а в 1823 г. опубликовал её в журнале Sentinel. Вот там-то и были впервые упомянуты все атрибуты современного Санты - мешок с подарками, список плохих и хороших детей, упряжка с 8-ю оленями и печенье, собственно, само имя.
Сказка стала настоящим бестселлером, ведь к 1840-м году почти все американцы знали, кто такой Санта-Клаус.
К переизданиям сказки отдельной книгой делали разные иллюстрации, но в народе с большим интересом были приняты те, что были за авторством Томаса Наста, заслуженного карикатурщика.
Он изображал его веселым, немного жутким, старым эльфом, упитанным и невысокого роста. Историки считают, что в каком-то смысле это автопортрет художника, ведь он был такой же веселый, упитанный, невысокий и бородатый.
Всем очень нравилось, особенно детям. Поэтому Наст решил издать серию Карикатур, в которых рассказал юным читателям о жизни, быте и приключениях дедули с подарками
Так, к началу ХХ века Санта стал примерно таким, каким мы и привыкли его видеть. Он появлялся уже на тематических обложках журналов, газет.
И только после всего этого, в 1931 году Кока-Кола запускает рекламную кампанию. Целью было увеличить продажи охладительных напитков в зимнее время.
Автором стал Хеддон Сандблом, его рисунки используются и по сей день. В них Санта перестал быть эльфом, и стал человеком, хотя по-прежнему не таким высоким, как Дед Мороз.
Вот мы и приехали.)
Пункт назначения - весь мир за одну ночь!
И рождество, и новый год чудесные праздники. Они дарят тепло, уют и надежду на то, что грядущий год будет лучше.
Поэтому мы сердечно вас всех поздравляем с наступающими праздниками, пусть счастье всегда будет с вами, а под ёлкой только подарки!