Найти в Дзене

Бульвар Трубникова в г. Орле

11 марта 2021 года Орловская городская комиссия по наименованию и переименованию улиц приняла решение о необходимости юридического закрепления исторических наименований общественных территорий г. Орла, бывших до настоящего времени официально безымянными. В их число вошли всем известные скверы Танкистов и генерала Гуртьева, Орловских партизан и сквер Ветеранов, «Тургеневский бережок», а также скверы им. В.С. Калинникова и им. И.А. Бунина. Помимо этого в списке значатся парк «Ботаника» и бульвар Трубникова. Каждый из выбранных объектов достоин отдельной статьи, но сегодня мы остановимся на истории бульвара Трубникова, названного в честь орловского губернатора конца XIX – начала ХХ вв. и расположенного между современными административными зданиями заводов им. Медведева и «Текмаш». История бульвара насчитывает более 120 лет и началась весной 1900 г. К тому времени для жителей Орла уже были обустроены Городской бульвар, заложенный ещё в 1819 году и расположенный напротив Присутственных мест

11 марта 2021 года Орловская городская комиссия по наименованию и переименованию улиц приняла решение о необходимости юридического закрепления исторических наименований общественных территорий г. Орла, бывших до настоящего времени официально безымянными. В их число вошли всем известные скверы Танкистов и генерала Гуртьева, Орловских партизан и сквер Ветеранов, «Тургеневский бережок», а также скверы им. В.С. Калинникова и им. И.А. Бунина. Помимо этого в списке значатся парк «Ботаника» и бульвар Трубникова. Каждый из выбранных объектов достоин отдельной статьи, но сегодня мы остановимся на истории бульвара Трубникова, названного в честь орловского губернатора конца XIX – начала ХХ вв. и расположенного между современными административными зданиями заводов им. Медведева и «Текмаш».

Бульвар Трубникова, изображение №1
Бульвар Трубникова, изображение №1

История бульвара насчитывает более 120 лет и началась весной 1900 г. К тому времени для жителей Орла уже были обустроены Городской бульвар, заложенный ещё в 1819 году и расположенный напротив Присутственных мест (современная площадь Ленина), а также Городской сад, открытый в 1823 году губернатором Шредером. Во второй же части города (современный Железнодорожный район) центральная ул. Московская на протяжении некоторых кварталов была засажена одним рядом деревьев, к тому же значительную территорию Крестовоздвиженской площади украшал сад(территория современных кинотеатра «Родина» и сквера между ул. Московской и площадью Поликарпова).

-2
-3
-4

Если представить Орёл начала ХХ века, то граница города, согласно Регулярному плану застройки, принятому ещё в 1779 году, проходила по ручью Ленивец (в районе современного завода им. Медведева), где с одной стороны располагались кузни города, а с другой жилые дома. Черта города была отмечена постройкой Московских ворот, за которыми находилась Покровская слобода, территория некогда принадлежавшая государственным крестьянам, а к концу XIX – начала ХХ века превращающаяся в промышленный пригород.

-5
-6
-7

Градообразующим объектом данного района стал железнодорожный вокзал, изменивший поток грузоперевозок с речного транспорта, отправляемого с Орловской пристани, и составивший значительную конкуренцию транспорту на гужевых дорогах. (Первый железнодорожный состав прибыл в Орёл из Москвы в 1868 году).

-8

Кроме того, сразу за Московскими воротами действовали несколько промышленных заведений Орла. Среди них - Механический, медно – котельный и машиностроительный завод братьев Кале, занимавшийся выпуском перевозных нефтяных двигателей. (Продукция данного завода была удостоена большой золотой медали Императорского Доно – Кубано – Терского общества сельского хозяйства в Ростове – на - Дону, а также «Гран – при» в Брюсселе). Севернее располагался бывший чугуноплавильный завод братьев Перелыгиных, который обрёл новую жизнь чуть позже, в 1901 году, перейдя во владение инженера Хрущова, организовавшего производство машин для обработки льна и пеньки, а также выпуск двигателей внутреннего сгорания системы самого Хрущова. Таким образом, участок по Московской улице на территории Покровской слободы к началу ХХ века становится более оживлённым. И внешний вид данного района становится важен не только для приходящих на завод рабочих, но и многочисленных гостей города, в том числе и инспекторов различных ведомств, приезжавших в Орёл, в основном, железнодорожным транспортом. Неизвестно точно, была ли закладка нового бульвара запланированным событием, воплотившимся весной 1900 года, или зависело от какого – либо конкретного стечения обстоятельств, но 1900 год для губернатора Трубникова стал запоминающимся, события которого, среди прочих официальных визитов, он описал в своих воспоминаниях:

-9

Бульвар Трубникова, изображение №9«В начале 1900 года меня уведомили, что существует предположение о состоящихся в августе и сентябре 1900 года в пределах Орловской и Курской губерний маневрах в высочайшем присутствии, а потому нужно было обратить внимание на дороги. Ввиду этого я сделал все соответствующие распоряжения…», в том числе «…в первой половине мая выехал для обозрения границы губернии с Курской…». «…в 8 ч. утра…я поехал…на вокзал для встречи великого князя [Константина Константиновича] …». С момента закладки бульвар официально не имел конкретное название, наименование ему было присвоено только через год и связано с уходом губернатора Трубникова со своего поста. Согласно воспоминаниям Александра Николаевича, весной 1901 года он«…получил депешу от графа Н.А. Протасова – Бахметьева, в которой он уведомлял меня, что согласие Ее величества на назначение меня Почётным опекуном последовало…Почти после семилетнего пребывания в Орле приходилось с ним расставаться…». Через несколько дней «…начали мне делаться всевозможными учреждениями и личностями обеды, ужины и другие проводы, т.к. этим хотели доказать мне свою любовь и сожаление, что нам приходится расставаться… Председатель, исправляющий должность городского головы Гайдуков, поднёс мне хлеб – соль на серебряном блюде и проводил меня в столовую… Затем начался обед, во время которого пили за моё здоровье, и исправляющий должность городского головы, сказал, что «за всё доброе, сделанное нам А.Н. Трубниковым, городская дума постановила избрать его Почётным гражданином города Орла и назвать бульвар, идущий от вокзала железной дороги до города, «Трубниковым».

-10

Официальное присвоение городским объектам в качестве наименования фамилии представителя какого – либо рода деятельности – ответственное событие, которое должно подтверждаться многочисленными заслугами последнего. К началу ХХ века в Орле официально фамилию губернатора носил только Левашев спуск. Так чем же губернатор Трубников заслужил такое уважение городской думы? Александр Николаевич сам перечислил многие свои заслуги в ответ на решение городской власти о присвоении бульвару его фамилии: «…Я был очень тронут этим вниманием и сказал, что расстаюсь с Орлом с большим огорчением и что мне всё-таки приятно отметить то, что при помощи Н.И. Чибисова и городской думы мне удалось сделать для Орла. Во – первых, наш соборный храм – Петропавловский собор перестроен из холодного, он стал тёплым. Затем мне удалось присутствовать при освящении храма, построенного при женском монастыре. Мне пришлось участвовать на закладке храмов для драгунского полка и железнодорожного храма, расположенного на вокзале. Кроме того, при мне были построены казармы и конюшни для драгунского полка; при мне была основана община сестёр милосердия; при мне был проведён электрический трамвай; при мне была улучшена городская бойня; при мне был усовершенствован водопровод; при мне были улучшены мостовые в городе и прочее и прочее…Независимо от сего я сказал, что для Орла, считавшегося почти 20 лет несостоятельным, в настоящее время мне удалось добиться заключения займа, так что акции города Орла теперь имеют цену, и купоны приносят доход…Речь моя была покрыта громкими «ура» в мою честь. Затем искренно поблагодарив всё купеческое общество за радушный приём и за тёплые проводы, я с ними со всеми распростился и вернулся домой… » Остаётся добавить, что кроме всего перечисленного, губернатор Трубников немало сделал для развития сферы культуры. Приняв предложение членов Орловской учёной архивной комиссии, стать её председателем, распорядился создать губернский музей для хранения памятников старины и предметов, собранных комиссией. Мысль о создании музея высказывалась членами комиссии и раньше, но только при Трубникове она нашла своё реальное воплощение. В декабре 1897 года в здании губернского правления был открыт губернский музей, ставший основой для современного Орловского краеведческого музея. Кроме того, в мае 1900 года была открыта Орловская общественная библиотека в память столетия со дня рождения А.С. Пушкина (ныне Центральная городская библиотека им. Пушкина). Вопрос о протяжённости бульвара Трубникова на данный момент остаётся открытым, так как на карте 1901 года данное зелёное насаждение ещё не отмечено. Известно, что начинался он от границы города - Московских ворот, а заканчивался в районе вокзала, но точных указаний последней границы нет. На фотографии Екатерининских столбов начала ХХ века (расположенных приблизительно в районе современной остановки «Текмаш») Трубников бульвар просматривается.

-11

О.П. Власова в книге «Орловские бульвары и скверы» отмечает, что после революции бульвар продолжал существовать как зелёная зона. Во время же оккупации г. Орла немецкими войсками в 1941 – 1943 гг. был почти весь вырублен. После освобождения во время восстановления города на месте бульвара были высажены новые деревья, а в 1975 году бульвар был благоустроен: по обе стороны аллеи поставлены лавочки и установлены светильники. P.S. На сегодняшний день остаются открытыми несколько вопросов: какими видами деревьев был представлен бульвар Трубникова и сохранились ли отдельные представители дореволюционной посадки? На различных интернет – платформах можно встретить информацию, что первыми деревьями нового городского бульвара стали пирамидальные тополя и клёны. На сохранившейся фотографии запечатлён только фрагмент бульвара, по которому нам и остаётся делать выводы: в правом ряду аллеи, предположительно, визуализируются клёны; левый же ряд на фотографии нечёткий, но форма кроны дерева не сходна с формой пирамидального тополя.

-12

Внимание многих жителей города привлекает тополь, расположенный справа от входа в здание завода им. Медведева, поэтому в сети появляются предположения о его возможной связи с первоначальным бульваром Трубникова. Тополя относятся к быстрорастущим деревьям, которые часто использовали в озеленении городов. Но в городской черте продолжительность жизни тополя достигает 50 – 70 лет. (При этом учёные отмечают, что при благоприятных условиях в дикой среде тополя могут достигать 150 - летнего возраста). Разрешить вопрос, имеет ли отношение данный тополь к первоначальному бульвару Трубникова, возможно только после изучения документации об озеленении Московской улицы в различные периоды истории, если таковые заполнялись и сохранились.

-13
-14