В 1321 году летом Францию и Италию охватил слух: больные люди намерены заразить здоровых. Случилось это семь столетий назад.
Во Франции власти начали самостоятельно расправляться с прокаженными. Филипп V получил известие в июне 1321 года о том, что в Аквитании сожгли большое количество люде. Якобы они признались, что стали отравлять водоёмы, чтобы заразить христиан. Король поверил и издал ордонанс. Этот документ разрешал чиновникам задерживать больных и наказывать их.
Меры борьбы
Если христианин заболевал, то он был исключен из списка полноправных христиан. На богатых это не так сильно сказывалось. Они изолировали себя с собственном доме. Бедных же выгоняли из города. Из вещей у них была миска, чтобы просить подаяние. И колокольчик, который говорил о том, что прокаженный близко. Также бедных могли закрыть в лепрозории. В период с XII по XIII века открылось очень много лепрозориев.
В 1179 году был созван Латеранский собор. Епископы хотели добиться, чтобы для прокаженных строили отдельные церкви и чтобы их захоронения проводились как можно дальше от кладбищ людей, умерших по естественным причинам.
У людей был очень сильный страх заразиться. И существовал он наравне с отвращением. Но также люди осуждали больных, считая, что если человек заразился, то он совершил какой-то грех. Поэтому местные власти и думали, что если человек согрешил, то него есть только злые мысли, а значит он хочет уничтожить христиан.
Симптомы болезни
В то время считали, что проказа диагностируется только на поздних стадиях. И если болезнь еще не начала прогрессировать, то есть находится на первой стадии, то человек может скрывать болезнь, однако он заразен.
Бытовало мнение, что родители всегда передают болезнь своим детям. Также, что женщины являются источником болезни, которая передается не только половым путем, но и от обычного взгляда.
Если хотели определить, принадлежит ли человек к группе заболевших, то делали это не врачи, а власть. Следовательно, человека могли очень легко оклеветать. Это могло произойти, например, из-за мести этому человеку.
В случае, если человеку присваивали статус «прокаженный», это влекло за собой дискриминацию. И к тому же лишало прав: прокаженный не мог обращаться в суд, получить наследство, не может кому-то что-либо подарить. Но существует мнение, что эти законы ошибочны и на самом деле человек мог оспорить свое заболевание, получив справку о том, что он здоров.
Круг подозреваемых
Очень быстро прокаженных перестали считать едиными подозреваемыми. Однажды барон вручил королю письмо, который отправил прокаженный. Он писал, что его за деньги еврей подговорил найти людей, который бы стали отравлять колодцы.
Это заставило Испанию принять некоторые меры запретов по отношению к евреям: они не могли трогать руками продукты, когда покупают их на рынке; и им нельзя было входить в дом христиан, где есть колодец.
Однако Филипп V продолжительное время не хотел утверждать, что евреи имеют отношение к заговору. Это все потому что они приносили короне довольно высокий доход.
Также подозревали в деле зараженных и мусульман. Якобы мусульманские монархи внушили прокаженным, что если они перейдут на их сторону и заразят христиан, то получат власть в проживаемых землях.
Существует и испанская версия: мусульмане хотели заразить христиан, чтобы отомстить им за то, что они выгнали сарацинов с Пиринеев. И в результате этого мусульмане попросили евреев выполнить страшную месть.
Орудие преступления
Был известен и рецепт того, чем хотели отравить христиан. В состав зелья входила кровь человека и моча. Также были добавлены три травы с неизвестным названием. Компоненты необходимо было стереть в порошок, разложить в мешочки и разместить в колодцы.
Существовал еще один рецепт. Им пользовалась женщина из Пуатье. Нужно было взять змеиную голову, лапки жабы, волосы, а также жидность, которая очень ужасно пахла. Когда мешочек кинули в огонь, то, чтобы внутри, осталось целым. Это доказывало, что зелье настоящее.
Улики
Также были письма, которые оказывали, что мусульмане, евреи и прокаженные в сговоре. Одно письмо было адресовано еврею Самсону от султана Гранады. Султан писал, что даст евреям деньги лишь зато что, что те заставят прокаженных отравить водоемы. В письме было и зелье, которым должен был отравиться король. Второе письмо написал тунисский султан. Оно содержало доказательство дружбы между этими тремя группами населения. Однако неизвестно, подлинны ли эти письма. Следовательно нельзя сказать, существовали ли они на самом деле.
Жертвы
На сколько известно, не было жертв в данном деле. Люди просто боялись отравиться и в следствие этого страдали диареей. Возможно, кто-то добалял ораву в воду, но ее количество было таким маленьким, что она не причинила вред
Меры пресечения и наказания
Никто не придал значения тому, что не было жертв. Прокаженных, которые признавались в преступлениях, сжигали, а тех, кто отрицал вину, пытали.
Женщин сжигали наравне с мужчинами. Только если женщина была беременна, она отправлялась в тюрьму. И после родоразрешения ее тоже сжигали. Если ребенку не было 14 лет и он не признался в содеянном, он находился в тюрьме. Если произошло признание и ему исполнилось 14 его сжигали. Это делали с той целью, что якобы преступники оскорбили честь короля. После казни имущество сожженных переходило в казну.
Представители короны проводили репрессии только с конца июня 1321 года. До них в дело вмешались городские советы. Они конфисковали имущество, не подчиняясь королевскому двору. Но после король разрешил учинять расправы на местах.
Часто народ сам разбирался с прокаженными, запирал и сжигал их с имуществом. В приказе короля не говорилось, что евреи также были виноваты в заговоре, но народ знал это и верил слухам. Самосуд начался в Аквитании, через какое-то время он дошел до Парижа. Часть евреев сожгли, часть изгнали, а корона приобрела 150 тысяч монет.
Международные преступные сети, или Инфодемия
Хайме II получил письмо от короля Майорки. Тот писал своему кузену о бегстве прокаженных. Логично было бы предположить, что прокаженные имигрируют в Арагон.
Позже Хайме оформил указ, согласно которому всех больных, которые бежали из Франции, необходимо задерживать. Однако через некоторое время он приказал держать в тюрьме всех прокаженных, если они жили не в лепрозории. Также следовало задерживать иностранцев, потому что монарх утверждал, что болезнь сложно идентифицировать.
Если человек проходил проверку, то его отпускали, но выгоняли из страны. Богачи покупали грамоты, которые показывали, что они не причастны к делу отравителей и что они могут без затруднений передвигаться по землям короля.
Посмотрев на список иностранцев, которые подвергались задержаниям, можно узнать, что чаще всего задерживали генуэзцев. Генуя на протяжении долгого периода времени являласть конкурентом Барселоны в торговле. Из-за этого монарх отдал приказ забирать имущество у всех генуэзцев.
Также шла многочисленная миграция евреев. И в связи с этим монарх отдал приказ арестовать только тех евреев, которые оказались в стране около года назад. Люди активно начали покупать документы, по которым можно определить дату прибытия в страну. Подозревались и евреи родом из Каталонии. Они, уезжая во Францию, приобретали грамоту, которая бы доказала их происхождение.
Чем все закончилось
Все эти волнения в стране, как ни странно, не повлекли за собой последствий. Они прекратились довольно внезапно.
Указы о том, что надо арестовывать больных, отменили в течение года. Однако сохранилась привычка обвинять некоторые группы лиц в заговоре.
Кто придумал дело о заговоре прокаженных?
Историки считают, что это дело о заговоре показало, насколько же сильно людьми может управлять страх. Коллективом овладело бессознательность и своего рода состояние аффекта.
Но в Арагоне монарх лишь показал, что умеет использовать страх себе на руку. Он сам определял, кого ему выгонять из страны, а кого защищать.
То, что произошло во Франции, было лишь следствием столкновения интересов короны и местных управителей и отсутствия веры Филиппу V. Народ утверждал, что налоговая реформа короля – способ забрать большую часть имущества подданных. Король умер в 1322 году. И люди посчитали, что таким образом Франция освобождена от расплаты за грехопадение монарха. В деле прокаженных была виновата не ненависть и поиск виновных, а запутанные представления о грехах, власти и т.д.
И лишь только это может ответить на вопрос, почему же огромное количество людей вновь обрело спокойствие после месяцев зверской расплаты с прокаженными.