214 подписчиков

ТОП 4 решения вопроса навигации в тур-эндуризме

Человек, прочувствовавший прелесть дальних или просто сложных поездок вне дорог общего пользования, рано или поздно сталкивается с вопросом "Блин, да где я?". В этот момент мальчики становятся мужами и начинают планировать маршрут по-взрослому.

Ниже мы разберём четыре лучших инструмента в помощь начинающему тур-эндуристу, их плюсы, минусы и стоимость.

1. Бумажная карта.

Человек, прочувствовавший прелесть дальних или просто сложных поездок вне дорог общего пользования, рано или поздно сталкивается с вопросом "Блин, да где я?".

Если вы сейчас решили, что это шутка, значит невнимательно слушали своего препода по НВП/ОБЖ, или как там сейчас называется предмет, на котором учат прятаться от ядерных взрывов под партой, дышать в противогазе без фильтра и читать карту.

Навык чтения карты - архиполезнейший скилл любого уважающего себя путешественника. А наличие хорошей армейской карты "пятисотки" позволит вам с достоинством выбраться из любой перди.

В Интернете полно ресурсов, где можно скачать карту нужного региона нужной детализации, но при необходимости вы можете обойтись и обычной, от ЯндексКарт или Google Map. На ней отмечаете ключевые точки, ориентиры и названия населённых пунктов, после чего на руках у вас оказывается безупречный офлайн навигатор.

Плюсы: не зависит от источников связи.
Минусы: может раскиснуть в воде, улететь с порывом ветра, и её нужно уметь читать.
Цена: некоторые карты в сети можно скачать только платно, но распечатка общедоступных встанет вам только в стоимость бумаги и краски для принтера.

2. Крокки маршрута

Про этот способ ориентирования на местности хорошо знают курсанты военных училищ. В дополнение к карте, и для ускорения ориентации, вместе с рабочей картой командира они рисуют отдельный листок, где схематично прописан весь маршрут. Он может выглядеть как прямая линия - здесь не обязательно графически соблюдать все повороты и перепады высот.

Главное проставить ориентиры, которые будут встречаться вам на пути. Названия населенных пунктов, элементы дороги или рельефа, инфраструктуры или природных достопримечательностей.

Одни нужны будут просто для самопроверки, что вы идёте верной дорогой, другие - для изменения направления. Соответственно, там, где это нужно, вы проставляете ориентир+действие и, в последствии, выполняете всё то, что сами себе заранее нарисовали.

Плюсы: компактность и простота использования. Можно приклеить скотчем к шмурдяку на баке.
Минусы: как и с картой - бумага легко портится, но в отличие от большой карты, крокки маршрута можно заклеить полосками скотча, а-ля хендмейд ламинация.
Цена: бесплатно.

3. Смартфон и любое приложение с навигацией.

Человек, прочувствовавший прелесть дальних или просто сложных поездок вне дорог общего пользования, рано или поздно сталкивается с вопросом "Блин, да где я?".-2

Повышаем градус и вспоминаем про обыденные нынче смартфоны, для которых есть масса приложений, как в онлайн-сервисах, так и с возможностью прогружать офлайн карты нужной локации, причем в разных разрешениях. Обязательными к использованию считаются приложения Osmand и MapsMe. Хотя, вместо последней, нынче многие топят за OrganicMaps - новую разработку бывших авторов MapsMe.

Не стоит забывать про офлайн карты ЯндексКарт и Google Maps. Главное при работе с обычными навигационными приложениями - заранее прогрузить офлайн карты, и тогда у вас будет только одна зависимость - электропитание. Это вам придется решать выведением отдельной розетки под смартфон (если он едет у вас на руле) или покупки powerbank (если телефон в кармане, анавигация идет по наушникам).

Плюсы: хорошая детализация, актуальность POI, компактность, удобный интерфейс.
Минусы: зависимость от заряда устройства, который очень быстро высаживается в ноль.
Цена: в зависимости от варианта приложения и типа подписки. Яндекс и Гугл - бесплатно.  

4. Авто или мото навигатор

Человек, прочувствовавший прелесть дальних или просто сложных поездок вне дорог общего пользования, рано или поздно сталкивается с вопросом "Блин, да где я?".-3

Специальное устройство, разработанное для использования в машине или на мотоцикле. Общие принципы одинаковы: компактный корпус, тачскрин, постоянное питание от бортовой сети, работа с загруженными картами офлайн. Различие между авто и мото навигаторами только в том, что мотоциклетные разработаны для применения на открытом воздухе, и поэтому имеют более прочный и водонепроницаемый корпус. Что ощутимо увеличивает их стоимость.

Это микс бумажной карты и смартфона, только без недостатков этих двух вариантов. Не зависит от наличия сот или сигнала спутников, не боится влаги или ветра, не жрёт батарейку как в последний раз. Оптимальный вариант для путешествий, позволяющий не трогать телефон без нужды и не возиться с бумажными носителями. Современные навигаторы поддерживают GPS и ГЛОНАСС, и часто привозятся в РФ с предустановленным ПО от NAVITEL или его аналогов.

Плюсы: удобство использования
Минусы: придется заморочиться с креплением и питанием.
Цена: в зависимости от функционала и года, в котором вы читаете эту статью.

5. Картплоттер

Человек, прочувствовавший прелесть дальних или просто сложных поездок вне дорог общего пользования, рано или поздно сталкивается с вопросом "Блин, да где я?".-4

Профессиональный навигатор для мототуризма, который знает все проблемы этого хобби и готов ко всему: высокий уровень защиты от воды и ударов, мощная батарея, рассчитанная на длительную автономку, большие и яркие экраны с защитным стеклом. Это топчик, к которому мы должны стремиться, и высшее звено эволюции в цепи навигаторов для тур-эндуро.

Плюсы: это специальный инструмент для навигации.
Минусы: вряд ли у вас есть столько денег.
Цена: дорого.