Найти тему
Мысли о Смысле

"Би-2" - "Пора возвращаться домой". О чем эта песня?

Сегодня займемся разбором песни «Би-2» и Оксимирона «Пора возвращаться домой»

Обратим внимание на то, как устроен первый куплет. Он сразу погружает нас в атмосферу неприятного, сюрреалистичного существования:

Чёрный чёрствый хлеб тупой ломает нож… - хлеб зачерствел и его ломает тупой нож Действие странное, нелогичное. В то же время, если его воспринимать буквально, герой находится в столь плачевном положении, что не способен купить свежего хлеба и наточить нож.

Уставлены глаза в размытый горизонт… - снова бессмысленность: человек уставил глаза, но ничего не видит, поскольку горизонт размытый.

Прямо с потолка идёт бесшумный дождь… - дождь, идущий с потолка, - с одной стороны оксюморон, такого быть не может, поскольку под потолком мы, как правило, укрываемся от дождя, но в то же время это и метафора: потолок протекает. Также обратим внимание, что дождь «бесшумный». В предыдущей строке было нарушено зрение, в этой – аудиальное восприятие. Персонаж не слышит дождь.

Бегущая строка упёрлась в переплёт… - вновь сочетание несочетаемого: бегущая строка – обычно текстовый комментарий в видео (например, в новостях по телевизору), она не может упереться в переплет, лишь в край экрана. Перед нами символ остановки времени, то что должно двигаться, застывает, попав в странные обстоятельства.

Таким образом мы понимаем, что персонаж находится в состоянии уныния, в неприятных условиях и в ситуации оторванности от мира: он плохо видит, плохо слышит и его окружают странные события.

Далее следует припев:

Любовью чужой горят города – города живут своей жизнью, не допуская в нее героя, он не может обрести там любовь.

Извилистый путь затянулся петлёй – жизнь в пути стала невыносимой.

Когда все дороги ведут в никуда – герой находится в тупике, не знает куда двигаться дальше.

Настала пора возвращаться домой – единственный вариант – возвращение домой.

Таким образом нам раскрывают, почему персонаж несчастен: он находится в дали от дома, он заплутал. Чужой мир ему непонятен, поэтому он оторван от мира (плохо видит и плохо слышит).

Шумная толпа заполнила перрон

И мальчик за стеклом всё машет мне рукой – эти строки можно понимать по-разному: то ли герой решает вернуться домой, садится на поезд, а мальчик за стеклом – ребенок, чужой оставшийся на перроне, то ли герой приходит на перрон и не решается сесть в поезд, тогда мальчик как раз уезжает и машет как бы на прощание. Обратим внимание, что в любом случае здесь подчеркивается отчужденность героя: некому помахать ему на прощание и он представляет, что мальчик машет именно ему, хотя скорее всего это не так, но

Каждая судьба завязана со мной – то есть, герой чувствует связь с мальчиком, и всеми людьми на перроне.

И в памяти живой давно снесённый дом - эти строчки говорят о том, что герою некуда возвращаться, ведь его дом снесли.

В то же время последняя строка переворачивает смысл куплета и весь второй куплет можно воспринимать и как воспоминания об отъезде из дома.

Теперь обратимся к части, исполненной Оксимироном. Он описывает иррациональную тоску по дому (что делать, если победа сердца над разумом,) ощущения себя чужим в неродной культуре (надоело среди туземцев быть пасынком), и возвращение на родину.

Едва ли спасут летящего на смерть

Кипарисы, пальмы, лазурь; загар — не доспех

Тут муссон прозвали Монсун, пейзажи как во сне – эти три строки показывают красоту чужих земель, но в свете сумрачной мысли о полете на смерть.

Но чем замазать тоску по месту, где нас нет? – фраза понятна, но обратим внимание, что чудесные пейзажи находятся в обрамлении грустных мыслей. Оксимирон играет на контрасте: прекраснывнешний мир, против темного, тоскливого внутреннего мира.

Здесь пусть не комфорт, но и не Лефортово

А ты упорно ждёшь телепорт домой, чтобы торкнуло - тоска по дому не отпускает.

По старой формуле, в дом родной, где нет орднунга

Здесь ты видел всё: шахты Дортмунда, скалы Корнуэлла

Стадо морлоков из трущоб раннего Оруэлла книг – эти строки говорят о том, что герой путешествует по Европе между Германией и Англией.

Далее вновь следует размышление о том, что тоска по родине сильнее разума. И герой решается дерзнуть, летит туда, куда зовет его душа.

Оксимирон использует множество отсылок и цитат. Я не перестаю удивляться, как в одном тексте он сочетает морлоков Уэллса, трущобы Оруэлла, библейское «Камо грядеши?» и античного Икара, летящего к солнцу. Последние две отсылки явно намекают, что ничего хорошего герой не ожидает: «Камо грядеши?» («Куда идешь?») спрашивал у Христа апостол Петр на Тайной вечере, перед тем как Иисус отправился на казнь (Иоан. 13:33—36). Икар же по преданию полетел к солнцу на искусственных крыльях, но от жара воск, скреплявший их, расплавился и Икар упал.

Я думаю, что в песне отражена идея блуждания человека, его потерянности в современном мире, об ощущении оторванности от жизни и разочарованности в ней. Все, что ему остается, - вернуться домой, но ведь дом давно снесен…

#би-2 #оксимирон #рок #рэп #музыка #стихи #песни #поэзия #искусство #культура