Мы находимся в Балаклавской бухте. Еше не так давно (во времена СССР) попасть сюда было весьма проблематично: надо было иметь либо постоянную местную прописку, либо спецпропуск.
Все дело в том, что бухта и ее окрестности из-за большого количества военных объектов, расположенных на данной территории, являлись закрытой зоной, где действовал режим особой секретности. Главными же "действующими лицами" являлись объекты 825 ГТС и 820 РТБ, имевшие гриф "Совершенно секретно". Именно с ними нам сегодня и предстоит познакомиться.
Но сначала мы уделим некоторое внимание самой бухте, которую первыми в "промышленных" масштабах начали осваивать англичане. Именно они, во время Крымской войны 1853-1856 гг., оценив все преимущества данного места (вход не виден с моря, извилистый фарватер, глубина до 35 метров, горный рельеф и т.п.)
построили первый 100-метровый причал на западном берегу и подвели к нему железнодорожные пути.
Через 100 лет (в 1953 г. ) Балаклавская бухта снова превращается в грандиозную стройку, продолжающуюся вплоть до 1961 г.. На этот раз "основные события" уже разворачиваются в недрах горы Таврос, из которой было удалено около 120 тонн мраморовидных пород. О том, для чего это было все сделано в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века и на что было потрачено 130 миллионов рублей (по курсу 1961 г.) обычные "смертные" смогли узнать лишь только после распада СССР. Оказывается, во время "холодной" войны в Балаклавской бухте располагалась подземная база подводных лодок, состоящая из нескольких объектов:
- объект 825 ГТС - предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок (глубоководный 600 метровый канал, в котором могли разместиться 7 подводных лодок проектов 613 и 633 + 100 метровый сухой док);
- объект 820 РТБ - ядерный арсенал военно-морского флота СССР.
И вот сегодня мы имеем возможность познакомиться с военной тайной СССР (точнее с тем, что от нее осталось) и увидеть ее новое "содержание", т.к в настоящее время (благодаря крупномасштабной реконструкции) в горе Таврос функционирует одна из площадок Военно-исторического музея фортификационных сооружений РФ, оборудованная по последнему слову техники.
Припарковавшись на Таврической набережной
и приобретя входные билеты
мы оказываемся внутри секретного объекта.
Наше знакомство начинается с общей информацией об объекте:
- причин его появления на свет (укрытие для подводных лодок, способных нанести ответный ядерный удар в случае развязывания потенциальным агрессором войны с применением ядерного оружия + укрытие от ядерного взрыва для 3000 человек);
- тактико-технических характеристиках (мы находимся в противоатомном подземном комплексе 1-ой категории устойчивости - выдерживает прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн (в 7 раз больше, чем бомба, сброшенная на Хиросиму), общая площадь подземного "города" 19 000 кв. м; толщина бетонных стен - до 5-ти метров; глубина залегания от наивысшей точки - 126 метров; длина водного канала - 602 м, ширина - от 12-ти до 22-х м, глубина - 8 м.
В случае возникновения ядерной угрозы все входы в подземную базу перекрывались (для этого она была оснащена надежными защитными воротами, способными поглотить кинетическую энергию ядерного взрыва и выдержать давление до 60 кгс/см.кв, что сравнимо с давлением воды на корпус подводной лодки на глубине 600 метров) и она, благодаря самым современной (на момент строительства) системе жизнеобеспечения (система регенерации воздуха +система очистки воды+ вентиляционная система+склады продовольствия) могла функционировать в автономном режиме до 30 суток.
Миновав шлюзовую камеру и пройдя дозиметрический контроль мы выходим в следующий "зал" - потерну - подземный коридор протяженностью около 300 метров, вдоль стен которого размещены различные экспозиции и экспонаты. Кстати размеры коридора имеют достаточно внушительные размеры: ширина 3,5 метра, высота - 4 метра. Здесь, в рамках выставки "На страже морских границ", можно познакомиться с героическими кораблями и подводными лодками времен Великой Отечественной войны, проследить развитие торпедного оружия в СССР (и осмотреть ряд экспонатов на эту тему), узнать теоретические аспекты распространения ударной волны при ядерном взрыве (кстати, все коридоры и водные каналы на базе имеют закругления определенного радиуса, который рассчитан таким образом, чтобы максимально погасить ударную взрывную волну (в случае проникновения ее на базу), а также проникнуть в некоторые тайны строительства объекта...
Спустя некоторое время мы выходим к морскому (подземному) каналу - месту, где размещались подводные лодки проектов 613 и 633. На придоковой площадке можно ознакомиться с разнообразным водолазным снаряжением, встретить сверхмалую подводную лодку "Тритон -1М" (глубина погружения 40 метров, скорость 6 узлов, автономность плавания 7 часов); на примере подводной лодки-мишени проекта 690 "Кефаль" узнать все нюансы ее прочного корпуса (способен выдерживать попадание учебных торпед калибра 533-мм весом до 2200 кг со скоростью до 50-ти узлов). Также здесь можно заступить на вахту в БП-36 (боевой пост управления рулями подводной лодки).
На восточной стороне подземного "царства" просматривается "свет в конце тоннеля". Направляясь в сторону источника свежего воздуха и дневного света мы оказываемся в том месте, откуда подводные лодки, базирующиеся в подземной базе выходили в Балаклавскую бухту. Здесь располагался один из двух батопортов (гидротехнический затвор) секретного объекта (первый находился при входе в канал).
В отличии от лодок туристы не могут в этом месте выбраться наружу и нам предстояла вернуться к сухому доку, чтобы снова влиться в поток экскурсантов.
В районе погрузочной площадки объекта 820 РТБ (сейчас на ее площадях размещены различные виды корабельного оружия)
мы снова "погружаемся" в подземный коридор (потерну), где за специальными защитными воротами
во времена функционирования подземной базы располагался ядерный арсенал -объект 820 РТБ (ремонтно-техническая база), основными задачами которого являлись:
- прием ядерных боеприпасов;
- хранение и техническое обслуживание ядерных боеприпасов;
- подготовка к боевому применению ядерных боеприпасов
- обеспечение сил Черноморского флота ядерными боеприпасами
Сегодня об ядерных боеприпасах напоминает экспозиция "Корабли-носители ядерного оружия" и ряд более серьезных экспонатов, среди которых стоит выделить крылатую ракету Х-22 (Буря), контейнер для транспортировки ядерных зарядов "Изделие Б142/Ф4", торпеды МГТ-3 и СЭТ-62.
Миновав аварийный выход
мы попадаем в "Красный зал" -
место, где располагается экспозиция "Преступление перед человечеством", посвященная трагическим событиям августа 1945 г., когда американцы сбросили своих "Малыша" и "Толстяка" (ядерные бомбы эквивалентные 13 и 21 килотоннам тротила соответственно) на японские города Хиросима и Нагасаки.
Здесь же мы видим "План ядерного удара по СССР", разработанный американцами в сентябре 1945 г., послуживший началом продолжительной "холодной" войны.
Следуя за "ядерными боеприпасами", учет которых ведется педантичными секретчиками
мы переносимся на "Черноморский театр военных действий в 1941-1944 гг.". Данная экспозиция, посвященная основным событиям того периода и людям, героически защищавшим нашу Родину на Крымском полуострове от немецко-фашистских захватчиков, начинается словами из стихотворения Р. Гамзатова:
"Ведь если факел памяти погаснет,
Померкнет жизнь без этого огня.
Окажется, что жертвы все напрасны
И ни тебя не будет, ни меня."
При выходе с подземного объекта
мы попадаем в Арсенальный двор. Здесь представлены палубный штурмовик Як-38 (первый в СССР самолет вертикального взлета и посадки), морской телеуправляемый комплекс МТК-200 (один из первых советских морских роботов) и ряд др. экспонатов, связанных с морской тематикой.
В принципе, на этом наша экскурсия по некогда совершенно секретному объекту СССР подошла к своей завершающей стадии. Однако, на Арсенальном дворе мы обнаружили еще один "секретный" объект - точку музейного общепита. Надо сказать, что меню здесь достаточно разнообразное, а качество приготовления блюд вполне приличное...
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации, посвященные достопримечательностям Крыма.
Источники информации:
1. Материалы Балаклавского подземного музейного комплекса