Говорят, дети себя помнят примерно с 3,5 лет. Муж уверяет, что он помнит, как его грудного в коляске привезли в поликлинику на Чистых прудах и взвешивали там на ледяных весах, и он помнит ощущение этого холода. А я не так давно сообразила, что тоже что-то про себя помню до 3-х лет, хотя и очень смутно.
Припомнились три туманные картинки. Не сразу, по очереди. Первая- помню, как мы с бабушкой ходили гулять. Она держала меня за руку, мы выходили из дома и шли по улице до большой арки. Потом проходили в эту арку к большому памятнику, она мне показывала человека на коне и что-то рассказывала. Больше ничего не помню. Вторая - большой мост, вечер и уже темно, я на мосту, мне неуютно, страшновато, но меня крепко держит за руку родная и близкая женщина, но это не мама. Третья - праздник, гости, радостный шум, ко мне наклоняется какой- то мужчина, протягивает мне ложечку, и говорит - это тебе. Ложечка чайная, с разноцветным попугаем на конце. Всё. Эти невнятные картинки всплывали во мне постепенно, медленно, толчком послужили попытки разобраться в родословной, но выспросить подробности было уже не у кого.
После расследования выяснилось следующее. Первые три года своей жизни я жила в Ленинграде и оказалось, что все эти всплески давней памяти относятся к тому периоду.
Первая картинка, с бабушкой - бабушка была двоюродная, моей маме она приходилась родной тётей, сестрой её матери, а моя родная бабушка уже давно лежала в братской могиле на Пискарёвском кладбище и была занесена в списки блокадников. В Москву нам иногда приходили письма с адресом - Красная улица, я помню цветные поздравительные открытки. Ничего не сохранилось, мы часто переезжали в Москве, родители не любили хранить ненужное, и при переездах всё выкидывалось. Этой весной я вдруг наткнулась на мамину девичью фамилию в официальных списках на сайте Память народа, там в списке призывников указана дата призыва, 1943 год и точный адрес проживания - та самая Красная улица, дом номер 20 и номер квартиры. И две одинаковых фамилии рядом: мама и её сестра-близнец. И сразу всё встало на свои места: Красная улица в Ленинграде сейчас в Санкт-Петербурге называется Галерной, она идёт параллельно Английской набережной и через знаменитую арку выходит на площадь Декабристов, где стоит Медный всадник. Как говорят, пазл сложился.
Второе воспоминание на мосту- очевидно, я была с моей тётей, они с мамой были очень близкие люди, как все близнецы. По отдельности даже я их иногда путала. Они обе очень тяжело переносили разлуку, случившуюся в их жизни. Сам мост совсем не помню, в Питере их много.
А третья картинка, с ложечкой - вот это удалось обсудить с мамой, она тогда еще была жива. Сама ложечка в процессе жизни исчезла бесследно. Я её помнила с детства и всегда считала своей, её же мне подарили. До сих пор помню этого вишнёвого попугая. На обратной стороне попугая была выгравирована дарственная надпись с указанием моего имени и год вручения. Но мама развеяла мою уверенность и рассказала, что на самом деле этот мужчина с ложечкой был влюблён в её сестру, это был один из их друзей, и на каком-то празднике он хотел сделать ей подарок и при всех протянул эту ложечку, а она вспыхнула, смутилась и сказала, что не возьмёт. Момент был скользкий, рядом с ней стоял её муж. А я болталась тут же, внизу. Тогда он развернулся ко мне, наклонился, назвал меня по имени, которое было такое же, как и у маминой сестры, и отдал эту ложечку мне. Ложка была кажется, серебряная, и мы с моей сестрой хорошо её помнили. Похожую ложку я отыскала в интернете, теперь ведь наши возможности почти безграничны. Наверное, при большом хотении и приобрести её можно.
Так что наша память - кладезь нашей жизни, всё можно выкопать, если есть на это время и желание. Теперь у меня есть желание своими глазами посмотреть на этот дом на Красной улице. Это здание историческое, о нём очень много информации в интернете, и полно фотографий, всё это интересно почитать, но больше всего мне хочется зайти в этот дом и постоять перед квартирой, в которой они жили. Может быть, когда-то я это желание осуществлю.
Всем спасибо!