60,5K подписчиков

Проблемы с непроизносимыми согласными. Запоминалки, стихи, сказки и упражнения для того, чтобы раз и навсегда усвоить эту тему

2,7K прочитали

Кто-то правило лучше запоминает, когда смотрит на красочный плакат-схему, кто-то учит, как стих, кто-то просто делает много упражнений на закрепление. В этой статье будут мои авторские наработки и запоминалки на тему "Непроизносимые согласные". Подходят школьникам любого класса. Они помогут усвоить эту тему раз и навсегда. Ошибок больше не будет.

Что такое непроизносимые согласные и зачем их проверять

Если кто не сталкивался ещё с этой темой, то поможет вопрос-проблема. Напишите ребенку несколько слов, пропустите в них согласные, спросите его, нужно ли туда вставить какую-нибудь букву или нет:

Грус...но, извес...ный, ужас...но, вкус...но, прелес...ная, интерес...ное, капус...ный.

Ребенок может ошибаться. Спросите его, как можно проверить буквы, которые он вставит. Пусть сам подумает об этом. Это и есть вопрос-проблема. Он может сам дойти до составления правила о непроизносимых согласных, а может и не дойти.

Рассказываем ему стихи вместо скучного правила из учебника:

Иллюстрации в статье авторские
Иллюстрации в статье авторские

Можно рассказать сказку "Звуки, которые играли в прятки":

Жили-были разные звуки. Одни из них очень любили играть в прятки с другими звуками. Спрячутся так в словах, что мы их не слышим и не произносим.
Спрячутся под "лесницей" и нет их. Но писать правильно в тетрадке нужно "лесТница", а не "лесница".
Буквы были упрямыми, не хотели никак произноситься. Людям надо было писать "солнце", а они прятались и выходило "сонце".
Тогда некоторые родственные слова сказали: "Мы людям поможем! Будем такие проверочные слова подбирать, чтобы четко слышать все звуки, даже те, которые прячутся от нас. "Капустный" лист будем проверять "капустой", а "уместный" - "местом". Тогда люди больше не будут делать ошибки в словах из-за глупых непроизносимых согласных звуков". Сказали так родственные слова и сделали. Больше не баловались непроизносимые согласные. А люди с тех пор, которые знали об этом правиле, больше никогда не ошибались.

Дети любят разные сказки на уроках. Полезно, если они будут им понятны.

Можно составить такую сказку самому. Так тема точно запомнится на всю жизнь. Например, скажите ребенку: "Придумай такую сказку, в которой будет история, почему непроизносимые согласные так стали называться, и как помочь их услышать. Может быть, их съела в словах акула? Или они обиделись на что-то и ушли в дальние края?"

Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове (например, сердце, местность, здравствуйте, солнце). При этом на письме эти буквы необходимо обозначать. 
Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне, следует найти родственное слово или изменить слово так, чтобы этот согласный звук слышался отчётливо.
Например, звёздный - звезда, грустный - грусть.

Закрепляем тему

  • Используем тренажёры и разные упражнения с пропущенными буквами, учимся подбирать проверочные слова.

   Звёз...ный, поз...но, праз...ник, сер...це, доблес...ный, грус...ный, ус...ный, свис...нул, извес...ный, прелес...ный, ярос...ный, чес..ный счас...ливый, вкус...ный.

  • Учим интересные стихотворения-запоминалки:
Кто-то правило лучше запоминает, когда смотрит на красочный плакат-схему, кто-то учит, как стих, кто-то просто делает много упражнений на закрепление.-2

Эти стихи в своё время очень выручали меня в школе. Когда теперь я даю их своим ученикам, это помогает и им.

Кто-то правило лучше запоминает, когда смотрит на красочный плакат-схему, кто-то учит, как стих, кто-то просто делает много упражнений на закрепление.-3
  • Важно научить ребенка подбирать проверочные слова, когда непроизносимый согласный встречается в тексте диктанта или другой письменной работы , состоящей из предложений. Например, отрывок диктанта:
Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Протяжно и грустно свистнул в ельнике рябчик. При виде чудесной картины сердце моё радостно забилось. Меня охватило чувство вечного праздника. Словно нет вокруг никаких опасностей. Радостный и счастливый я долго бродил по лесу.
  • Игра "Сочинялка". Придумываем интересные истории для лучшего запоминания. Ребенку даём набор слов с непроизносимыми согласными и просим сочинить сказку или рассказ с ними. Чем, смешнее и необычнее история, тем легче запоминаются слова на всю жизнь.

Например, даны слова: ненастный, вкусный, лестница, чувство, прелестный. История: "Был ненастный день, с неба падали вкусные макароны. У меня было прекрасное настроение и такое чувство, что я упаду с лестницы, пока буду собирать с крыши своего дома эти макароны".

Историю нужно записать, иначе моторная память не сработает, когда в упражнениях снова встретятся эти слова.

Ставьте "нравится", если статья была для вас полезна.

Пишите в комментариях, какие ещё запоминающиеся приёмы вы знаете.

Вам могут также быть полезны другие статьи на канале: