Найти тему

«Пожалуйста, помогите!»: казанские перевозчики вымаливают субсидии

KazanFirst
KazanFirst

После того как Госдума отклонила российский закон о QR-кодах на транспорте, татарстанские перевозчики заняли выжидательную позицию. Эксперты считают, что помощь транспортникам нужно оказывать на возвратной основе.

После введения QR-кодов в общественном транспорте пассажиропоток упал более чем на 30%, сократилась выручка, пожаловались перевозчики в обращении к властям Татарстана. Больше всего досталось кондукторам и водителям - пассажиры реагировали на ограничения воинственно, были случаи нападения на работников транспорта, некоторые кондукторы получили травмы.

«Были нападения на кондукторов из-за пассажиров, кто не показывал куар-код и не выходил из автобусов, приходилось снимать общественный транспорт с маршрутов и вызывать полицию. Очень больших усилий стоило убедить сотрудников работать в новых реалиях. На данный момент автотранспортным предприятиям удалось сохранить коллективы», - говорится в письме перевозчиков.

Автотранспортные предприятия жалуются, что оказались на грани банкротства. Теперь они ждут субсидию на покрытие убытков из-за введения QR-кодов и выделения средств из бюджета, которые помогли бы продержаться до полного восстановления пассажиропотока. «Пожалуйста, помогите!!!», - красноречиво говорится в конце обращения. Под текстом свои подписи оставили все автотранспортные предприятия Казани.

Более того, нагрузка на предприятия растет. Предполагалось, что с 1 января 2022 года все пассажирские автобусы обзаведутся тахографами. Это нововведение сейчас старается отсрочить Минтранс.

- В связи с принятием ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, наблюдалось значительное снижение пассажиропотока на маршрутах регулярных городских перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. При этом в настоящее время пассажиропоток на указанном виде транспорта в полном объеме не восстановлен до состояния доэпидемиологической ситуации, - отмечается в пояснительной записке Минтранса.

Также ведомство совместно с  исполкомом Казани занимается разработкой субсидий для перевозчиков, находящихся в тяжелом положении.

KazanFirst
KazanFirst

Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов считает, что бизнесу нужно помогать системно, причем не только на республиканском, но и на федеральном уровне. Президент России Владимир Путин возложил эту обязанность на глав региона, но республика не в силах справиться с последствиями ограничений самостоятельно.

Экономист предположил, что при плохом стечении обстоятельств транспорт в Казани вернется в нулевые, когда по городу разъезжали пятнадцатиместные «газельки», гордо именующиеся маршрутным такси. Галямов уверен: если крупные перевозчики обанкротятся, их место займут предприниматели помельче, в истории уже есть такие прецеденты.

- Бизнес - это всегда риск, - объясняет Галямов. - Перевозчики могут обратиться в банк за выгодным кредитованием или запросить свободное регулирование цен на проезд, рост которых неизбежен. Реальная инфляция продолжает расти, это отразилось и на ценах на продукты, на бензин и на горюче-смазочные материалы. И на общественном транспорте это отразится тоже.

Перевозчикам выделили бюджетные средства на закупку оборудования для проверки QR-кодов, но этого недостаточно, соглашается ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

- Требуются дополнительные меры поддержки, - подчеркнул аналитик. - Это может быть не только прямое выделение бюджетных средств, но и различные организационные и административные меры, например, предоставления государственных гарантий перевозчикам для привлечения заемного финансирования. Или регион может взять на себя часть расходов на ремонт инфраструктуры транспортных компаний, или им могут быть предоставлены льготы по уплате части налогов и сборов. Поддержать перевозчиков нужно не только потому, что у них сейчас сложное положение, но и для того, чтобы они успешно работали в дальнейшем, чтобы не пострадали пассажиры.

Прогноз Баранова неутешителен: из-за уменьшения доходов с рынка уйдет часть перевозчиков, а это приведет к ухудшению качества обслуживания пассажиров, увеличению интервалов в движении транспорта, быстрому износу техники и увеличению стоимости проезда.

KazanFirst
KazanFirst
- Все это может привести к росту социальной напряженности в регионе, в чем вряд ли заинтересованы чиновники. Помощь транспортникам нужно оказывать на возвратной основе, но сроки возвращения этой помощи должны быть приемлемыми, чтобы не повредить экономическому положению компаний, - считает аналитик.

Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев заметил, что для того, чтобы оценить, насколько перевозчикам нужны субсидии, все их финансовые показатели должны быть в свободном доступе. Они выполняют заказ государства, муниципалитета, поэтому разумно, если их расходы и доходы будут видны гражданам.

Впрочем, сами перевозчики пока молчат и не комментируют свое собственное обращение к президенту. KazanFirst направил запрос председателю Ассоциации автотранспортных предприятий РТ Сергею Темлякову. Мы ждали ответ два дня, но нам передали, что перевозчики на эту тему говорить отказались.