Как стать фотографом в 2022 году: гайд "шаг за шагом".

6,7K прочитали

Хотите стать фотографом, но не понимаете зачем-почему-как и с чего начать? Давайте я попробую поделиться своим опытом и дать простые, понятные советы о том, как стать фотографом в новом году!
Поехали!

Хотите стать фотографом, но не понимаете зачем-почему-как и с чего начать? Давайте я попробую поделиться своим опытом и дать простые, понятные советы о том, как стать фотографом в новом году!
Поехали!

Несколько слов о себе

Для начала представлюсь: меня зовут Евгений, фотография - моя работа уже около 15 лет, это моя специальность и я зарабатываю себе на жизнь только благодаря фотографии. Нет, конечно я иногда зарабатываю на покупке/продаже валюты и акций на бирже. Иногда удачно инвестирую, но 99% моих доходов - фото и видео съемки.

Примеры моих фотографий можно посмотреть у меня на сайте: estarkov.ru, я не преподаю уроки фотографии в фотошколе и не предлагаю купить мои обучающие курсы. Не претендую на звание "Лучший фотограф", не участвую в конкурсах, не толкаюсь на форумах и не доказываю "какая камера лучше".

90% моих заказчиков - агентства и коммерческие компании. Моя специализация - портрет, репортаж и фуд-съемка.

За 15 лет я отснял около 1000 проектов. Примерно плюс минус по 100 проектов в год, не считая творческих съемок и фото для личного альбома.

Фотография - это дело, которое не только доставляет мне удовольствие, украшает мой дом, но и помогает мне обеспечить себя и мою семью.

И я не шучу, когда говорю, что фотография украшает мой дом!
И я не шучу, когда говорю, что фотография украшает мой дом!

Глядя на то, что в современном мире происходит в области обучения, мне захотелось ответить на наиболее частые вопросы от своих друзей и знакомых, вопросы из комментариев к видео или в чатах. Надеюсь, мой опыт будет полезным и я смогу толково сформулировать основные вещи. Если вдруг вы или ваши друзья захотят заняться фотографией в ближайший год - можно будет показать им эту статью. Именно для этого я попробую собрать в одном месте то, с чего нужно начать.

Этот гайд не расскажет, как в каждом конкретном случае нужно поступить. Я попробую дать общую картину, свое понимание с чего начать и, если это будет необходимо, смогу ответить на уточняющие вопросы в комментариях. Ну вот, теперь можно и начинать.

Основные моменты этого материала или краткое содержание:

  1. Покупка камеры - какую камеру выбрать;
  2. Основы работы с камерой;
  3. Обучение и развитие;
  4. Практика;
  5. Обработка;
  6. Демонстрация своих работ.
Примеры моих работ
Примеры моих работ

1. Покупаем камеру.

Для того, чтобы запустить в голове процессы, нужные для понимания основ фотографии - вам нужна камера, в которой есть Ручной (M - мануальный) режим работы. Бюджет, размеры, бренд - все это индивидуально и выбор действительно богатый. Важно понять, что процессом создания фотоизображения можно и нужно управлять. Вот для этого нужны НЕ автоматические режимы работы.

В начале своей фотографической карьеры легко можно обойтись б/у камерой, совершенно не обязательно бежать в магазин за кредитом и топовой тушкой.

Тушка или body - так фотографы называют камеру без объектива, сам корпус с начинкой.

Камера в мануальном режиме работы заставит вас задуматься о технических моментах: что такое экспозиция, выдержка, диафрагма и для чего все эти штуки нужны, как влияют на итоговый результат, что случится после нажатия на кнопку затвора.

Вполне себе конкретный пример: вы хотите снять силуэт человека на фоне заката. Автоматика будет заниматься вычислением параметров и сделает вам условно "средний" по свету кадр. Средний - означает, что камера будет стараться "увидеть" и "показать" на фото все объекты сразу, вот тут вам пригодится понимание того, как выставить нужные значения для нужного вам результата. Силуэт получается тогда, когда задний фон яркий, а сам объект будто находится в тени.

Серфер на закате.
Серфер на закате.

Ручной режим работы автоматики камеры даст вам полный контроль в работе над фотографией!

В момент выбора камеры нужно спросить себя: что я хочу снимать? Сколько я готов потратить на обрудование? Насколько глубоко я хочу контролировать процессы в камере?

В каждый момент на рынке представлены камеры на любой бюджет, любительские или профессиональные, форма и размеры, вес, кроп-полный кадр-средний формат. Что предпочтительнее? Функции и дополнительные возможности, зеркалки-беззеркалки или аналоговая техника? Что лично вы хотите найти в фотографии?

Да, пленочная фотография никуда не исчезла, более того, сейчас масса фотографов возвращается "назад", к истокам и с удовольствием снимает на пленку. Да, это дороже, но ощущения от пленочной фотографии совершенно иные. И вот поэтому важно понять, что же вы хотите от фотографии? Это бизнес или увлекательное путешествие?

Пленочная #фотография - это особая эстетика и на фоне современных тенденций, я вас уверяю, можно очень хорошо развиваться в этом направлении. Это увлечение поможет изучить фотографию, хорошо зарабатывать и самое важное - позволит получать удовольствие от процесса! Снимая на пленку гораздо больше задумываешься о том, как сделать хороший кадр, какой кадр в принципе является "хорошим кадром", композиция, технические моменты - все это с одной стороны усложняет и без того дорогостоящий процесс, но и помогает развитию нужных навыков. Если вы, ваши друзья или кто-то из членов семьи задумывается о фотографии, то пленочная камера - это отличный подарок!

Коротко о том, что вас ждет при работе с мануальной и полностью аналоговой камерой:

  • если в камере нет автофокуса — нажимая на кнопку ваша камера не будет сама "ловить" объект съемки и настраиваться. Вам нужно будет разобраться, что такое ГРИП (ниже я расскажу о том, что это такое), что такое точка фокуса и ориентируясь только на глаз правильно компоновать кадр;
  • в камере не будет автозамера экспозиции — это значит, что вам придется самостоятельно разобраться в том, как снимок получается засвеченным или слишком темный, как это исправить и каким образом нужно настраивать все эти "крутилочки";
  • работая с пленкой вы вдруг узнаете, что такое ISO — у вас будет только пленка, установленная в вашу камеру и величина ее чувствительности к свету;
  • но самый главный вызов и сложность, которая ожидает вас при работе с пленочной камерой — у вас не будет возможности сразу посмотреть результат и в случае ошибки переснять кадр. Результат вы увидите только тогда, когда проявите вашу пленку - это самое удивительное ожидание в работе фотографа, скажу я вам :)
Примеры моих работ
Примеры моих работ

DSLR камеры

DLSR или digital single-lens reflex camera - это классическая цифровая зекральная камера с объективом. Именно такой камерой и снимают профессионалы и полупрофессионалы. Принцип ее работы схож с работой механических/аналоговых зеркальных камер - свет проходит через входную линзу объектива и до попадания на матрицу часть его отражается полупрозрачным зеркалом вверх, в видеоискатель. Собственно так работают все зеркалки.

Как работает зеркальная камера - wiki
Как работает зеркальная камера - wiki

Мне кажется, что уточнять отличия пленки от матрицы не нужно, но мало ли что? Матрица - это электронный аналог пленки, химическая эмульсия похожа и выполняет туже функцию, что и чувствительные электронные колбочки на матрице. Они улавливают длину световой волны - цвет и определяют интенсивность, яркость передавая затем эту информацию в процессор камеры. Пленка же никуда ничего не передает, а фиксирует и после, в процессе проявки "показывает", что зафиксировала.

"Зеркалки" позволяют работать с разными объективами, покупать их нужно отдельно и каждый объектив нужно использовать под свои задачи. Есть зум-объективы - с переменным фокусным расстоянием, есть объективы фиксы - в этом случае чтобы сделать "ближе-дальше" нужно ходить ножками. Конечно, все это можно объяснять разными способами, техническими определениями, академическими словами, но я стараюсь быть проще. Когда я начинал фотошкол было мало и можно было только читать умные книжки для "чайников" и "курить" фотофорумы.

Зеркальная камера хороша тем, что в окуляр фотограф видит сцену без задержек и искажений, как есть. В этом основное отличие от "беззеркалок", там изображение передается на экран в цифровом виде.

Примеры моих работ
Примеры моих работ

Беззеркальные камеры, БЗК или Mirrorless камеры.

Если коротко, то бзк - это компактная версия зеркальной камеры в которой отсутствует зеркало. То самое, которое отражает часть света во вьюфайндер. Благодаря отсутствию нескольких крупных деталей камера легче и компактнее, свет проходит через объектив, попадает сразу на светочувствительную матрицу и камера создает превью на экран, через который фотограф "видит" и может компоновать кадр.

Беззеркалка работает практически так же, как ваш смартфон. При этих преимуществах, есть и недостатки. Из-за размера корпуса батарейка устанавливается компактнее - меньше заряда и поэтому меньше время работы камеры, другая система фокусировки и возможно она чуть медленее (но это не точно). Вы можете "на горячую" поменять объектив - это несомненный плюс. При этом физика строения объективов такова, что особо сэкономить вес и размеры не получится, а большой и тяжелый объктив может перевешивать маленькую легкую камеру. Нужна сноровка и первым делом перешедшие с зеркалки на бзк жалуются на хват и эргономику.

В любом случае, нет особой разницы какая камера в руках, важнее фотограф и его взгляд на мир, стиль и подход к съемке.

По факту, мы имеем сейчас массу более-менее равнозначных вариантов и конкуренция принесла в мир любительской фотографии потрясающие возможности: уже анонсируются и 8к видео в компактном корпусе! Только представьте, уже даже не 4к, которые и сейчас-то далеко не у всех есть, целых 8!

Поэтому выбор камеры - это скорее вопрос бюджета, вопрос вашего стиля или взглядов на дизайн и эргономику камеры. Если вы просто хотите с чего-то начать - выбирайте камеру исходя из своих финансовых возможностей с оглядкой на перспективы, потому что дальше у нас с вами будет "начало".

Примеры моих работ
Примеры моих работ

II. Основы работы с камерой.

Вот тут и возникает важное сочетание возможностей техники и ваших знаний и навыков. Сможете ли вы использовать на максимум все то, что "умеет делать" ваша камера. Изучив основы, разобравшись определениях, значениях и следствиях - только после этого можно адекватно оценить подходит ли ваша камера для решения ваших задач или нет и нужно покупать другую.

Для начала давайте я расскажу о "трех китах" фотографии: ИСО, диафрагма и выдержка.

ISO, ИСО.

Этот параметр определяет "чувствительность" сенсора цифровой камеры/пленки к свету. Чем выше значение ИСО, тем выше чувствительность и наоборот, чем меньше цифра - тем менее чувствительна камера. В пленочных камерах этот параметр "химический" и поэтому пленка имеет лишь одно значение ИСО. Хотите другое? Берете другую катушку с другим значением.

Большинство считает, что чем больше света, тем лучше для фотографии, но это не всегда так. Высокие значения ИСО в связи с техническими особенностями электроники (особенно на старых или младших моделях) приводят к нежелательному появлению шумов на фото.

ИСО - это одна из причин, по коротой современные камеры становятся дороже, разработчики постоянно возятся над усовершенстованием матрицы для уменьшения шумов и улучшения качества картинки. Тогда камера сможет снимать с широким динамическим диапазоном без брака. "Без брака" - это условное понимание, можно считать браком потери деталей и шумы в самых темных или в самых ярких областях. Для этого и нужен динамический диапазон, чтоб камера могла максимально точно уловить нужные параметры света и цвета во всем диапазоне от белого до черного. Вот только шум пленки не всегда считается браком и более того, добавлят тот самый шарм, ради которого многие и начинают снимать на пленку.

В настоящее время существуют модели цифровых камер, которые вполне справляются со сложными условиями съемки и без брака снимают на 1600 ИСО и выше. Много ли это, мало - вам надо разобраться, точно так же, как и надо оно вам или нет!

Примеры моих работ
Примеры моих работ

Диафрагма

Диафрагма - это величина, размер, на который открывается ваш объектив. Визуально все просто - вы видите на сколько открыто или закрыто отверствие в объективе, но понять шкалу, по которой измеряется это самое отверстие гораздо сложнее.

Цифры на шкале указаны в "F стопах", простите, но это уже жаргон фотографов. Лексика, которой так же нужно будет овладеть. Так вот, цифры в данном случае обратны тому, что вы видете своими глазами. Большое отверстие обозначается маленькой цифрой, а маленькое - бОльшим значением диафрагмы. То есть, отверстие F1.4 больше, чем отверстие в объективе со значением F8. Соответственно, чем больше отверстие в объективе, тем больше света попадет на матрицу/пленку.

Кроме количества света, проходящего через отверстие в объективе и попадающего на матрицу, диафрагма контролирует глубину резко изображаемого пространства - ГРИП. Чем больше открыто отверстие - тем меньше глубина резкости и наоборот, чем более "закрыт" объектив - тем ГРИП больше. Если простыми словами объяснить, то за размытие заднего и переднего плана, за резкость в кадре отвечает диафрагма. Чем значение диафрагмы больше, тем больше область резкости в кадре.

Примеры моих работ
Примеры моих работ

Выдержка

Этот параметр в камере указывает время в секундах на сколько будет открыт затвор. Для понимания - это количество времени в течение которого свет будет попадать на матрицу вашей камеры. Чем быстрее выдержка - тем короче экспозиция и наоборот, длинные выдержки нужны для продолжительной экспозиции.

Длинная выдержка - это время, в течении которого открыт затвор камеры и свет без препятствий проэцируется на матрицу.

Экспозиция - это процесс сочетающий в себе определенные значения всех параметров камеры для управления количеством света попадающего на чувствительную поверхность, необходимого для реализации художественного замысла фотографа.

У нас есть три параметра: исо, диафрагма и выдержка - эти параметры устанавливаются в зависимости от замысла фотографа.

Итак, выдержка в цифрах 1/50 (секунды), 1/100 (секунды) или 1/250 (секунды) конкретно указывает на то, как быстро открывается и закрывается затвор вашей камеры. Точно так же вы можете использовать длинные выдержки - 1″ (секунда), 2″ (секунды) или даже 30″ (секунд) - все это время затвор будет открыт и свет будет без препятствий попадать на матрицу или пленку.

Примеры моих работ
Примеры моих работ

В чем практически проявляется разная длинна выдрежки? Если у фотографа замысел заморозить или наоборот показать на снимке движение - для этого используются разные значения выдержки. Чем быстрее выдержка, тем более быстрое движение без смаза может зафиксировать камера. И наоборот, если бы в кадре с дрифтующим авто я сделал выдержку чуть длиннее - то и трава, и забор, и колеса автомобиля смазались бы гораздо больше и не было бы ощущения, что авто просто стоит на треке. Длинные выдержки нужны вечером и ночью, к примеру в астрофотографии, чтобы через открытый завтор света попало максимально много. Или при съемке пейзажей со штатива, так можно смазать движение облаков по небу и рябь/волны на воде. Или снимая поток людей на улице на длинной выдержке можно передать суматоху и постоянное движение. Все дело в задумке!

Ну что, с основами основ мы разобрались. Изучив для чего и как работают правила, обнаружив связи и осознав возможности своей камеры, а самое главное - нужно понять, чего же вам хочется от фотографии? В каком направлении вам хочется развиваться? Фотокамера - это дорогие карандаши или строительные инструменты. После приобретения нужно определиться, в какую сторону двигаться, что рисовать или что вы собираетесь построить.

Фуд-съемка, репортаж, портреты, макро-съемка жучков-паучков. Может пейзажи или достопримечательности по всему миру, бомжей под мостом или свадьбы? Фотография похожа на "игровую песочницу" - нет толком ограничений, есть пространство возможностей.

Очередь ко мне на фотосессию.
Очередь ко мне на фотосессию.

Итак, мы проговорили основы и теперь следующим шагом будет:

III. Поиск обучающих ресурсов и образование.

Я уже писал о том, что когда я начинал, образовательных заведений преподающих науку "фотография" было всего пара-тройка. Отыскать информацию в сети было сложно, обучающих курсов было ничтожно мало и вели их только опытные мастера фотографического дела.

Наличие специального образования действительно может играть решающую роль, но фотография... Сегодня, в наших реалиях, серьезное образование не всегда необходимо - раз и два - совершенно не обязательно платить за это внушительные деньги. На самом деле, фотография — это сфера, где структурированное обучение не является обязательным условием — вы можете самостоятельно учиться и совершенствовать свои навыки без формального образования!

Сегодня всем желающим доступны обучающие курсы любого направления или уровня сложности. Наставники буквально на расстоянии нажатия кнопки на клавиатуры - интернет! Проблемой в этом случае может являться лишь то, что сложно будет сфокусироваться на нужных знаниях, ведь доступно буквально все, глаза разбегаются!

Вам нужно найти того, кто добился успеха в нужном вам направлении и понять, каким образом он это сделал, сфокусировавшись на этом можно попробовать избежать потери времени.

Примеры моих работ
Примеры моих работ

Кроме доступного онлайн образования от практикующих фотографов, сейчас доступно и вполне себе официальное образование, с дипломами и сертификатами. Сегодня гораздо легче стать дипломированным специалистом в области фотографии, нет никаких проблем.

IV. Практика

Теоретическое обучение может быть интересным и увлекательным, но практику теория никогда не заменит. Вам нужно лично участвовать в каждом процессе производства фотографии! Взять в руки камеру, выбрать нужный объектив, снимать, обрабатывать и ретушировать результат ваших экспериментов.

Чаще всего вам не нужно для этого ничего особенного, вам просто нужно взять камеру в руки и снимать все, что вас окружает. Часто путешествие в мир фотографии начинается с пленочной камеры отца и обычные семейные фотографии, портреты для друзей, родственников или одноклассников/однокурсников. А уж сколько котиков было сфотографировано начинающими фотографами и не сосчитать. В этом смысле камера может стать проводником в мир - взяв в руки камеру можно отправляться будто на рыбалку, несколько часов просто прогуливаясь по городу в поиске интересных сюжетов и красивых сцен.

Отыщите свою нишу!

Именно так. Вам нужно отыскать то, что вас увлекает. То, что вам нравится фотографировать. Люди, городские пейзажи, макро и мелкие детали, еда, яркие события или спорт, портреты бизнесменов или автомобили. Свадьбы? Почему бы и нет. Вам нужно оставаться гибким и при этом уметь фокусироваться, добиваться определенных результатов. Мнение обывателей о том, что фотограф может снимать все - ошибочно. Конечно, взяв в руки камеру и нажав на кнопку спуска любой может сделать фотографию. Вот только я имею в виду специализацию, когда камеру берет в руки специалист - он всегда сделает кадр интереснее, лучше, качественнее!

Главное, что нужно усвоить: нигде, никакую профессию нельзя освоить быстро. Может быть мести двор метлой или что то подобное. Любая техническая профессия, любое дело в котором присутствует сложное техническое оборудование и оператор, который должен обладать нетолько простыми техническими навыками, но и творческим мышлением не будет даваться легко и просто.

Нужно погрузиться в процесс, снимать постоянно и каждый день анализировать результат, оценивать развитие и продолжать изучать интересующие вопросы.

Примеры моих работ
Примеры моих работ

V. Обработка и редактирование

Я уверен, даже самая лучшая фотография может стать чуть лучше после обработки! Постобработка так же важна, как и работа с камерой во время съемки.

На текущий момент программы от Adobe - Photoshop и Lightroom являются основными рабочими инструментами для множества фотографов. Есть еще Capture One - продвинутый и интересный софт для работы с фотографиями, так же у каждого производителя камер есть свой редактор.

Занимаясь обработкой вы можете обнаружить существование "исходников" - это файлы, которые создает ваша камера и открываются они только в этих самых специальных редакторах. Это "сырые" цифровые фотографии, которые нужно "проявить" в этих специальных программах. Это файлы RAW. У камер разных производителей - разный формат этих файлов, у nikon - nef, у sony - arw, у canon -cr2. Называться они могут по разному, но суть одна - это файл с данными, который расшифровывает редактор и генерирует для вас изображение в окне редактора.

Как снимать? В raw или сразу в jpeg - вам точно так же предстоит разобраться. Эти файлы содержат разное количество информации и занимают разное место на жестком диске, а самое главное их отличие в том, насколько вы глубоко можете корректировать изображения в этих файлах.

Осваивая коррекцию и обработку фотографий, руководствуйтесь простым правилом: чем натуральнее кадр, чем незаметнее ваше вмешательство - тем лучше! Можно слегка добавить/убрать конраст, подчистить от пыли или грязи пол, убрать лишние пятна, царапины или другие дефекты. Оставьте на потом сложные техники ретуши, фантастические изменения цветов и глубокое вмешательство в снимок, если только коллажирование не является вашей целью))

Сегодня камеры способны в автоматическом режиме корректно рассчитывать экспозицию, тем самым сняв с фотографа часть нагрузки в процессе съемке. Фотографии сразу из камеры, да еще и в jpg, с наложенными фильтрами специально для вашего инстаграма - мечта любого начинающего. Однако, вспомните, я говорил в самом начале о том, что ручной режим работы вашей камеры - это залог понимания процессов, которое после обязательно вам пригодится!

VI. Демонстрация своих работ.

Уровень фотографа, его стиль и талант в фотографии всегда будет оцениваться исходя из того, какие работы фотограф представил в своем портфолио. Этот простой и понятный инструмент - основа в работе любого мастера. Это способ привлечь к себе внимание новых клиентов - демонстрировать свои лучшие работы в избранном направлении.

Конечно, если вам не нужно превратить фотографию в источник дохода, этот пункт можно опустить. Вот только зачем снимать в стол и прятать от мира ваши шедевры?

Когда я начинал, то слышал такую фразу: "если вам нечего сказать миру - не занимайтесь фотографией". Не совсем ясно, о чем идет речь, но потом я действительно осознал, фотография - это не только разговор самим с собой, но с и окружающим миром. Этот язык уникален в той степени, в которой каждый начинающий решил идти своим путем. Снимать то, что именно ему нравится и в том стиле, который автор избрал сам. Да, в самом начале будет сложно понять, что же такое стиль и как найти свой, но это лишь вопрос времени. Проявится ваш стиль только после практики и демонстрации своего портфолио. После того, как автор сам выберет кадры, что демонстрируют взгляд, подход и отношение к объекту съемки.

Это как научиться писать. Сначала буквы буду плясать в строчках как им вздумается, а затем, после долгих часов практики можно увидеть стройные ряды букв в том самом авторском стиле! Тогда вы сможете увидеть свой почерк и сможете отличить его от других. Именно тогда, никак не раньше.

Примеры моих работ
Примеры моих работ

Если возвращаться к теме демонстрации свои работ и предложить решения, то ответ на самому виду: интернет и социальные сети. Свой сайт, аккаунт в инстаграм или фейсбук, сайты с конкурсами для фотографов всех уровней - gurushots - на таких площадках есть и начинающие, и крепкие середняки, ориентируясь на работы которых вы тоже сможете оценить свой уровень. Критика также будет присутстовать в вашей жизни фотографом с первых шагов. Друзья и родственники могут поддерживать, а посторонние не лестно отзываться о ваших кадрах - все это будет влиять на вас постоянно и укреплять ваш дух. Прям как из Шаолиня :) Просто помните, фотографом вы будете всю жизнь,а ваши работы сегодня будут вам казаться забавными уже всего лишь через год.

Заключение

Ох и сложно мне пришлось в процессе написания этой статьи. С одной стороны, я вроде заявил, что расскажу "как стать фотографом", а с другой стороны, вывалил целую кучу разноплановых вещей. Прекрасно понимаю, что с "разбега" разобраться во всем этом тот еще квест, но что поделать?

Да, нужно сначала выбрать камеру. Уже на этом моменте возникает миллиард вопросов и ломается туча копий. Что снимать, как снимать, где, как редактировать, как не выгореть в самом начале, как обработать, где взять, где показать, как выдержать критику, с чего вообще начинать?!

Я весь январь откладывал написание отчета ради того, чтобы накидать пару абзацев в этот большой материал. Не думаю, что он сразу получился идеальным - таким, как надо. Наверняка, читая мое мнение возникает масса вопросов. Давайте обсудим их в комментариях.

Не старался дать академические знания, это было бы странно. Одно дело, когда вы уже в процессе обучения, а другое, когда человек только думает и пытается найти то, чтож ему еще надо понять, чтобы начать.

В любом случае, я буду рад вашему мнению в комментариях и благодаря этому смогу понять, сориентироваться, исправить, дополнить или даже написать продолжение.
Надеюсь, кому-то все это окажется полезным.

Остаюсь на связи!