Паровой буксир возле села Рождествено, Самарская область

902 прочитали

Не устаю поражаться, какие удивительные вещи можно порой обнаружить в хорошо знакомых локациях! Когда мне сказали, что на берегу Воложки напротив Рождествено стоит старый колёсный пароход, я не поверил, так как был там не один раз, а прошлой зимой даже водил экскурсии по селу, но никакого парохода не видел и даже не слышал ни о чём подобном. Но источник информации вполне заслуживал доверия, поэтому я вбил в поисковую строку запрос «Рождествено колёсный пароход» и с удивлением обнаружил — есть такой! И, что самое удивительное, я его видел собственными глазами, просто не признал корабль в скоплении каких-то покосившихся хибар посреди прибрежных зарослей. Посмотрите сами, это и есть тот самый пароход:

Не устаю поражаться, какие удивительные вещи можно порой обнаружить в хорошо знакомых локациях!

Это фото я сделал 24 января 2021 года, когда решил рассмотреть интересный объект поближе. Про сам путь до парохода рассказывать ничего не буду — дорога по волжскому льду и через остров Рождественский была довольно скучная, хотя и радовала хорошей погодой и красивыми видами.

Конечной точкой маршрута стала база отдыха трамвайно-троллейбусного управления прямо напротив Рождествено. На её территории и находится то, что осталось от старинного судна.

С такого ракурса в нагромождении разных будок уже можно угадать силуэт корабля:

Не устаю поражаться, какие удивительные вещи можно порой обнаружить в хорошо знакомых локациях!-3

Вот уже много лет пароход используют для разных хозяйственных нужд, на его палубе даже стоит весьма основательный домик сторожа. Его самого на месте не оказалось, но перед входом лежала собака, так что на палубу я решил не соваться.

Не устаю поражаться, какие удивительные вещи можно порой обнаружить в хорошо знакомых локациях!-4

Форма парохода очень непривычна: из его бортов на несколько метров выдаются широкие выступы (обносы), в которых когда-то находились гребные колёса. Увы, сегодня от них остались только ржавые полукружья:

Под обносами — довольно большое свободное от снега пространство, которое позволило мне обойти весь корабль и рассмотреть некоторые интересные детали. Вот, например, кронштейны, поддерживающие обносы:

А здесь раньше находился вал гребного колеса:

Хорошо видно, что иллюминаторы раньше располагались ниже:

Не устаю поражаться, какие удивительные вещи можно порой обнаружить в хорошо знакомых локациях!-8

В носу парохода какие-то непонятные прямоугольные отверстия. При желании даже можно было забраться внутрь, но ничего интересного через них я не увидел, поэтому не стал рисковать.

И в завершение фоторепортажа — несколько снимков с коптера, который я на всякий случай запустил лишь в самом конце «исследования» и на удалении от парохода:

Наверняка у многих возникли вопросы: что это за пароход, как он назывался, когда и для чего был построен? Я попытался отыскать ответы на них в интернете, но в результате нашёл сразу две версии. Какая из них верная — судить не берусь, для этого я недостаточно хорошо разбираюсь в теме, а надолго зарываться в архивы или какие-то иные источники не хочется. Поэтому просто расскажу здесь обе версии с доводами за и против, а там уж решайте сами, что вам кажется более правдоподобным.

Итак, согласно первой версии, этот паровой буксир (относительно предназначения корабля разногласия в источниках нет) был построен на нижегородском судостроительном заводе «Красное Сормово» в начале 30-х годов прошлого века. Тогда этим заводом была выпущена серия буксиров мощностью 1200 лошадиных сил. Первыми были выпущены корабли с названиями «Красный шахтер», «Индустриализация» и «Коллективизация». Они предназначались для вождения по Волге нефтеналивных барж грузоподъемностью 8 и 12 тысяч тон. О принадлежности «рождественского» корабля именно к этой серии говорят поддерживающие настил треугольные кронштейны, которые вы могли видеть на фото выше: на более поздних судах их заменили балками, подвешенными к вертикальным стойкам на палубе, так как кронштейны создавали дополнительное сопротивление и тормозили судно.

Буксирам этой серии посвящена статья в одном из номеров журнала «Техника молодёжи» за 1982 год:

Не устаю поражаться, какие удивительные вещи можно порой обнаружить в хорошо знакомых локациях!-11

Там же приводится рисунок буксира:

Не устаю поражаться, какие удивительные вещи можно порой обнаружить в хорошо знакомых локациях!-12

Сравните со снимком с коптера, очень похоже! Некоторые различия в форме кормы и расположении построек на палубе могут объясняться более поздними переделками.

Не устаю поражаться, какие удивительные вещи можно порой обнаружить в хорошо знакомых локациях!-13

Но какой же именно из трёх буксиров нашёл свой последний причал напротив Рождествено? Большинство источников сходятся на том, что это «Индустриализация», а один из блогеров приводит даже «прижизненные» фото парохода:

Взято с https://makcon.livejournal.com/7697.html
Взято с https://makcon.livejournal.com/7697.html

Казалось бы, вопрос решён, но нет… В комментариях ко многим записям встречается мнение, что этот буксир был построен гораздо раньше, ещё в конце XIX века, и в 30-е годы его просто перестроили на заводе «Красное Сормово», отсюда и внешнее сходство с серийными моделями. Изначально же корабль назывался «Емельян Башкиров».

В 1889 году нижегородский купец Емельян Башкиров с сыновьями Николаем, Яковом и Матвеем строят в Самаре большую каменную мельницу (она, кстати, сохранилась до наших дней, сейчас там находится ТОЦ «СтройДом»). Также они обзаводятся внушительной флотилией из 34 барж и трёх буксиров, один из которых носил имя основателя купеческой династии.

Когда и где был построен этот корабль, я точно выяснить не смог, но весьма вероятно, что случилось это в 1890-е годы на всё том же заводе в Сормово (которое тогда ещё не было красным; вообще же завод существует с 1849 года). В советское время буксир был переименован в «8 февраля 1918 года» — это дата национализации всего речного флота в России.

Версия интересная, и даже «привязывает» судно к Самаре, но где доказательства? А вот они, на обращённом к острову борту корабля:

Не устаю поражаться, какие удивительные вещи можно порой обнаружить в хорошо знакомых локациях!-15

Здесь довольно чётко видны буквы «РАЛ», а на более старых фото из интернета можно разглядеть и год:

Взято с https://makcon.livejournal.com/7697.html
Взято с https://makcon.livejournal.com/7697.html

Думаю, это можно считать вполне достаточным доказательством, что этот буксир действительно носил имя «8 февраля 1918 года», но действительно ли он был построен в XIX веке и принадлежал купцам Башкировым? Подтверждающих это документов я не встречал. Если у вас есть своё мнение по этому вопросу или даже точные сведения — можете поделиться ими в комментариях к статье.

Также на моём канале вы можете прочитать историю и посмотреть фото ещё двух заброшенных кораблей, которые можно найти недалеко от Самары:

Заброшенный десантный корабль прямо в черте Самары

Заброшенный теплоход "Морион" возле посёлка Прибрежный