В 2022 году начнется обязательная маркировка пива и пивных напитков. Сейчас проводится эксперимент по маркировке пива (а также напитков, изготавливаемых на его основе, сидра, пуаре, медовухи и безалкогольного пива), который стартовал в России 1 апреля 2021 года и продлится до 31 августа 2022 года. Эксперимент по маркировке пивоваренной продукции и слабоалкогольных напитков проводится в соответствии с Поручением Президента РФ от 10 октября 2020 года № Пр-1648.
Проект постановления «Об утверждении Правил маркировки пива, напитков, изготавливаемых на основе пива» определяет следующие сроки и этапы:
1 сентября 2022— маркировка напитков в спецупаковке, которая не предназначена для конечного потребителя, например, в кегах для баров или магазинов. Производители и импортеры наносят коды. Все участники оборота передают сведения о выбытии.
1 декабря 2022— первый этап маркировки напитков в остальных видах упаковки: производители и импортеры наносят коды.
1 июня 2023— второй этап маркировки напитков в остальных видах упаковки: все участники оборота передают сведения о выбытии.
1 сентября 2023— маркировка остатков напитков в спецупаковке.
1 декабря 2023— маркировка остатков напитков в других видах упаковки.
Производитель наносит на упаковку (кеги, алюминиевых банок или стеклянной тары) код 2D код Data Matrix, предварительно заказав его у оператора и вносит информацию о произведенном товаре в систему Честный ЗНАК. В коде маркировки зашифрована вся информация о товаре: дата изготовления, состав, срок годности, производитель и другие данные. При отгрузке поставщику производитель формирует универсальный передаточный документ (УПД), который в системе электронного документооборота (ЭДО) направляет покупателю. Покупатель при приемке маркированного товара сверяет коды на бутылках с теми, что указаны в УПД. Если все верно, то документ подписывается обеими сторонами электронной подписью. Все бутылки переходят в системе маркировки на баланс организации, а у поставщика-изготовителя списываются.
При поступлении маркированной продукции в точку розничной торговли сканируют код Data Matrix с упаковки или кеги, сверяют данные электронной накладной с фактически полученными товарами.
После этого пиво передается на реализацию. При продаже код сканируется, и через онлайн-кассу данные поступают в систему маркировки. Так отслеживается движение единицы от производителя к конечному потребителю. По коду маркировки Data Matrix покупатель может проверить состав напитка и убедиться в его качестве.
Как ритейлу подготовиться к маркировке пива? Во-первых, пройти шаги по регистрации в системе Честный ЗНАК. Для регистрации и входа в систему, а также для подписей УПД понадобится усиленная квалифицированная подпись (УКЭП). Одновременно всем участникам понадобится подключение к электронному документообороту. Подключиться к нему нужно еще до момента регистрации в системе.
Во-вторых, маркировка пива и пивных напитков требует от участников установки специализированного программного обеспечения и оборудования для работы, а именно:
- 2D cканер штрихкодов для считывания кодов маркировки;
- Принтер этикеток;
- Терминал сбора данных для сканирования, сбора и передачи информации, закодированной в Data Matrix;
- ККТ (смарт-терминал или POS-система) со специализированным программным обеспечением для работы с маркировкой разливного, бутылочного пива в магазинах розничной торговли. Формирует и печатает чеки, передает сведения в ЕГАИС и Честный ЗНАК.
Источник: https://www.ovc.ru/