Найти тему
В гостях у муз

Щербина - острый на язык!

Н. Ф. Щербина.
Н. Ф. Щербина.

Сегодня я хочу познакомить вас, уважаемые читатели, практически с неизвестным, но очень талантливым писателем и поэтом. Это русский поэт, юморист, эпиграмматист, литературный критик и знаток древнегреческих лирических мотивов Николай Фёдорович Щербина.

Родился он в 1821 году в Миусском округе Земли Войска Донского, в имении своей матери. Его отец был украинец, а мать — дочь гречанки. Это последнее обстоятельство, а также переселение его родителей в Таганрог, населённый по преимуществу греками, имело большое влияние на воспитание эстетического чувства Щербины, познакомив его с греческим бытом и преданиями.

Греческий мотив.
Греческий мотив.

Учился в Таганрогской мужской гимназии. Уже с самой ранней юности Щербина пристрастился к изучению греческого языка и литературы и в 13 лет написал поэму «Сафо». В 1838 году в «Сыне Отечества» появилось его первое произведение «К морю». Принуждённый вследствие бедности снискивать пропитание уроками, Щербина не мог окончить систематического курса высшего образования.

В 1850 году он издал книжку «Греческие стихотворения», очень благосклонно принятую публикой.

Стихотворения Щербины были изданы 3 раза: в 1850, 1857 и полное собрание сочинений в 1873 году. Романс А. Гурилёва на стихи Щербины «После битвы» был весьма популярен в среде российского флота. По мотивам этого романса Г. Д. Зубаревым в 1900-е годы была написана (по другой версии — записана из фольклора) песня «Раскинулось море широко», ставшая весьма знаменитой (в 1937 записана Леонидом Утёсовым, в 1996 записана Юрием Шевчуком для проекта «Митьковские песни») и часто обозначаемая как народная.

Давайте сначала познакомимся с эпиграммами Николая Щербины. Острый язык однако у автора!

Отечественный почёт

Я только предаюсь теперь одной заботе,
Чтоб почестей избег житейский жребий мой:
Ей-Богу, совестно в России быть в почёте,
С тех пор, как N. N. Почетным стал судьёй!
1 декабря, 1867.
_______________

Всеобщий благоприятель

Он меж холопьями считался мудрецом
За то, что мысль давить была его отрада;
Он был фельдфебелем под царственным венцом
И балетмейстером военного парада.
1854
_______________

На Аполлона Майкова
("Льстивый раб, судьбой забытый...")

Льстивый раб, судьбой забытый,
И кнута, и тьмы певец,
Доказал нам наконец,
Что пиит он даровитый,
Но бездарный он подлец.
1854

_______________

Газета "Молва"

К "Молве" названье не пристало:
Ее читателей так мало,
Что хоть зови ее отныне -
"Глас вопиющего в пустыне".
1857
_______________

Н.Н.

Хоть теперь ты экс-писатель,
Экс-чиновник, экс-делец,
И казны экс-обиратель, -
Всё же ты не экс-подлец.
1859.

_______________
Автору книги "Печали"

Да! Признанья есть благия...
И не даром, о, поэт.
Времена познав крутыя,
Свой несёт тебе, Россия,
Благодарственный привет.
Нас враги одолевали,
Нам скорбеть не стало сил,
Мы веселью чужды стали:
Издал ты свои «Печали» -
И нас всех развеселил.
1858

_______________

Бергу я другим немцам-славянофилам

Тепленько немцам у славян -
И немцы все славянофилы:
Немудрено, что наш кафтан
И мурмолка их сердцу милы...
Несли мы, Берг, почти что век
Опеку немцев не по силам...
Я слишком русский человек,
Чтоб сделаться славянофилом.
Февраль 1858

_______________

Заметка

Мы крестьян освободили, -
Но, по страсти к крепостям,
Прикрепить их поспешили
К повсеместным кабакам.
3 ноября 1868

_______________

Исход

Везде у нас фразёр иль либерал-невежда,
Или теорией набитый идиот, -
Лишь только на тебя и есть одна надежда,
Хоть с кругу спившийся, но умный наш народ!
14 января 1868

_______________

Эпилог

Я на историю сошлюся:
От Рюрика и Синеуса
Тупей тех не было людей,
Что в наши дни вертят делами
И мчатся в пропасть вместе с нами
Во имя западных идей.
10 декабря 1867

_______________

На А. В. Головкина

1. "Он доказал, при возвышеньи быстром..."

Он доказал, при возвышеньи быстром,
При дружбе со значительным лицом,
Что можно быть бездарнейшим министром
И даровитым подлецом.

2. "Идеи с формой сочетанье..."

Идеи с формой сочетанье
Явилось стройно и вполне,
Как в артистическом созданьи
В уродливом Головнине.
Терситом, Яго, Квазимодо -
Ну, как его б ты ни назвал
В своей сатире на урода, -
Ему всё выйдет мадригал.
1865

_______________

Петербургская журналистика

По высочайшему указу
На площади не свищет кнут,
И был он уничтожен сразу,
И палачи уж нас не бьют...

Но в прессе нашей либеральной,
Среди журнальных дикарей,
Ещё царишь ты, кнут опальный,
Со всею прелестью своей!
1869

А вот несколько анекдотов Николая Щербины. Должен заметить, что в 19 веке анекдот понимали по-своему. Тогда анекдот был скорее в нашем понимании юмореска.

Комета.
Комета.

Комета и комедии.

В последнее время ожидали появления кометы, и в некоторых кружках московскаго общества побаивались, чтобы комета не задела земли и не истребила бы всё человечество.

- Ах! - Воскликнул при этом N. N. - Аристофан, каналья, счастливее меня! Его комедии прожили в бессмертии более двух тысяч лет, а моим комедиям, благодаря этой гнусной комете, может быть придётся прожить только восемь лет...

Аполлон Григорьев тоже был, по этому случаю в паническом страхе, пока комета совершенно не удалилась от земли, и человечество не осталось жить, вместе с комедиями N. N. для комедий N. N.
1858 г.

Потасовка

Приехав из-за границы и просматривая отечественные журналы, я увидел, что наши журналисты дописались уж до чёртиков... Наглая руготня с отвратительным запахом самого нестерпимого деспотизма разлилась по всем листам наших либеральничающих журналов: всюду, смотришь, идёт духовно-нравственная потасовка: одному дана больно литературная зуботычина, иному дан научный подзатыльник. Тот, смотришь, угодил своего литературного собрата под микитки; а он сдал ему сдачи под дыхало, аль по салазкам..., там, смотришь, мелкие фельетонисты группами валяют друг друга по скулам... Словом, литературные олицетворения Держиморды и Бурцова "буйного эабияки" расхаживают по площадям нашей журналистики.

Песни для простонародных школ

"Сердобольные " о русском мужике немецкие педагоги напечатали, кажется, в Шварцбург-Зондернсгаузене, на австрийском языке брошюру о новом устройстве русских простонародных школ, где они, между прочим, говорят, что нужно в школах русских ребят учить петь народныя песни. Некоторые русские невежды дерзнули было им возражать на это; но вооруженные наукою мудрые немцы побили их своим глубокомыслием.

- "Это, мол, водится в Германии, про это написано в немецких книгах... И вы смеете противуречить!.. Знаете ли наш догмат: - «нет Аллаха кроме Аллаха; а немецкая педагогия пророк его".

- Да у нас, батюшки многомудрые немцы, народ-то не тот, обычай другой, вера иная, так у нас всё по-своему искони ведётся. Услышат мужики отцы, что в школе поют песни, - да и возьмут оттуда своих ребят. Это, скажут они, невежды, не школа, а кабак, иль хоровод какой... Слышь,- вместо того, чтоб учиться "от писаний", наши детушки распевают. Баловство одно и только; учат здесь не по-Божьи! Грамота, ведь, дело святое...".

Да и немецко-питерские педагоги говорят, что у них в Германии для школ сочиняются немцами особенные песни. У нас, мол, на всё пишут песни, печатаются особые сборники песен, например, для женщин в интересном положении, для мужчин, когда нападает насморк и заложит горло, для людей, страдающих несварением желудка и проч. Так и у вас должно быть.

Что тут поделаешь; немца не переспоришь: уж ученъ больно... Нечего делать, надо ему в угоду сочинить для будущего «Сборника русских школьных песен» и от себя песенку... Вот мы, как смогли, и сложили её. Не обессудьте на первый раз.

Russisches Schulerlied *

Наши гоги и магоги,
Иль немецки педагоги
На заморский лад хотят
Строить школы для робят…
Ай люли, ай люли!
Господа с ума сошли.

По петровскому примеру,
По немецкому манеру,
Мужика хотят ломать -
Русь из Руси выживать.
Ай люли, ай люли!
До чего-то вы дошли.

Пусть они нам для забавы
Пишут школьные уставы:
А ребят мы не пошлём
В вавилонский их содом.
Ай люли, ай люли!
Сядет Питер на мели.

Петербургские тупицы
Наше земство, из столицы,
Замышляют просвещать
На несродную нам стать.
Ай люли, ай люли!
Немцы нас не провели.

Полтораста лет - не мало! -
Нас из Питера трепало
Лихоманкою чужой, -
Что хоть матку-репку пой!
Ай люли, ай люли!
Нас таки не извели.

Даже рученьки Петровы
Нас не сдвинули с основы, -
Так куда уж, други, вам
Подступаться к мужикам.
Ай люли, ай люли!
Господа с ума сошли.
5 апреля 1863

*Русская школьная песня (нем.)

Но у Николая Федоровича была ещё и лирическая душа! С его лирическими стихами я познакомлю вас в следующем выпуске.

Подпишитесь на мой канал!
Ставьте лайки.
Мне интересны ваши комментарии.

Все мои статьи можно найти по этой ссылке