59,9K подписчиков

Душа человека это частичка Бога? Объяснение православного богослова

2,1K прочитали
Что такое душа человека? Начиная говорить на эту тему, давайте сразу предупредим одно заблуждение. Заранее обезопасим себя от ошибки в определении человеческой души.

Что такое душа человека? Начиная говорить на эту тему, давайте сразу предупредим одно заблуждение. Заранее обезопасим себя от ошибки в определении человеческой души.

Помню, когда мы учились в школе, у нас были учителя, простые люди, которые в богословии не разбирались. И вот, как-то они нам, детям, сказали, что наша душа — это, якобы, часть сущности Бога. Что когда Бог «вдунул в лицо человека дыхание жизни» (Быт.2,7), часть сущности Бога якобы перешла к нам, Он нам её таким образом передал. И, вот, душа человека — это якобы «кусочек», «часть» Бога, либо, как принято говорить на языке философии, истечение, эманация Божества.

Однако, это мнение неправильно. Душа человека это не часть сущности Бога. Да, Бог дунул Своим дыханием в лицо первого человека для того, чтобы дать ему душу. Но то, чем Он дунул в человека, не было Его сущностью. Это не было Богом.

Вы читаете отрывок из второго тома пятитомника архимандрита Епифания Хаджиянгу «Символ веры. Осмысление». Первый том можно купить по ссылке внизу, следующие тома готовятся нами к изданию. Будем рады вашему мнению в комментариях

Он не вдунул в человека душу. Просто-напросто, Его дыхание сотворило в человеке душу. А между этими понятиями большая разница. Дух Божий не стал душой человека, не превратился в неё. То есть, говоря антропоморфно, из уст Божиих, при Его дыхании, когда Он дунул в лицо человека, не выходила душа человека, но Его Дух, Дух Святой сотворил в человеке душу.

Автор Толкования на Символ веры и Толкования на Нагорную проповедь архимандрит Епифаний Хаджиянгу, Флорина, Греция, 2021
Автор Толкования на Символ веры и Толкования на Нагорную проповедь архимандрит Епифаний Хаджиянгу, Флорина, Греция, 2021

Душа человека — это не частица Бога, а сотворенный Богом дух. Здесь я хочу вам прочесть соответствующий отрывок из одного сочинения Святителя Иоанна Златоуста. «Многие считали, — говорит Святой Златоуст, — что дуновение Бога стало человеческой душой. И что от сущности Бога душа передалась человеческому телу. Эта мысль полна многим безумством и многим противоречием». Почему? Потому что, если бы, братья мои, душа была частью сущности Бога, то, как говорит дальше святой Иоанн Златоуст, «не было бы мудрых душ и глупых душ, душ праведных и неправедных. Если бы душа человека была частью сущности Божией, то первый человек Адам тоже был бы Богом». Человек должен был бы иметь все свойства Бога в абсолютной степени. Тогда как мы видим, что ничего подобного не происходит.

В следующий раз отец Епифаний продолжит толкование Символа веры. Подписывайтесь, пожалуйста, чтобы не пропустить.

Нажать и купить книги отца Епифания Хаджиянгу и преподобного Паисия Святогорца

Читайте книги отца Епифания Хаджиянгу и преподобного Паисия Святогорца
Читайте книги отца Епифания Хаджиянгу и преподобного Паисия Святогорца