134,4K подписчиков

Топ-30 достопримечательностей Кронштадта

13K прочитали

Кронштадт — город с 300-летней историей, расположенный на острове Котлин в 30 км от центра Санкт-Петербурга. Многие местные достопримечательности связаны с военно-морской историей, что вполне логично. Ведь именно здесь Петр I основал ключевую военно-морскую базу Балтийского флота. Вплоть до 1996 года Кронштадт был закрытым городом, а сейчас его могут посетить все желающие. Городские и федеральные власти объединили усилия и вовсю работают над превращением города в музей под открытым небом. С каждым годом поездки в Кронштадт становятся все интересней.

Полезные ссылки

Форт Император Александр I

Главные точки притяжения в Кронштадте — знаменитые форты, в прошлом входившие в число мощнейших военно-морских баз мира. Они строились с 1704 года до начала Первой мировой войны и ни разу не были взяты неприятелем. Петр I приказал разместить укрепления на таком расстоянии друг от друга, чтобы ни одно судно врага не прошло незамеченным. «Император Александр I», больше известный как «Чумной», — самый популярный из фортов Кронштадта. Он был возведен в 1845 году и вооружен 103 орудиями. Свое второе название крепость получила совсем не случайно. В конце XIX — начале XX веков в ней базировалась медицинская лаборатория. Отрезанные от остального мира ученые работали здесь над сывороткой от чумы.

Фото: © Ярослав Глухов
Фото: © Ярослав Глухов

Форт Великий Князь Константин

Артиллерийский форт «Константин» является наиболее доступным для туристов фортом Кронштадта. С него хорошо просматривается Кронштадтский рейд, южный фарватер, а также форты «Кроншлот» и «Александр I». «Константин» был построен в 1858-1864 годах для защиты гаваней Кронштадта с юга. На нем испытывались новые фортификационные формы и артиллерийские разработки. Так, например, на батарее Паукера в качестве эксперимента размещалась скрывающая установка: после выстрела платформа с орудиями и людьми опускалась на этаж ниже, что делало их неуязвимыми.

Фото: © Maksim Starostin
Фото: © Maksim Starostin

Форт Риф

Форт «Риф» был построен в 1909-1915 годах для защиты от вражеского десанта западной оконечности острова Котлин. Именно отсюда в 1921 году уходили по льду в Финляндию кронштадтские матросы, отказавшиеся принимать советскую власть. «Риф» по сей день носит статус военного объекта. Его постройки сохранились сравнительно неплохо.

Фото: © Anna Gorelova
Фото: © Anna Gorelova

Форт Император Петр I

Петр I приказ возвести этот форт, чтобы защитить купеческую гавань. Строительство завершилось в 1724 году. Изначально форт носил название «Цитадель», но вскоре был переименован в честь императора. В 1820-1830-х годах укрепления были перестроены в камне. В форте «Петр I» особенно удивляет гладкая и ровная кирпичная кладка, которая и в наше время выглядит как новая, — в то время на качественных стройматериалах не экономили, да и строители не позволяли себе халтурить.

Фото: © Ярослав Глухов
Фото: © Ярослав Глухов

Форт Кроншлот

Это самый первый из кронштадтских фортов. Он был построен в 1704 году. Свое название укрепление получило от Петра I. «Кроншлот» означает «коронный замок». Спустя несколько месяцев после ввода в эксплуатацию форт попыталась атаковать шведская эскадра. Шведы высадились на Котлине, установили батарею и начали стрелять по «Кроншлоту», но так ни разу в него не попали и были вынуждены уплыть домой.

Фото: © Ярослав Глухов
Фото: © Ярослав Глухов

Форт Шанц

Расположенный в западной части острова Котлин форт «Шанц» (полное название «Александр Шанец») ведет свою историю с 1706 года. Его построили, чтобы защитить город от шведов в период Северной войны. Позже укрепление неоднократно перестраивалось. «Шанц» утратил стратегическое значение в 1930-х.

Фото: © Anna Gorelova
Фото: © Anna Gorelova

Форт Павел I

Первый форт юго-западнее «Кроншлота» начали возводить еще в 1739 году. Строительные работы сильно затянулись и завершать их пришлось Павлу I в 1801 году. А в 1844 году над укреплениями решил поработать Николай I. Форт «Павел I» располагался в самом центре морского минного поля. В море около него было спрятано несколько сотен мин. В 1855 году эти мины не позволили подойти к Петербургу англо-французской эскадре. От от собственного оружия в итоге погиб и сам форт. В 1923 году из-за глупостей матросов с крейсера «Аврора» было взорвано хранилище с 30 тысячами мин. Обломки «Павла I» разлетелись на 25 км. От ударной волны в Кронштадте разбились все стекла. От самого форта остался один остров с грудой развалин.

Фото: © Ярослав Глухов
Фото: © Ярослав Глухов

Форт Милютин

«Милютин» (также известен как Южная батарея №3) — одно из заброшенных ныне оборонительных сооружений Кронштадта. Его можно найти недалеко от фарватера возле южного участка дамбы. Строительство форта завершилось в 1879 году. В 1899 году здесь проходили эксперименты по установке беспроводного телеграфа: приемная станция располагалась на «Милютине», а принимали сигнал на форте «Константин». «Милютин» активно использовался в период Великой Отечественной войны, с него отражались вражеские наступления со стороны Финского залива.

Фото: © Алла
Фото: © Алла

Никольский Морской собор

Кронштадтский Морской собор на Якорной площади — последний и крупнейший морской собор Российской империи. Он был возведен в 1903-1913 годах по указу Николая II в честь 200-летия Российского флота. Службы продолжались и после революции. Но в 1929 году храм закрыли. В 1932 году в здании разместился кинотеатр, а после войны — музей. Богослужения возобновились лишь в начале XXI века. Сегодня это главный храм Военно-морского флота России.

Фото: © Ирина Дементьева
Фото: © Ирина Дементьева

Музейно-исторический парк Остров фортов

Расположенный на окраине Кронштадта «Остров фортов» — одна из составляющих проекта по превращению Кронштадта в город-музей, посвященный Военно-морскому флоту. Первая очередь парка открылась для посетителей в 2020 году, вторая — годом позже. В едином пространстве разместились познавательные объекты, места для отдыха, спортивные и детские площадки, фуд-зоны и прогулочные дорожки. Особого внимания заслуживает Аллея героев российского флота со скульптурами исторических личностей. Также стоит взглянуть на скульптуру серого тюленя (животное находится под угрозой исчезновения), знак «Нулевой километр», «Сад камней» и гигантский компас.

Фото: © Светлана Аубекерова
Фото: © Светлана Аубекерова

Музей маячной службы

На территории форта «Великий Князь Константин» можно посетить единственный в России Музей маячной службы. Он был создан в 2017 году энтузиастами маячного дела. Сегодня в музейной коллекции представлено больше 150 экспонатов, рассказывающих об истории развития «стражей морей»: масляные лампы, звуковые сигнальные средства, светодиодное оборудование и т.д. Самый ценный из образцов — первая в России линза Френеля. Она была изготовлена в 1857 году в Бирмингеме, а в 1858 году уже стояла на маяке Сескар.

Фото: © Maksim Starostin
Фото: © Maksim Starostin

Маяки Кронштадта

На территории России можно отыскать порядка 200 старинных маяков, имеющих культурную ценность. К сожалению, с появлением спутниковой навигации многие из них становятся не нужны. Но в Кронштадте стараются оберегать историю. В Финском заливе до наших дней сохранилось около 30 маяков, часть из которых по-прежнему выполняет свои функции. Старейший из действующих маяков в Кронштадте — маяк Толбухин, построенный в 1719 году по личному указу Петра I. Из деревянных маяков самым старым считается маяк 1888 года, расположенный на пирсе у Петровского канала.

Деревянный маяк на пирсе у Петровского канала. Фото: © Juliette17
Деревянный маяк на пирсе у Петровского канала. Фото: © Juliette17

Кронштадтский футшток

В желтом павильоне на берегу Обводного канала прячется от посторонних глаз прибор-мареограф, который автоматически фиксирует уровень поверхности Балтийского моря. За колебаниями моря в Кронштадте следят практически с основания города. Первый мареограф был установлен в 1879 году, а павильон для него построили в 1950 году. Под башней находится бетонированный 7-метровый колодец, соединенный с каналом горизонтальной трубой. Внутри павильона размещен самописец, передающий данные на метеостанцию.

Фото: © Анна Кудрявцева
Фото: © Анна Кудрявцева

Якорная площадь

В Кронштадте всего 2 площади. Главной считается Якорная. На ней расположены Никольский Морской собор, памятник вице-адмиралу Макарову и Вечный огонь. Площадь была заложена еще в середине XVIII века. Но ее современный облик формировался с конца XIX до середины XX века. На Якорной площади сохранилась едва ли не единственная в стране чугунная мостовая.

Фото: © Анна Кудрявцева
Фото: © Анна Кудрявцева

Гостиный двор в Кронштадте

В 1827 году в Кронштадт приезжал Николай I. Государь внимательно осматривал город и делал замечания. Особенно не понравились ему обветшавшие торговые ряды. Николай велел построить на их месте красивое здание Гостиного двора, которое в итоге заняло целый квартал. Напротив появился рынок, на котором действовала беспошлинная торговля. От рынка сегодня не осталось и следа, а вот Гостиный двор цел и невредим.

Фото: © Анна Кудрявцева
Фото: © Анна Кудрявцева

Музей истории Кронштадта

Исторический музей Кронштадта существует с 1991 года. На данный момент в нем представлено две постоянных экспозиции. Первая называется «Три века истории Кронштадта» и размещается в бывшем здании водокачки на Ленинградской улице. Вторая экспозиция под названием «Тайны затонувших кораблей» посвящена подводной археологии и демонстрируется в историческом здании бывшего кафе на Якорной площади.

Здание бывшей водокачки, которое сегодня принадлежит Музею истории Кронштадта. Фото: © Maksim Starostin
Здание бывшей водокачки, которое сегодня принадлежит Музею истории Кронштадта. Фото: © Maksim Starostin

Мемориальный музей-квартира Святого Иоанна Кронштадтского

Иоанн Кронштадтский родился в 1829 году в селе Сура (Архангельская область), но большую часть жизни провел на острове Котлин. 53 года он жил в Кронштадте в квартирке на пересечении Андреевской и Посадской улиц. Еще при жизни Иоанна в его дом приходили сотни паломников, многие из которых приезжали в Кронштадт из удаленных регионов страны. Сегодня жилище преподобного превращено в мемориальный музей. Главное место занимает комната, которая служила Иоанну Кронштадтскому и рабочим кабинетом, и спальней, и молельней. Сюда мог входить только батюшка, исключений он не делал даже для супруги.

Фото: © Елена Яхонтова
Фото: © Елена Яхонтова

Памятник Петру I

Бронзовый памятник, посвященный основателю крепости Кронштадт Петру I был установлен в Петровском парке в 1841 году по случаю 132 годовщины со дня победы в Полтавской битве. Макет статуи разрабатывал француз Теодор Жак, а за изготовление отвечал знаменитый скульптор Петр Клодт. Монумент в Кронштадте стал третьим памятником великому императору, установленным в России. Петр изображен в полный рост.

Фото: © Ирина Дементьева
Фото: © Ирина Дементьева

Петровский док

Первый сухой док в России начали строить в 1719 году по указу Петра I. Поговаривают, что проектом дока император занимался лично. Задумка была настолько сложной, что воплотить ее в жизнь получилось только к 1752 году. Суда заводились в каналы, которые запирались шлюзами, а воду спускали в овраг, специально выкопанный в глубине острова. Таким образом, Петровский док позволял обходиться без насоса. Но был огромный недостаток: для обслуживания дока требовалось слишком много людей.

Фото: © Ирина Дементьева
Фото: © Ирина Дементьева

Памятный знак Блокадной колюшке

Балтийская колюшка помогала жителям Ленинграда и Кронштадта держаться во время блокады. Крупных видов рыбы на всех не хватало. Поэтому уха из колюшки приходилась очень кстати, помогала избежать голодной смерти. К слову, до войны эту рыбку до 4 см в длину не ловили даже в качестве корма для кошек — уж слишком она мелкая и колючая. Памятник в честь колюшки установили на стене Обводного канала около Синего моста в 2005 году.

Фото: © Анна Кудрявцева
Фото: © Анна Кудрявцева

Владимирский собор

Каменную Владимирскую церковь в псевдорусском стиле возвели в 1879 году. В 1902 году она получила статус собора. В советский период собор был закрыт и разграблен. Хранившаяся там икона Владимирской Божьей Матери утрачена. По одной из версий, ее спрятал кто-то из верующих. Главному архитектору Ленинграда трижды давали распоряжение организовать снос храма, но он все время находил отговорки. Спустя время собор все-таки собрались ликвидировать. Однако довести дело до конца не получилось, т.к. из-за взрывов на соседних домах появлялись трещины.

Фото: © Ирина Дементьева
Фото: © Ирина Дементьева

Памятник адмиралу Макарову

Степан Осипович Макаров вошел в историю как адмирал, океанограф, полярный исследователь и кораблестроитель. Среди его основных заслуг: подрыв турецкого парохода и первое плавание ледокола по северным морям. Памятник в честь адмирала Макарова был установлен на Якорной площади перед Морским собором в 1913 году. По левую сторону от статуи изображен момент взрыва броненосца «Петропавловск», на котором Степан Осипович отправился в последнее морское сражение.

Фото: © Ирина Дементьева
Фото: © Ирина Дементьева

Макаровский мост

Висячий пешеходный мост через овраг Петровского дока открыли в 1913 году к церемонии освящения Морского собора и открытию памятника адмиралу Макарову, которую должен был посетить Николай II. Если верить местной байке, власти города поручили Кронштадтскому Морскому заводу изготовить мост всего за две недели до открытия. Работники завода справились, но похвалу от императора получили только чиновники. Мост не требовал ремонта почти 60 лет. Только в 1972 году клепаные конструкции пришлось заменить на сварные для усиления пролетов. С тех пор по Макаровскому мосту могут передвигаться не только пешеходы, но и велосипедисты.

Фото: © Анна Кудрявцева
Фото: © Анна Кудрявцева

Итальянский дворец

Этот дворец — одно из старейших зданий в городе. Он был построен в 1720-х годах для князя Александра Меньшикова, первого губернатора Петербурга и коменданта Кронштадта. В проектировании и строительстве принимали участие итальянские мастера — поэтому дворец и прозвали «Итальянским». После ареста и ссылки Меньшикова в стенах сооружения базировались разные учебные заведения. В настоящее время здесь размещается Центральный военно-морской музей.

Фото: © Анна Кудрявцева
Фото: © Анна Кудрявцева

Чугунная мостовая

Единственная сохранившаяся в России чугунная мостовая располагается на Якорной площади вдоль ограды Адмиралтейства. Она служит отличным примером уникального дорожного покрытия XIX века. В Кронштадте чугунные мостовые стали появляться в 1860-х. Шашки для них отливались на Пароходном заводе. Идею такого типа мостовых русские подглядели у американцев.

Фото: © Инна Булгакова
Фото: © Инна Булгакова

Обводный канал

Обводный канал тянется от Итальянского пруда до кронштадтской гавани. Проходит мимо Адмиралтейства, для нужд которого и создавался. Заканчивается на территории Морского завода. Длина канала составляет около 3 км. Через него перекинуты мосты Синий, Парусный, Пеньковый и Советский. Туристы часто подмечают, что на изгибах канал расширяется — это сделано для того, чтобы встречные суда имели возможность разойтись.

Фото: © Ирина Дементьева
Фото: © Ирина Дементьева

Памятник Иоанну Кронштадтскому

Монумент, посвященный святому преподобному Иоанну Кронштадтскому, был установлен в 2008 году. Памятник располагается на перекрестке улиц Андреевская и Посадская напротив мемориального музея-квартиры, где батюшка прожил больше 50 лет. Для местных жителей Иоанн Кронштадтский — самый почитаемый из святых. В городе до сих пор помнят истории о чудесных исцелениях, которые совершил батюшка.

Фото: © Елена Яхонтова
Фото: © Елена Яхонтова

Итальянский пруд

Итальянский пруд напротив Итальянского дворца был частью Купеческой гавани. Имел не эстетическое, а утилитарное предназначение: его использовали для стоянки торговых кораблей, приходивших в Кронштадт. По Обводному каналу, который начинался от пруда, суда доставляли товары к торговым рядам, а потом к Гостиному двору.

Фото: © Анна Кудрявцева
Фото: © Анна Кудрявцева

Кронштадтское адмиралтейство

В 1783 году в здании Санкт-Петербургского адмиралтейства произошел сильный пожар. Огонь чуть не перекинулся на Зимний дворец. После этого инцидента Екатерина II распорядилась перенести адмиралтейство из столицы в Кронштадт. Строительство комплекса зданий продолжались с 1784 по 1786 годы. Главный вход находился на Якорной площади. Значительная часть построек сохранилась до сегодняшнего дня.

Фото: © Maksim Starostin
Фото: © Maksim Starostin

Западный Котлин

Природный заказник «Западный Котлин» был создан с целью сохранения и восстановления ценных природных комплексов острова Котлин. Сегодня это одна из самых популярных зон для экотуризма в окрестностях Санкт-Петербурга. Сюда едут, чтобы отдохнуть душой и телом, а заодно полюбоваться природными красотами. «Западный Котлин» особенно интересно посещать весной и осенью, когда здесь собираются тысячи птиц.

Фото: © Anna Gorelova
Фото: © Anna Gorelova

Текст и фото: Туристер.Ру