26,8K подписчиков

Что мы нашли с девушкой в корпусе обслуживания средств связи ППД БЖРК 52-ой ракетной дивизии? Показываю.

2,4K прочитали

Ко Дню РВСН!

Продолжим октябрьскую экскурсию по Пункту постоянной дислокации Боевых железнодорожных ракетных комплексов (ППД БЖРК) 52-ой ракетной дивизии, что расположена под Пермью в районе поселка Бершеть (ЗАТО Звездный").

Помните какое-то время были на Дзене популярны темы: поехал в лес за грибами, а нашел... В большинстве случаев под выдуманную историю постились чужие фотографии 20-летней давности. У нас же все получилось взаправду. Ранним утром, несмотря на ненастье, мы целенаправленно поехали с девушкой в лес найти что-нибудь интересное по теме Ракетных войск стратегического назначения.

Первым делом заскочили на ППД БЖРК - осмотреть ранее не осмотренное железнодорожное хозяйство. Не удержались и вновь проехали к сооружениям 1 и 2 - главным объектам ППД. Надо же было девушке правильную экскурсию сделать. Репортаж о первом объекте был ранее, а сейчас мы остановимся на втором, меньшим по размеру, но не менее интересном объекте.

Кажется девушка заскучала. Интересно, о чем она думает, глядя на этот крюк?
Кажется девушка заскучала. Интересно, о чем она думает, глядя на этот крюк?

Итак, после осмотра Сооружения 1 (технологический корпус), где производилось обслуживание транспортно-пусковых контейнеров и вагонов с МБР РТ-23 УТТХ ("Молодец"), по НАТОвской классификации "Скальпель", мы отправляем в Сооружение 2 комплекса обслуживания средств связи. Для этого нам надо проехать всего 315 метров на юг по бетонке или демонтированным железнодорожным путям. Мы выбрали бетонку.

Схема расположения объектов ППД БЖРК 52 РД. Звездочкой показано Сооружение 1, в 315 метров южнее него Сооружение 2. Схема Google
Схема расположения объектов ППД БЖРК 52 РД. Звездочкой показано Сооружение 1, в 315 метров южнее него Сооружение 2. Схема Google

Сооружение чем-то напоминает технологический корпус, только более приземистое и с расположенными с двух, а не с одной, сторон двухэтажными пристройками. По центру северного фасада во внутрь входят две железнодорожные колеи, прошивающие сооружение насквозь.

Широкие въездные проемы прикрыты двумя распашными массивными воротами, через которые выглядывает Белка.
Широкие въездные проемы прикрыты двумя распашными массивными воротами, через которые выглядывает Белка.
Мы свободно заехали вовнутрь, чтобы укрыться от любопытных глаз и немного поснимать Белку в интерьерах
Мы свободно заехали вовнутрь, чтобы укрыться от любопытных глаз и немного поснимать Белку в интерьерах

В прошлый визит мы отсняли боковые помещения (эти фотографии ждут своего часа), а вот фотографии внутри основного объема производственного корпуса получились так себе.

В этот раз Белка оживила индустриальный пейзаж и сделала его не скучным
В этот раз Белка оживила индустриальный пейзаж и сделала его не скучным

Как следует из наименования сооружения здесь проводились регламентные работы на средствах связи БЖРК. Для этого сюда заводилась либо часть "агрегата" (поезда), либо протаскивался весь состав. Основные режимы работ сооружения можно узнать из приведенного ниже плаката, сфотографированного в аналогичном объекте Костромской ракетной дивизии (10 РД).

Режимы работы сооружения 2 (10 РД)
Режимы работы сооружения 2 (10 РД)

Интересен третий пункт - режим "Протаскивания". На сколько я понял, при нем в сооружение заводится состав БЖРК в части касающейся оборудования связи, причем в не расцепленном виде. Не совсем понятен временной интервал в 129 часов.
И еще из интересного. Ни при каких обстоятельствах вовнутрь сооружения не заезжал тепловоз (причина - пожарная безопасность?), а подача вагонов осуществлялась через промежуточную платформу. Я такое видел при погрузке железнодорожных вагонов на паром. Интересно, зачем используют промежуточную платформу или даже несколько? Для того, чтобы смягчать возможные толчки и рывки?

Внутри сооружения два параллельных пути, причем вдоль одного из них, между колеями идет смотровая канава практически на всю длину сооружения. А она без малого составляет 95 метров.
Внутри сооружения два параллельных пути, причем вдоль одного из них, между колеями идет смотровая канава практически на всю длину сооружения. А она без малого составляет 95 метров.
Ныне боковые крылья сооружения разобраны, сохранилась только центральная часть
Ныне боковые крылья сооружения разобраны, сохранилась только центральная часть

Мы не удержались и повторно прошлись по некоторым боковым помещениям, там где стояло диагностическое оборудование. Интересно несколько абсолютно темных комнат с плотными дверями.

Одно из помещений западного крыла
Одно из помещений западного крыла
В одной из комнат свалена укупорка от неких изделий
В одной из комнат свалена укупорка от неких изделий

С середины 1970-х годов началась разработка нового, четвертого поколения ракетных комплексов с ракетами, обеспечивающими расчет полетных задании с помощью бортовой вычислительной машины, а также с автономными пусковыми установками. Это потребовало создания новой АСБУ «Сигнал-А». Постановлением правительства от 5 декабря 1976 года предписывалось представить проект постановления о развертывании работ по созданию единой автоматизированной системы боевого управления Ракетными войсками и ракетным оружием стратегического назначения, имея в виду обеспечить повышение живучести и неуязвимости боевого управления в условиях ядерного воздействия противника и передачу данных на оперативное перепланирование и переприцеливание ракет по не плановым целям, а также дальнейшее улучшение оперативных и эксплуатационных характеристик аппаратуры и в начале 1976 года выдать ТТХ на эту систему. Отделом автоматизации Оперативного управления ГШ РВСН, ГУРВО и НИИ-4 МО ТТХ были разработаны под шифром «Сигнал-А».

К сожалению, здесь номер изделия читается плохо. Что-то вроде 15Э3308, если я не ошибся. Вес ящика 115 кг
К сожалению, здесь номер изделия читается плохо. Что-то вроде 15Э3308, если я не ошибся. Вес ящика 115 кг

Создателем изделия 15Э370 - Автоматизированной системы боевого управления 15Э1 "Сигнал-А",  был доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР, один из основоположников отечественной научно-технической школы передачи и защиты информации профессор Грешневиков А.К.
С 1962 по 1991 Грешневиков А.К. работал в «НПО «Импульс», г. Санкт-Петербург, где прошел путь от инженера до первого заместителя генерального директора - главного конструктора. Участвовал в разработке методов и аппаратуры передачи информации по каналам связи различной физической природы для основной, дублирующей и резервной автоматизированной системы управления РВСН. Обеспечил разработку комплексов средств автоматизации и создание территориально-распределенной информационно-расчетной системы РВСН. Руководил работами по созданию новых методов и средств защиты информации в системах, в т.ч. работами по созданию изделия 15Э370. Источник

а дверью скрывается целый штабель из укупорки. На двух ящиках имеется маркировка
а дверью скрывается целый штабель из укупорки. На двух ящиках имеется маркировка

Разработка системы «Сигнал-А» шла очень тяжело и затянулась, так как представляла собой сложную научно-техническую проблему. В 1984 году была назначена государственная комиссия, которая приступила к работе только в 1986 году. Звенья системы «Сигнал-А» были предельно упрощены, реализованы только минимальные функции, обеспечивающие переприцеливание ракет и управление автономными пусковыми установками. Не были реализованы функции системы «Вьюга-С», закрытых радиоканалов боевого управления (РБУ) и др.
Конец восьмидесятых годов был связан с бурным внедрением в войсках новых систем АСБУ. Проведен ряд военно-технических экспериментов и учений в реальных войсковых условиях. В ходе экспериментов и учений была подтверждена возможность создания новой системы наземных РБУ «Разлив».

Нижний ящик предположительно от изделия 15Э370 с мощными петлями под защелки
Нижний ящик предположительно от изделия 15Э370 с мощными петлями под защелки

Изделие 15Э370 есть не что иное как стойка управления ПУ АСБУ 15Э1 "Сигнал-А" Источник

В 1987 году в связи с уничтожением ракет средней дальности был уничтожен подвижный комплекс командных ракет «Горн» системы "Периметр" или "Мертвая рука", как любят ее называть журналисты. Нужна была замена. Так возникло предложение разработать подвижный комплекс командных ракет «Сирена» на базе оборудования комплекса «Горн» и ракетного комплекса «Тополь». В 1990 году начались испытания комплекса «Сирена», который в последствии разместили в одной из дивизий вооруженной «Тополями».

Таким образом, к началу девяностых годов Ракетные войска имели систему «Сигнал-А», резервную систему «Периметр», комплекс подвижных командных ракет «Сирена», подвижные узлы радиоуправления УРУ-ПК, ПКП ракетной дивизии «Выбор», ИРС «Ярус». Было завершено создание КП ракетной дивизии высокой защиты в одной из дивизий, подготовлен и проведен военно-технический эксперимент с объектом «Грот», в процессе которого показана возможность доведения приказов до подводной лодки в погруженном состоянии.
Источник

Верхний попроще. Он без сомнения относится к изделию 15Э370, весом 115 кг
Верхний попроще. Он без сомнения относится к изделию 15Э370, весом 115 кг

К сожалению, именно в этот период вступили в строй три дивизии РВСН, вооруженные БЖРК, которые уже к 2003 году по договору СНВ-2 были сняты с вооружения и уничтожены. С тех пор в сооружениях бывшего ППД БЖРК 52 РД остались только ящики из под уникального оборудования Автоматизированной системы боевого управления "Сигнал-А". Надеюсь они стоят пустые, вовнутрь я не заглядывал.

Еще одно примечательное помещение по соседству под номером 105А где расположен некий стенд под номером 15Н18 73. Надеюсь я правильно прочитал.
Еще одно примечательное помещение по соседству под номером 105А где расположен некий стенд под номером 15Н18 73. Надеюсь я правильно прочитал.

Что это за такой стенд я информации не нашел, однако соответствующий значок на двери и отделка комнаты с глухими тяжелыми дверями позволяют предположить наличие здесь мощного электромагнитного излучения во времена работы  стенда. Вероятно, именно этот желтый треугольник породил легенду в среде неофитов о повышенном радиационном фоне в помещениях ППД БЖРК.

О степени важности этого помещения свидетельствует размещенный на стене список лиц, допущенных к посещению данного помещения. Примечательно, что первый раздел состоит почти целиком из генералов и полковников.
О степени важности этого помещения свидетельствует размещенный на стене список лиц, допущенных к посещению данного помещения. Примечательно, что первый раздел состоит почти целиком из генералов и полковников.
Из этого же документа мы узнаем ФИО начальника штаба в/ч 12264 полковника О.Буслаева, подписавшего список 20 ноября 2005 года, а вправом углу видим номер приказа 231/181 (странный какой-то).
Из этого же документа мы узнаем ФИО начальника штаба в/ч 12264 полковника О.Буслаева, подписавшего список 20 ноября 2005 года, а вправом углу видим номер приказа 231/181 (странный какой-то).
Вновь выходим в основной зал, где происходило обслуживание вагонов с оборудованием связи
Вновь выходим в основной зал, где происходило обслуживание вагонов с оборудованием связи
Это наиболее сохранившееся на момент съемки помещение ППД. Даже кран-балка, грузоподъемностью в 10 тонн на своем месте
Это наиболее сохранившееся на момент съемки помещение ППД. Даже кран-балка, грузоподъемностью в 10 тонн на своем месте
Подойдем к ней поближе
Подойдем к ней поближе
В прошлый раз мы на этом крюке кое-кого подвешивали, ныне же обойдемся рассматриванием предупреждающих плакатов, типа "Не стой под грузом!", разбросанных рядом на полу.
В прошлый раз мы на этом крюке кое-кого подвешивали, ныне же обойдемся рассматриванием предупреждающих плакатов, типа "Не стой под грузом!", разбросанных рядом на полу.
Табличка с информацией по кран-балке КМ 10/1
Табличка с информацией по кран-балке КМ 10/1
Все, пора выезжать отсюда
Все, пора выезжать отсюда
Белка осторожно маневрируя между крюком кран-балки и острыми углами ворот двигается на выезд
Белка осторожно маневрируя между крюком кран-балки и острыми углами ворот двигается на выезд
Главное не зацепиться за острые углы и не порвать резину о торчащие костыли железнодорожного пути
Главное не зацепиться за острые углы и не порвать резину о торчащие костыли железнодорожного пути
Створки ворот мы как раз забыли зафиксировать. Могло и прихлопнуть ветром
Створки ворот мы как раз забыли зафиксировать. Могло и прихлопнуть ветром
Белка покидает теплый гараж и отправляется дальше в сырость и непогоду к следующему объекту
Белка покидает теплый гараж и отправляется дальше в сырость и непогоду к следующему объекту
Где еще такой автосервис не по размеру найдешь?
Где еще такой автосервис не по размеру найдешь?
Пути уходят вперед к Сооружению 1, где мы с вами уже побывали в предыдущей части
Пути уходят вперед к Сооружению 1, где мы с вами уже побывали в предыдущей части

На этом пока все.

Предыдущие материалы о ППД БЖРК 52 РД были здесь:
1.
Станция "Лесная" В тупике для ядерных поездов номер "ноль"
2.
ДОТ на башне
3.
Депо для ядерных поездов номер "ноль"
4.
Что мы нашли на заброшенном складе ППД БЖРК
5.
На задворках ППД ядерных поездов
6.
ППД БЖРК. Сооружение 1. Прощальный визит

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжение.