Римский-Корсаков создал волшебные оперы, которые передают атмосферу праздника не хуже «Щелкунчика». Узнаем историю «Ночи перед Рождеством» и «Снегурочки».
«Ночь перед Рождеством»: самая новогодняя опера
«Ночь перед Рождеством» была написана в 1895 году. Это русская опера-сказка, которая восходит к опере Глинки «Руслан и Людмила», но родилась она именно из-под пера Римского-Корсакова.
В основу либретто легло произведение Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Либретто написал сам Римский-Корсаков: он тонко чувствовал связь слова и музыки и выразительно передал эмоциональную картину произведения.
Опера начинается с оркестрового вступления под названием «Святый вечер». Эта музыка живописует картину природы. Действие начинается, конечно же, с волшебства. Из хаты на метле вылетает Солоха и начинает петь колядки — песни, которые пели в канун Рождества. Потом к ней является Черт, недовольный тем, что сын Солохи — кузнец Вакула — расписывал церковь.
Интересно, что и кузнеца Вакулу, и Черта, и Дьяка, который появляется позже, — поют тенора. Естественно, самым звучным голосом должен обладать Вакула. Черт и Дьяк — это голоса характерные, а Солоха — меццо-сопрано. Довольно часто меццо-сопрано пели партии матерей или ведьм — можно вспомнить Ульрику в вердиевском «Маскараде» или Азучену в «Трубадуре» того же Верди. Если говорить о русской опере, то это Марфа из «Хованщины», графиня из «Пиковой Дамы».
Черт говорит Солохе, что собирается украсть месяц с неба, они поют дуэт и улетают. Но похищение месяца — не центральная история. Центральная история — любовная: Вакула влюбляется в Оксану, дочку Чуба, и вокруг этой влюбленности разворачивается повествование.
Точка, с которой начинают разворачиваться события — это колядка, во время которой Оксана, дочь Чуба, замечает черевички на одной из девушек и говорит Вакуле: «Никто мне такие черевички не подарит». А Вакула отвечает: «Ну а как? А как же? А я?» На что Оксана приказывает: «Достань мне черевички такие, как Императрица носит».
С Императрицей при первом исполнении возникла большая проблема: почти все время существования Российской империи членов императорской фамилии на сцене изображать не позволялось. Но Римскому-Корсакову удалось договориться о том, чтобы вместо Императрицы в итоге появился Император. Это создало странный смысловой кульбит — причем здесь Император и черевички?
В итоге все заканчивается хорошо: Вакула достает черевички, и так как это опера-сказка про любовь, в конце возвышенные любовные сцены гармонично чередуются с бытовыми зарисовками — например, замечательным дуэтом «Двух баб». А заканчивается опера большой хоровой сценой, которую Римский-Корсаков написал в память о Гоголе.
«Снегурочка»: любимая опера Римского-Корсакова
Оперу «Снегурочка» Римский-Корсаков создал по мотивам одноименной пьесы Александра Островского. С этой пьесой композитор познакомился сразу после ее выхода, в 1874 году, и тогда произведение его не впечатлило. Но через пять лет он перечитал пьесу и в этот раз «точно прозрел на ее удивительную красоту». Римский-Корсаков загорелся идеей поставить оперу на этот сюжет и отправился к Островскому, чтобы получить разрешение использовать текст.
Большую часть оперы композитор написал в деревне Стелёво. Пейзаж и окружающая обстановка вдохновляли его на эту работу. Позже он отмечал, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка».
Вернувшись в Петербург, Римский-Корсаков сделал инструментовку оперы и показал ее директору Императорских театров. Премьера оперы прошла 29 января 1882 года на сцене Мариинского театра. Премьера прошла с успехом, и сам Островский восторженно отзывался о постановке: «Музыка к моей „Снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
«Снегурочка» стала самой поэтичной оперой Римского-Корсакова. В ней есть чуткое, любовное воспроизведение картин народного быта, языческих обрядов и образов народных сказок. В опере противопоставляются два мира — реальный и фантастический. И этот фантастический мир олицетворяет, как говорил сам композитор, силы природы.
Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей находятся на стыке двух миров, они персонажи полуреальные, полуфантастические. Есть в опере и антагонисты: Ярило-солнце, творческое начало, которое пробуждает жизнь, и суровый Мороз. Сама же Снегурочка, дитя Мороза и Весны, тянется к людям и солнцу, и композитор показывает, как любовь и тепло торжествуют в ней, но приводят к гибели.
Для справки:
Узнать больше о жизни и творчестве Римского-Корсакова можно в Мемориальном музее-квартире в Петербурге, который в этом году отмечает 50-летний юбилей. Музей — часть Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, генеральным партнером которого выступает Банк ВТБ.