Найти тему
script bro | сценаристы

10 сценарных советов из фильма "Изгой"

Почему я выбрал для разбора фильм "Изгой"? Мне нравится разбираться в историях, которые не должны работать. Мне нравится исследовать их особенности и выяснять, почему эти фильмы преуспели (хотя так часто они терпят неудачу).

Сам фильм, как известно, объединил режиссёра Роберта Земекиса и актёра Тома Хэнкса, в середине производства создатели взяли ГОДОВОЙ ПЕРЕРЫВ, чтобы Хэнкс мог похудеть и выглядеть как настоящий потерпевший крушение человек во второй половине фильма.

Эта история затмила даже поступок сценариста фильма Уильяма Бройлеcа-младшего. Сценарист "Аполлона-13" и "Планеты обезьян" самостоятельно прожил неделю на необитаемом острове в Калифорнийском заливе без пищи, воды и жилья, чтобы лучше прочувствовать своего героя.

Что касается сегодняшних советов, я прочитал более ранний черновик сценария, чтобы увидеть изменения, которые внесли создатели.

-2

1) Если ваш главный герой заботится о чём-то/ком-то достаточно сильно, то и мы тоже переживаем за него - успех у зрителей волейбольного мяча по имени Уилсон не поддаётся практически никакому обоснованию. Многие люди плакали, когда его унесло в море в конце фильма.

Вопрос в том, почему это произошло? Что ж, если ваш главный герой действительно о чём-то заботится, будь то член семьи, золотая рыбка или волейбольный мяч, мы тоже к этому подключаемся.

Вы можете использовать этот инструмент для создания моментов, подобных этому, когда вы отрываете что-то от героя, чтобы вызвать эмоцию у зрителя.

2) Мир экспозиции (Set-Up World) должен быть захватывающим – "Мир экспозиции" - это то, что происходит за 10-15 страниц до провоцирующего инцидента.

Провоцирующий инцидент, конечно, происходит, когда мир выбивает почву из под ног вашего персонажа (в "Изгое" это случается, когда самолёт терпит крушение).

Проблема, которую я вижу во многих сценариях в том, что авторы верят, что, поскольку они просто “настраивают обстоятельства истории”, а захватывающий провоцирующий инцидент не за горами, то Мир Экспозиции может быть скучным.

Они могут показать, как их главный герой делает скучные вещи, и всё будет хорошо, потому что скоро начнётся веселье, но нет. Очень важно, чтобы во время создания Мира Истории вы показали своего персонажа как можно более интересным способом.

Итак, в нашем фильме, мы показываем, как Чак (Том Хэнкс), отчаянно пытается обеспечить своевременное прибытие посылок FedEx. Он кричит на людей, надрывает задницу, чтобы погрузить все посылки в грузовики. Всегда что-то происходит.

Вы можете поместить пару более медленных сцен в этот раздел, но будьте осторожны. Если их слишком много, нам станет скучно ещё до того, как начнётся основная история.

3) Знайте, что вам нужно настроить в Мире Экспозиции. Настройте самое необходимое для развития истории и ничего больше. Составьте список ОСНОВНЫХ ВЕЩЕЙ, которые вам нужно прояснить в отношении вашего главного героя.

Придумайте эти сцены и не включайте НИЧЕГО БОЛЬШЕ. Это позволит упростить вашу экспозицию. В раннем черновике "Изгоя", который я прочитал, была посторонняя информация о штаб-квартире FedEx и семье Чака, в которой ПРОСТО НЕ БЫЛО НЕОБХОДИМОСТИ.

Бройлес-младший и Земекис поняли, что им нужно показать работу Чака, его отношения с Келли, и всё. Так что другие сцены были вырезаны.

4) Если жизнь вашего главного героя скучна и поэтому неинтересна для истории, приступайте к своему провоцирующему инциденту раньше.

Если ваш главный герой - тот, у кого нет интересной жизни, которую нужно показывать, например, Чувак из "Большого Лебовски", постарайтесь добраться до вашего провоцирующего инцидента ещё раньше.

Мы показываем Чувака в халате в продуктовом магазине. Затем в следующей сцене, когда он возвращается домой, два головореза нападают на него и мочатся на его любимый ковер, что является провоцирующим инцидентом, с которого начинается история.

Сложные и увлекательные персонажи могут занимать больше времени на представление. Но НЕ давайте зрителю 6-7 сцен, в которых нет ничего развлекательного, до того, как произойдёт провоцирующий инцидент. Мы закроем сценарий задолго до этого.

-3

5) ИСПОЛЬЗУЙТЕ ИРОНИЮ – Всегда добавляйте иронию в свой сценарий, если это возможно. Вы удвоите свои баллы, если это будет частью вашего замысла!

Чак - человек, у которого всегда плотный график, у которого никогда нет свободной секунды. Внезапно он оказывается на острове, где у него есть всё время в мире.

6) Когда у вас хороший персонаж - расширьте его роль – Как ни удивительно, Уилсон едва упоминался в раннем драфте сценария, который я прочитал. Но кто-то понял, насколько могущественным он может быть, и поэтому значительно расширил его роль.

Если у вас есть захватывающий (или интересный, или запоминающийся) персонаж, обязательно уделите ему как можно больше времени в своей истории.

Примером того, как автор не справился с этой задачей, был Джордж Лукас в первом эпизоде "Звёздных Войн". У него был крутой злодей Дарт Мол, но он не распознал этого, и не расширил его роль, и поэтому упустил возможность сделать одну из единственных правильных вещей в этом сценарии.

7) Напоминание о мидпоинте - Помните, что хороший мидпоинт меняет вторую половину фильма в несколько ином направлении, так что она не должна копировать первую часть фильма. У нас довольно понятный сдвиг в мидпоинте "Изгоя".

Мы встречаем героя спустя 3 года, когда Чак больше не робкий человек попавший на необитаемый остров, а ветеран острова, который понял, как выживать.

-4

8) Если вы собираетесь прыгнуть вперёд во времени, используйте событие, чтобы мотивировать перемещение – я вижу, как сценаристы вставляют огромные временные скачки в свои сценарии, которые появляются из ниоткуда.

Нам покажут как вся семья сидит и смотрит телевизор, а потом следующая строчка, которую я прочитаю, будет... “8 месяцев спустя”. Если вы собираетесь сделать большой скачок во времени в своём сценарии, вам нужно подготовить момент для органичного перемещения.

"Изгой" использует зуб Чака, который сильно болит и уже несколько недель мучает героя. В конце концов у него нет другого выбора, кроме как вырвать его. Он делает это с помощью камня, и боль заставляет его потерять сознание, что прекрасно подводит к ЗАТЕМНЕНИЮ, и затем лишь появляется "3 года спустя".

9) Нам нужно постоянно напоминать о мотивации, если мы хотим позаботиться о том, чтобы ваш герой преуспел – В этом драфте у Чака не было фотографии Келли (его девушки), на которую он продолжал смотреть, чтобы не сдаваться.

Я был потрясён тем эффектом, который это произвело. В фильме я так хотел, чтобы он убрался с острова. В этом драфте мне было всё равно. Чем больше я думал об этом, тем больше понимал, насколько большой эффект произвела эта фотография Келли.

Поскольку это напоминало мне о ней, я постоянно хотел, чтобы Чак вернулся домой. Выбраться с острова, чтобы выжить логично, но может прозвучать эгоистично. Покинуть остров, чтобы вернуться к Келли, - это уже выглядит самоотверженно.

10) Правило 10 драфтов – Каждый сценарий должен пройти не менее 10 драфтов. В "Шестом чувстве" было более 20 драфтов. У "Умницы Уилла Хантинга" их было более 50. И под "драфтами" я не имею в виду прохождение сценария и переписывание сцен, которые вам не нравятся.

Официальный "драфт" - это когда вы читаете свой сценарий и оцениваете все проблемы (что работает, а что нет), чтобы затем найти решения для этих проблем.

Я прочитал слишком много сценариев, многие кажутся сырыми черновиками, такими как этот драфт "Изгоя", он включает в себя десять открывающих страниц семейных сцен, которые совершенно не нужны для истории. Этот несфокусированный материал исчезает из сценария после десяти драфтов.

БОНУСНЫЙ СОВЕТ – хороший Чак, плохой Чак, безумный Чак – В этом драфте сценария Чак начинает сходить с ума и поэтому разделяется на две личности: хорошего Чака и плохого Чака.

Очевидно, что это был метод, разработанный Бройлзом-младшим, чтобы Чак мог проговаривать мысли вслух, и мы могли узнать, что происходит в его голове. Это был весьма шаблонный выбор из РАННЕГО ДРАФТА.

Переписав ещё много черновиков, он понял, что волейбольный мяч Уилсон может взять на себя роль кого-то, с кем Чак мог бы поговорить. Я прочитал слишком много сценариев, в которых сценаристы используют раздвоение личности персонажа, чтобы показать его мысли. И история страдает из-за этого, поэтому найдите творческое решение этой задачи.

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.