Наверное, каждый советский человек, который смотрел фильм «Старик Хоттабыч», мечтал хоть раз в жизни побывать в таком же санатории, в котором случайно оказались герои фильма Волька и Генка, и который Хоттабыч по ошибке принял за «дворец могущественного владыки».
Между тем, дворец с мраморными колоннами вовсе не был декорацией. Съемки велись в реально существовавшей здравнице – в санатории имени Орджоникидзе города Сочи. И самое интересное, что в нем действительно отдыхали «знатные рудокопы и буровые мастера» - как и было сказано в фильме. По крайней мере, номинально.
Отдыхайте на курортах СССР!
Если посмотреть на «Старика Хоттабыча» глазами современного зрителя, то эти несколько минут фильма выглядят как откровенная реклама санатория. Вот главные герои оказываются перед широкой лестницей, ведущей к великолепному зданию с колоннами. Вот им навстречу спускается одетый в красивый махровый халат отдыхающий – Джафар Али Мухаммедов, который объясняет нашим гостям, что он никакой не султан, а буровой мастер из Баку. А его сосед по палате, Вася – «знатный шахтер, лучший забойщик бассейна». И вообще, «дорогой папаша, у нас все султаны. Кто работает – тот и султан». Вот герои поднялись в номер санатория – просторный и современный даже по нынешним меркам, с широкой лоджией, выходящей во двор. А вот Джафар Али вместе с другими отдыхающими делает во дворе зарядку, отжимаясь от бортика большого круглого фонтана, украшенного античными статуями. Так и хочется добавить к этой идиллии слоган: «Отдыхайте на курортах Черноморского побережья Кавказа»!
Почему для съемок фильма выбрали санаторий имени Орджоникидзе в Сочи?
Почему для съемок фильма выбрали именно эту сочинскую здравницу, а не роскошную крымскую «Ливадию» или санаторий «Дюльбер», который гораздо больше похож на сказочный восточный дворец? Наверное, все дело в том, что санаторий имени Орджоникидзе был первой советской здравницей, построенной в стиле классического дворцово-паркового ансамбля. До этого санатории в Советском Союзе были двух типов. Если они строились с нуля, то выглядели максимально просто – чуть ли не как рабочие бараки. А если они были похожи на дворцы, значит, они размещались в бывших царских дворцах и дворянских усадьбах – как, например, санаторий «Ливадия». Санаторий имени Орджоникидзе был дворцом совсем иного типа – не романовским, доставшимся нам в наследство от прежних хозяев, а своим собственным, советским. И, конечно, с точки рения идеологии, это был самый лучший пример для того, чтобы показать преимущества советского строя над капиталистическим обществом, где дворцы строят только для «королей».
Как шло строительство санатория?
Строительство санатория было начато в 1933 году. В этом году Сталиным был подписан генеральный план реконструкции Сочи-Мацестинского курорта, согласно которому город Сочи должен был полностью преобразиться и превратиться в курорт с новой архитектурной эстетикой, перекликающейся с эпохой Возрождения – которую позже назовут «сталинским ампиром». О том, какие еще здания появились в Сочи согласно генеральному плану 1933 года, читайте в нашем материале «Что посмотреть в Сочи: главные архитектурные красоты города-курорта».
В это время в стране была объявлена индустриализация, и предполагалось, что в сочинской здравнице будут отдыхать шахтеры и работники тяжелой промышленности. Поэтому руководство строительством было поручено Серго Орджоникидзе, который был наркомом тяжелой промышленности. Орджоникидзе лично выбрал место под строительство – в 4 километрах от мацестинских источников, там, где любил отдыхать сам Сталин.
Главным архитектором был назначен Иван Сергеевич Кузнецов: и хотя до этого он строил в основном промышленные объекты (заводы и фабрики), строительство санатория-дворца получалось у него так легко, словно он жил не в советское время, а в эпоху Ренессанса.
Как выглядел санаторий имени Орджоникидзе?
Под санаторий было выделено 16 гектаров земли: на них был разбит парк, в котором было высажено около 300 видов растений, привезенных из разных уголков мира, в том числе уникальный гималайский кедр.
Центральное здание с колонами, которое мы видели в фильме, на самом деле не спальный корпус, а клуб-столовая. А спальные корпуса находились справа и слева от клуба. По красоте они лишь немного уступали главному корпусу: в них также были входные античные портики , просторные арочные галереи и итальянские дворики. Вообще в санатории было очень много открытых галерей, проемов и переходов из одного корпуса в другой, которые придавали всему архитектурному ансамблю невероятную легкость и воздушность.
Санаторий находился на возвышении, поэтому большое внимание в нем было уделено лестнице: она была очень широкой, с несколькими пролетами, и если смотреть на ее снизу, то казалось, что она ведет не к санаторию, а, по меньшей мере, к Олимпу. Подниматься по ней было сложно, но к счастью, в 1952 году от санатория к морю был пущен рельсовый фуникулер, и возвращаться с пляжа в свои корпуса отдыхающим стало гораздо легче.
Вакханалии и утренняя гимнастика
Смысловым центром всего дворцово-паркового комплекса являлся фонтан под названием «Танцующие вакханки». Чашу фонтана поддерживали обнаженные женские фигуры (очевидно, участницы древнеримских вакханалий – праздников в честь богов виноделия Вакха и Диониса) и один обнаженный сатир. Говорят, что всех вакханок скульптор делал с одной натурщицы – санаторной медсестры, поэтому они похожи друг на друга как сестры-близнецы.
Во время войны фонтан был разрушен и даже после войны много лет оставался заброшенным. Его отреставрировали только в 1956 году – специально к съемкам фильма «Старик Хоттабыч». Забавно, что именно около этого фонтана с вакханками «знатные шахтеры» делали утреннюю гимнастику.
Отдыхали ли шахтеры в санатории для шахтеров?
Первых отдыхающих санаторий принял в декабре 1937 года, но строительные и ландшафтные работы продолжались вплоть до 1940 года. До войны санаторий не успел принять много отдыхающих, а во время Великой Отечественной войны здесь, как и во многих других здравницах, был эвакуационный госпиталь для раненых.
Но после войны санаторий все-таки был передан министерству угольной промышленности и официально стал «шахтерским санаторием». На отдых в санаторий имени Орджоникидзе действительно направляли передовиков производства. Известно, что здесь, в частности, отдыхал Алексей Стаханов (в честь которого назвали «стахановское движение»). Но также этот санаторий был любим партийной и творческой номенклатурой. Например, одним из первых отдыхающих шахтерского санатория был советский писатель Алексей Толстой.
Что происходит с санаторием имени Орджоникидзе сейчас?
#Санаторий имени Орджоникидзе в Сочи принимал отдыхающих вплоть до 2011 года. В 2011 году санаторий, до этого находившийся в государственной собственности, был продан частному инвестору – с условием, что новый владелец проведет реконструкцию комплекса. Однако обещанной реконструкции не последовало, и санаторий на долгие 10 лет превратился в главную «заброшку» Сочи. Таким нелестным эпитетом туристы- экстремалы называют заброшенные здания, по которым можно побродить в поисках острых ощущений.
Буквально до последнего времени вход на территорию санатория был открыт. Сюда водили групповые и индивидуальные экскурсии. Здесь можно было не только побродить по парку, но и походить по этажам и галереям заброшенных корпусов.
В 2021 году в истории санатория произошло важное событие: его вернули в государственную собственность, но, к сожалению, закрыли для туристов. Теперь мы уже не сможем подняться по широкой лестнице и сфотографироваться с вакханками. Но будем надеяться, что через несколько лет санаторий все-таки откроет для нас свои двери, но уже не как «заброшка», а как уникальная здравница.
Текст: Екатерина Маслова