Переход к типовому удешевленному строительству очень сильно повлиял на развитие советского декоративно-прикладного искусства. Художники того времени при создании декоративных предметов были нацелены на разработку образцов для массового производства, а не на создание уникальных работ.
Разрабатывались типовые наборы для общественных зданий, для разных комнат и жилого интерьера.
Важными этапам в развитии советской мебели были выставки-конкурсы в Новых Черёмушках (1958-1959) и Хорошево-Мневниках (1961) в Москве.
В экспозиции знаменитой выставки "Искусство - в быт" (1961) отразились новые веяния в ДПИ. Критики всерьёз говорили о том, что искусство должно быть функциональным.
В начале 1960х активно производились ковры машинной работы, недорогая мебель, посуда.
Создаётся ВНИИТЭ - Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. С 1962 года изменяются программы подготовки будущих художников. Теперь художник должен был прийти на производство.
Художественное конструирование быстро проникло в самые передовые отрасли промышленности: производство теле-радио аппаратуры, бытовых приборов, мебели, осветительной арматуры.
Таким образом, практически все отрасли декоративно-прикладного искусства преодолели украшательства предыдущей эпохи и пришли к лаконичным функциональным формам.
Мебель
В 1970х годах в Советском Союзе возникла мода на стилизации в интерьере. Интерьер должен был быть разработан в определенной теме, например, имитировать русский старинный трактир или кавказский духан. Позже художники совместно с архитекторами стали разрабатывать малые интерьерные формы: решётки, экраны, сложные пластические объекты. Примером тому служит фонтан в фойе МХАТа в Москве: работа художника Виктора Яковлевича Шевченко (родился в 1934). Его произведение является организующим образно-пространственным центром.
Изделия из стекла
Ученик Веры Мухиной, Борис Александрович Смирнов (1903-1986) - лидер советского художественного стекла. Благодаряему в Ленинграде сформировалась первая в стране ленинградская школа художественного стекла. В середине 1960х Смирнов был приглашён преподавать в Москву. Там чуть позже так же сложилась самобытная школа мастеров художественного стекла. Художники Москвы воплощали свои идеи на ведущих стекольных заводах страны: в Дятькове (В. Шевченко), Гусь-Хрустальном (Е. Рогов, В. Филатов, В. Муратов), на заводе "Красный май" (С. Бескинская).
Светлана Михайловна Бескинская (родилась в 1930) - наиболее известная среди московских мастеров. Она одной из первых в СССР стала использовать эффекты изобретенного в конце 1940х годов сульфидно-цинкового стекла, которому при повторном нагреве легко можно придать частичную непрозрачность и различные цветовые оттенки ( декоративный комплект "Тверские узоры", 1978).
В художественном стекле разрабатывались формы-символы, рассчитанные на определённую фантазию. Как, например, прибор для вина "Таллин" (1963) и прибор для молока "Буренка" (1960), С. М. Бескинской и пепельница "Огурчик" (1960) Б. А. Смирнова. Формы стеклянных изделий того времени напоминали техническую лабораторную посуду.
Витраж
Витраж был почти забыт в первой половине века. Его возрождение произошло под влиянием литовского и латышского искусства. Ещё в 1950х витраж был применён в оформлении метрополитена (станция "Новослободская", автор эскизов П. Д. Корин): тогда архитекторам пришлось обращаться к мастерам из Риги, так как в России просто не существовало ни одной витражной мастерской.
Владимир Сергеевич Муратов (родился в 1929) - художник, занимающийся разработкой стеклопоастики. Например, его работа в свободной выразительной форме - "Воспоминания о Венеции" (1972).
Фарфор
Зачастую художники разрабатывают фарфоровые формы для массового производства. В начале 1970х годов художник В. Городецкий возвращает фарфору его первоначальное драгоценное качество, используя "барочные формы" ("Цветущий кобальт", 1967).
Фаянс
Фаянсовая посуда, декоративные блюда и вазы успешно конкурируют с изделиями из фарфора (работы Петрова-Полярного, а так же массовое производство Конаковского фаянсового завода).
Гобелен
Гобелен приобретает всё большее значение в интерьерах (В. Гусаров, Л. Романова, "Воспоминание о Павловске", гобелен для гостиницы "Прибалтийская" в Ленинграде, 1977-1981).
Ткани
На стену цветочному рисунку приходит орнамент. Элементы рисунка на ткани тех лет не были объёмными. Многие художники делали отсылки к лубку, сказочно-фольклорным образам. Таков, например, поплин "Вятская игрушка" (1958-1959) Г. В. Кирсановой. Разновидностью подобного орнамента был рисунок, в котором элементы распологались очень тесно друг к другу в запутанном ритме ("Лубок", 1957, Н. М. Жовтис, "На базаре", 1960, З. В. Бобковой. Так же создавались узоры из непрерывной сети контурных изображений, которые накладывались поверх цветовых пятен, не совпадая с их границами: ткань "Черёмушки" (1960) А. А. Андреевой.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи об искусстве!
#история искусства #декоративно-прикладное искусство #декор #советский интерьер #ссср #советское стекло
,