Найти тему
LITTLE LAW NEWS

Налоговое право в системе российского и международного права

В нашей рубрике Теория права вы узнаете:

  1. Историю возникновения и развития налогообложения. Развитие налогообложения на Руси. Теории налогообложения.
  2. Предмет и метод налогового права.
  3. Налоговое право в системе российского права.
  4. Понятие и система налогового права.
  5. Понятие налога и сбора.
  6. Функции налога.
  7. Виды налогов, основания их классификация.
  8. Выделяются следующие этапы развития налогообложения:
          1. Древний мир. Средние века. Квази налоги.
          2. Конец 17 – нач. 18 ого века. Налоги становятся основным доходом источников бюджета государства. В Англии  в 1215 г. была издана хартия вольностей – правило, устанавливающее, что налоги вводятся только с согласия нации. 1649 г. появился – билль о правах.
          3. 19-20 века. Начали развиваться финансовые учения о налогообложении. Во второй пол. 19ого века, многие государства стали воплощать свою теорию на практике.
          На Руси первая форма налогообложения – это дань (сначала в виде контрибуции с побеждённых народов), а также полюдье, повозы. Помимо прямых налогов, также развивалось и косвенное налогообложение (за провоз товаров за границу). Взимались в форме торговых и судебных пошлин. Также широко распространён был мыт – это пошлина, взимаемая при провозе товара через заставу. В период феодальной раздробленности были пошлины (за каждую повозку) при пересечении границы городов, но уже в этот период были первые попытки оптимизировать налогообложение. В 13ом веке, после завоевания Руси Золотой Ордой до первой пол. 14ого века, платилась дань Золотой Орде (отказался Иван III). После свержения, именно Иван III оптимизировал налоговую систему. При правлении Ивана III стали закладываться основы налоговой системы на Руси. Появлялись акцизы, пошлины. Была введена первая налоговая декларация («Сошное письмо»). 15-нач. 16 в. вводится отчётная деятельность в налогообложении. В 15-17 веках система налогообложения была очень сложна и запутана, поскольку каждое ведомство отвечало за взятие лишь одного конкретного налога. Алексей Михайлович упорядочил налоговую систему. В 1655 году был создан специальный орган, в компетенцию которого входил контроль за фискальной деятельностью гос-ва (т.е. за денежными средствами казны), а также исполнение доходной части бюджета.
          Эпоха Петра I характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов (из-за войн, строительства и т.д.). К традиционным налогам добавлялись всё новые (вплоть до знаменитого налога на бороды). В 1724 г. взамен подворного обложения Пётр I вводит подушный налог (которым облагалось всё мужское население податных сословий, т.е. купцы, крестьяне). Денежных средств постоянно не хватало, и была введена новая должность — прибыльщик: его работа заключалась в том, чтобы «сидеть и чинить государю прибыль». Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, соляной сбор и т.д.
          В период правления Екатерины II, система финансового управления совершенствуется. В 1780 г. – по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы (экспедиция государственных доходов, ревизий, взысканий и недоимок). Для купечества была введена гильдейская подать (это процентный сбор с объявленного капитала, при этом размер каждого капитала записывался по совести). До сер. 18 в. понятия «налога» не существовало. Лишь в 1765 г. его ввёл Поленов, в своей работе «О крепостном состоянии в России», а уже с 19ого века термин «налог» стал основным при характеристике процесса изъятия денежных средств в пользу гос-ва.
    19 век характеризуется тем, что появляется масса трудов по налогообложению. В 1810 – был написан план финансов Сперанского (он разрабатывал и принципы налогообложения). Его теории актуальны и до сих пор. 1818 г. – появляется основной труд по налогам «Опыт теории налогов» (Тургенев). Считается классическим исследованием основ налогообложения в России. Во второй пол. 19 в. большое значение приобретают прямые налоги. Основным прямым налогом была подушная подать, в 1863 г. – он был заменён налогом с городских строений (поскольку отменили крепостное право и, следовательно, систему налогообложения нужно было также менять). Вторым по значению выступал оброк. В этот же период появляется система земских налогов (с земли, фабрик, торговых заведений). Российская система налогов становилась до 17 года.
          В Советском Союзе она была очень хаотична (поскольку не выполнялись основные функции налоговой системы). До 20ых годов, налоги практически не играли не какой роли. 15 марта 1921 г. была проведена замена продразвёрстки продовольственным налогом (в докладе Ленина). Заключались основы налоговой системы гос-ва. Существовало всего около 86 налогов, но они не выполняли своей роли. В 30е года – роль налогов резко уменьшается. В 1930-1932 г. – проведена в СССР кардинальная налоговая реформа (согласно постановлению ВЦИК от 2 сент. 1930г.). Были упразднены 60 налогов и заменены 2мя основными – налогом с оборота и налогом на прибыль предприятий. Все налоги с физических лиц были отменены. В связи с началом Великой Отечественной войны были введены – военный налог (в 1946ом отменён) и налог на бездетность  (просуществовал до 1990ого года и не имел аналогов в мире; после по нашему примеру его вводила Монголия). Новый этап был ознаменован распадом Советского Союза. 27.12.1991 г. был принят закон «Об основах налоговой системы» (сформировал и понятие налога, и налоговой системы, и порядок зачисления налогов). Местные налоги – было 22 штуки в то время. Также существовали налоги на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц.
     Новый этап – 1998 г. первая часть НК. Отмена в 2001 закона «Об основах налоговой системы».
         Существует 2 типа теорий – общая (позволяет говорить о той, или иной системе налогообложения) и частная (характеризует конкретный вид налога). Налоговая теория – это система научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли, значении в экономической и социально-политической жизни общества. К общей относятся:
    1. Теория обмена (одна из самых первых). Суть: через налог граждане покупают у гос-ва услуги по охране от нападения извне, поддержанию правопорядка и т.д. Использовалась только в Средних веках.
    2. Атомистическая теория. Появляется в эпоху Просвещения. Её представители – Себастьян де Губан (теория общественного договора), Шарль Монтескье (теория публичного договора). Суть: налог – это результат договора между гос-ом и подданными, согласно ему граждане вносят гос-ву плату за защиту и охрану, но при этом никто не может отказаться.
    3. Первая половина 19ого века. Теория была создана швейцарским экономистом Симоном де Сисмонди. Суть: налог – это цена, которая уплачивается гражданином за получаемые им от общества наслаждения (от общественного порядка и т.д.).
    4. Французские и английские экономисты выдвинули «теорию налога как страховой премии». Представители – Адольф Тьер (французский государственный деятель), английский экономист – Джо Мак-Кулак. Суть: налог – это страховой платёж, который уплачивается подданными гос-ву на случай наступления какого-либо риска.
    5. Классическая теория налогов. Разработали 2 английских экономиста – Адам Смит, Давид Риккардо. Сторонние налоги – это одни из видов государственных налогов, которые должны покрывать затраты на содержание Правительства. При этом какая-либо другая роль налогам в этой теории не отводилась.
    6. Конец  19. Теория Кейнса. Кейнсианская теория. Суть: налог – это основной рычаг регулирования экономики и выступает одной из слагаемых её успешного развития. 1936 г. – общая теория занятости, процента и денег.
    7. 50е года 20 в. Разработана Милтоном Фридманом. Теория монетаризма. Суть: регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от кол-ва денег и банковских ставок. Налогам не отводится очень важная роль (как в теории Кейнса). При этом налоги воздействуют на денежное обращение.
    8. Теория экономики предложения. Сформировалась в нач. 80х годов американскими учёными Бернсом, Лэффером, Стайном. Исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что приводит к уменьшению налоговых платежей. Предлагается снизить ставки налогообложение, предоставить корпорациям различные льготы.
    9. Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения:
          — Когда косвенное налогообложение преобладает.
          — Когда преобладает прямое налогообложение.
    10. Теория единого налога. Была популярна в разные времена. Единый налог – это единственный исключительный налог на один определённый объект налогообложения (землю, расходы, недвижимость, доход, капитал). В 1995 г. был издан закон «Об упрощённой системе налогообложении».
    11. Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения. Развитие этой теории было связано с тем, что все отношения, связанные с изъятием, всегда изначально конфликтные. Пропорциональный налог – доход облагается по определённой ставке.
    12. Теория переложения налогов. Исследования этой теории началось ещё в 17ом веке (это самая малоизученная теория на данный момент). Суть: основана на том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены.
    Налоговое право – это совокупность финансово–правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, при этом круг отношений регулируется законом. Ч.1 ст. 2 НК. Эти отношения составляют предмет налогового права. Эти отношения делятся на 2 группы:
    1. Связанные с установлением, введением и взиманием налогов и сборов.
    2. Возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, а также действие или бездействие их должностных лиц и привлечение к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Постановление Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах прим. ч. 1  НК РФ» ч.1 НК.
          Предметом налогового права является только эти отношения (ч. 1 ст. 2). Особенности отношений: налоговые отношения носят как имущественный, так и неимущественный характер. К имущественным относят: отношения связанные с установлением, введением и взиманием налогов, а к неимущественным относятся отношения по осуществлению налогового контроля.
          Метод правового регулирования в сфере налогового обложения – это способы правового воздействия на поведение участников налоговых отношений, а также на характер взаимосвязи между ними. Налоговое право является подотраслью финансового права, основной метод – императивный. Имеет особенности:
          1. Преобладание в правовом регулировании позитивного обязывания участников налоговых отношений.
          2. Ограничение правовой инициативы участников налоговых отношений.
          3. Юридическое неравенство участников налоговых отношений (выражается в различном содержании правоспособности участников налоговых отношений).

Налоговое право связано с конституционным правом, административным правом и гражданским правом.
Конституционное право регулирует общественные отношения конституционного строя и устанавливает общие принципы и основы налогообложения (при этом устанавливает компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления). Конституция устанавливает, что если необходимо вносить изменения в налоговые акты, необходимы и заключения Правительства. Ст. 12 НК устанавливает систему налогов и сборов, а также порядок их установления и введения.
       Налоговое право и административное право. Их связывают по методу правового регулирования. Иногда нормы административного права выступают в качестве общих по отношению к налогово-правовым нормам, при этом налоговое право использует многие юридические категории, которые разрабатывает административное право (например, учёт, должностное лицо, компетенция, арест имущества). Административное право является организационно-правовыми, а налоговое право регулирует имущественные отношения денежного характера.
       Налоговое право и гражданское право. Эти отрасли регулируют имущественные отношения, так или иначе связанные с институтом собственности, т.е. гражданское право и налоговое право объединяет объект правового регулирования (а именно отношения собственности), при  этом основное различие заключается в методе правового регулирования. Регулируя определённые общественные отношения, гражданское право и налоговое право  используют различные средства правового регулирования (например, для налогового права характерен императивный метод и властный характер правоотношений, для гражданского права метод согласований, юридическое равенство сторон и т.д.). При нарушении прав частных лиц в налоговых правоотношениях применяются гражданско-правовые способы защиты. Применение гражданских норм возможно только в силу прямого указания в законе.

Система налогового права – это внутренняя структура налогового права, которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединённых единством целей, задач, предметом регулирования, а также же принципами и методами регулирования. Система налогового права делится на общую и особенную части. Ещё выделяют и специальную часть (международные нормы права). Общая часть регулирует группы однородных отношений, которые подразделяются на нормы и институты права. Общая часть: нормы и институты, устанавливающие состав законодательства о налогах и сборах; нормы и институты, устанавливающие общие принципы при формировании системы налогов и сборов (ст. 3 НК); нормы и институты, определяющие систему налогов и сборов (гл. 2 первой части НК); нормы и институты, определяющие правовой статус субъектов налоговых правоотношений (раздел 2ой общей части); нормы, регулирующие порядок исполнения обязанности по уплате налогов или сборов (раздел 4ый НК); нормы, рег. порядок проведения налогового контроля (ч. 1 раздел 5 НК); раздел 5.1. – нормы по отношениям между взаимозависимыми лицами; для цели налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические процессы и результаты их деятельности, или деятельности предоставляемыми ими лиц. К общей части относятся нормы, регламентирующие законность привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства (раздел 6ой ч. 1 НК); нормы, определяющие способы защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов (раздел 7ой). Особенная часть включает правовые нормы и институты, устанавливающие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов. К особенной части относятся устанавливающие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов: федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов, специальных налоговых режимов. Специальная часть рег. отношения, которые устанавливают порядок исчисления налогов и сборов при применении международных договор.
       Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, оперативного управления, ли хоз. ведения денежных средств в целях фин. обеспечения деятельности гос-ва и (или) муниципального образования.
Признаки: обязательность (ст. 57 Конституции), индивидуальная безвозмездность (односторонний характер, поскольку взимается не для удовлетворения личных нужд, а для нужд гос-ва), только денежная форма (п.5 ст. 45 НК – только в валюте РФ), фискальная цель (поскольку налоги уплачиваются в целях пополнения бюджета (гос-ого, регионального и т.д.)).
Сбор (ч.2 ст. 8 НК) – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика, соответствующими органами гос. власти и омс, должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав и выдачу лицензий. Ст. 333.16 государственная пошлина – это сбор, взимаемый с организаций и физ. лиц при их обращении в гос. органы, органы местного самоуправления, иные органы, или должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ). Общими чертами налога и сбора – это обязательный характер, а также субъекты, которые уплачивают как налог, так и сбор. Субъекты (ст. 11 НК) – это организации (юридические лица, обр. в соответствии с законодательством РФ, иностранные юридические лица, компании и иные корпоративные образования обладают гражданской правоспособности и могут создавать в соответствии с законодательством иностранного государства, и филиалы иностранных организаций) и физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства). Отличия: при уплате сбора, плательщики получают взамен юридически значимые действия, а налог является безвозмездным, сборы имеют разовый характер, налоги – постоянный.
Функции налогов – это проявление сущности налога в действии, а также способ выражения свойств налога.
Функции:
1. Фискальная функция (сущность – обеспечение гос-ва определёнными финансовыми средствами, без которых деятельность гос-ва невозможна).
2. Регулирующая функция. Осуществляет регулирование производства или потребления определённых видов товаров, услуг, работ. Эта функция появляется с развитием у гос-ва социальной функции.
3. Контрольная функция. Позволяет отслеживать, сколько и куда поступает денежных средств, изымаемых государством. Посредством этой функции осуществляется налоговый контроль. Проверяет точное соблюдение законодательства о налогах и сборах.
4. Стимулирующая функция. Решает вопросы технического прогресса, капитальных решений, расширение производства первичных товаров, ограничение производства вторичных.

5. Распределительная и выделительная функции. Распределительная функция заключается в распределение и перераспределение финансовых потоков внутри бюджетной системы.
Классификация налогов:
1. По субъектам: налоги, уплачиваемые только физ. лица, налоги, которые уплачивают только юридические лица (налог на прибыль организаций), налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица (транспортный).
2.В зависимости от формы возложения налогового бремени: прямые (налогоплательщик и юридически и фактически совпадают; взимаются в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером налогообложения, и уплачиваемые либо собственником, либо производителем), косвенные (не совпадают). Прямые делятся: личные (это налоги, когда облагается фактически полученный доход, или прибыль), реальные (когда облагается предполагаемый (недействительный, а возможный, предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях от того, или иного предмета налогообложения) налог, например, налог для отдельных видов деятельности, прежде всего, облагается имущество). Введение реального налога имеет 2 цели – обеспечить эффективное налогообложение, 2. в тех условиях, когда трудно определить фактический доход налогоплательщика.
3. От порядка установления: федеральные, региональные и местные.
4. В зависимости от периодичности взимания: разовые (налог на вменённый доход) и регулярные.
5. В зависимости от субъекта исчисления: окладные  (налоги, исчисление которых осуществляется налоговыми органами) и неокладные (исчисление которых осуществляется самостоятельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, или налоговыми агентами).
6. В зависимости от характера исполнения и целевого назначения: общие или абстрактные(не приводят к расходам бюджета) и целевые(т.е. поступления закреплены за определённым расходом бюджета без аккумуляции средств).