Найти тему

Как кинематограф стал главным искусством времени.

К 2021 году в массовом сознании кино превратилось в такой же элемент повседневного быта, как утренний душ или поход в кафе. Если еще десять лет назад люди чувствовали какой-то пиетет перед кинотеатром, как перед монументальным аттракционом, то сейчас поход в кинозал – это либо эстетский выбор, либо предлог для свидания, ведь стриминговые сервисы предоставляют большинство визуального контента прямо перед экраном твоего девайса.

Повсеместное заполнение пространства фильмами, анимацией и сериалами сформировали такую картину мира, что у каждого есть свое мнение о кино, свой вкус и свои кумиры.

Это кажется чем-то более обширным, но если копнуть, то даже к музыке отношение у многих людей более поверхностное. Для многих музыка – это шум, чтобы не слышать свои мысли во время уборки, учебы или работы. Многие слушают чарты или нескончаемый поток от радиостанций и абсолютно не вдаются в подробности авторства композиции и его жанровой принадлежности. Но практически каждый может сказать вам, какой у него любимый фильм, режиссер или жанр. Люди более бережно относятся к подбору визуала, хотя частенько его также используют как фон. С другими видами искусства ведь так не происходит. Далеко не каждый сможет хоть как-то рецензировать вам своё отношение к живописи или театру, а чтобы найти человека со своим взглядом на современную оперу нужно либо находиться в оперном зале, либо в институте искусств.

-2

Большие авторы из прошлого в последнее время сетуют на это и предрекают «хорошему кину» жалкое существование в светских кулуарах и подпольных киношколах. Пусть нашумевшее письмо Мартина Скорсезе и ряд высказываний Ридли Скотта и пугают фатальным исходом для киноискусства, я бы не торопился расстраиваться на вашем месте. Кино – искусство молодое и неопытное. Сколько ему не предрекали смертей и не клеймили эпоху прощальным реквиемом, кино продолжает жить и развиваться. А как оно заняло то место, на котором находится сейчас, предлагаю сегодня и вспомнить. Конечно, максимально коротко и сжато, ведь если вдаваться в каждую подробность выйдет целая библиотека учебников.

Мартин Скорсезе, режиссер
Мартин Скорсезе, режиссер

Отпустим истоки, Люмьеровское «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» и советский авангард. Начнем отчет от уже былинного времени 60х, когда по мнению многих ценителей, кино переживало свой ренессанс и было на пике своего могущества.

Действительно, после манифестаций авторов французской новой волны в общественном сознании закрепилось видение кино, как сугубо авторского продукта, проекции мыслеформ режиссера, спрятанная за ширмой декораций, актеров, музыки и монтажа. Американский кинематограф, как историческая колыбель «важнейшего из искусств», очевидно, не мог не отреагировать на появившийся зрительский запрос.

Жан Поль Бельмондо, главный актер французской новой волны
Жан Поль Бельмондо, главный актер французской новой волны

К тому времени голливудские студии переживали своеобразный кризис индустрии: некогда популярный жанр пеплумов (масштабных исторических эпосов) изжил себя и после невероятного кассового провала «Клеопатры» студиям нужно было искать новых героев и новые смыслы. Первым шагом был отказ от кодекса Хейса (этакого национального стандарта нравственной цензуры), который тормозил развитие индустрии и табуировал самые интересные для просмотра темы.

Сначала «Бони и Клайд» Артура Пенна, а затем «Выпускник» Майка Николса показали студиям, что общественность не просто готова идти на авторское кино, а, что это самый желанный материал. Так называемая эпоха нового голливуда, во главе с тем же Скорсезе, с Копполой и Полански, Кубриком и Де Пальмой, сформировали нового зрителя. Который готов был говорить о жестокости и сексе, о депрессии и посттравматическом синдроме. Конечно, тогда тоже снималось достаточное количество массового кино, но именно это время принято считать, как общественная любовь зрителя к большим автором.

Кадр из фильма "Крестный отец"
Кадр из фильма "Крестный отец"

Не будем так однозначно канонизировать прошлое, все-таки плохое чаще забывается и остается эффект зеленой травы и вкусного мороженого. Но все же возьмем срез от начала 60х до середины 70х (от французской новой волны до нового голливуда), как рассвет авторского кинематографа, а за рассветом по известным всем правилам следует закат...

Закат, в данном контексте, вовсе не означает упадок, скорее перерождение. Конечно, многие люди посещали кинотеатры, разбирались в кино и режиссерах к тому времени, но настоящие масштабы массовости кинематограф приобрел благодаря известному всем тандему Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса. Именно эти авторы в коллаборации с голливудскими продюсерами подарили нам понятие блокбастер, так ненавидимое сейчас в отдельных кругах.

Стивен Спилберг и Джордж Лукас
Стивен Спилберг и Джордж Лукас

Главным хитом и первой ступенью в формировании современной формации проката безусловно стали «Челюсти» Стивена Спилберга, по-настоящему первый блокбастер. Конечно, не стоит думать, что финансовый успех образовался случайным образом. «Челюсти» был первым фильмом, для которого авторы сумели создать успешную (в современном понимании) рекламную компанию и маркетинг (не упуская художественных заслуг картины) сыграл важную роль в становлении фильма. Студия Universal потратила немыслимые в те времена два миллиона долларов на продвижение картины: 30ти секундные ролики по телевидению в прайм тайм, тематические шоу, продажа специализированных сувениров. Кроме того, у фильма был книжный первоисточник, который также пользовался большим успехом и начал выпускаться с новыми обложками с кадрами из фильма.

Грамотный маркетинг, который взяли на вооружение себе все студии в будущем, стал самым успешным оружием в руках продюсеров и принес им 470 миллионов долларов сборов при 9 миллионном бюджете. И этот кейс стал отличным фундаментом для нового направления – кинофрашизы.

-7

Первым, и до сих пор одним из самых успешных примером стали «Звездные воины» Джорджа Лукаса (кстати, друга Спилберга, и над всеми этими проектами они так или иначе работали вместе), вышедшие в 1977 году. Здесь авторы использовали сложные спецэффекты, не только формируя композицию за счет ракурсов или монтажа, а изображая на экране космические баталии и битвы на световых мечах. Каноничная трилогия привила зрителю любовь к сложносочинённым историям из нескольких частей, а также научила покупать игрушки и остальной мерчендайз от любимых проектов.

-8

Эти прецеденты не могли не изменить рынок, и, хотя большие авторы еще долго оставались на троне и почитались зрителями, лидерами проката по большей части становились те самые пресловутые блокбастеры, а где лидерство проката, там и продюсерские деньги.

Следующим важным витком для продвижения информации, очевидно, стало повсеместное проведение сети третьего поколения. Если кассеты и диски сложно было достать, то с появлением быстрого интернета и засилья пиратского контента все получили доступ к библиотеке всего. Увеличенная аудитория естественным образом создала запрос на более узкоспециализированный контент, рынок всегда так ведет себя. Те, кто видел все классические ужасы, начали выискивать разные авангардные хорроры. Любители приключенческого киноопыта искали приключений в малоизвестных фильмах и так далее.

Запрос был создан, но не всё было готово для его удовлетворения, ведь кинопроизводство – процесс трудоемкий, дорогой и долгий. Последним штрихом был выход на арену стриминговых сервисов, с первопроходцем в лице небезызвестного Netflixи их новым взглядом на индустрию. Во-первых, стриминги упорядочили и упростили поиск контента, конечно, прося за это некоторую цену. Во-вторых, с 2013 года Netflix начал сам производить тот самый узкоспециализированный контент, чтобы охватить каждый слой аудитории. По началу дорогостоящее производство заставляло компанию работать в убыток, но дальновидные основатели и председатели совета директоров знали, что это вложения, ведущие к успеху.

-9

К чему же это нас привело? На конец 2021 года можно констатировать, что практически любой запрос на визуальный контент можно удовлетворить: либо сидя дома на диване, либо пойдя в кинотеатр (конечно, в связи с ограничениями сейчас в кинотеатр можно и не попасть). Конечно, так можно сказать практически про любой контент, но исторически именно кинематограф(сериалы в частности) стал тем самым инструментом, помогающим людям убежать от реальности.

На этом всё, пишите, интересны ли вам такие развернутые статьи и подписывайтесь на канал, здесь говорят о кино.