Найти в Дзене

Вестник перестройки

Сообщение об уходе Сергея Соловьева (САС) для меня служит напоминанием о все большем удалении нынешнего времени от столь милой моему сердцу эпохи 90-ых годов - именно в тот период знаменитая "маразматическая трилогия" Соловьева с некоторой долей гротеска по поводу распада старого и еще не вполне ясного стремления к новому выглядела особенно созвучно тогдашнему настроению, когда "невозможное казалось возможным" в масштабах всей страны.

Своеобразной визитной карточкой Сергея Соловьева стала для зрителей его муза - непрофессиональная актриса с выразительной внешностью Татьяна Друбич, как раз очень привлекавшая своей непосредственностью и отсутствием актерских штампов в кадре. Мне особенно нравится, как Друбич смотрится в прекрасном актерском ансамбле в фильме "Храни меня мой талисман" - снятом, правда, не Соловьевым, а Романом Балаяном в 1986.

К Соловьевскому фильму "Асса" (1987) я вообще неравнодушна— слишком уж ярким, смелым и... разноплановым по своему жанру он казался тогда на нашем еще совсем недавно подцензурном небосклоне. После "Ассы" стал знаменитым Сергей Бугаев aka Банана,

-2

мы увидели там Цоя - про знаковую песню "Перемен" я уже и не говорю...

-3

(Впрочем, песню Цоя следует воспринимать как нечто чисто аллегорическое на тему перемен в общем смысле, ибо если все же воспринимать ее буквально, то она смотрится чрезмерно политизировано для такого рода фильма. По сюжету это как бы просто одна из песен рок-группы, которая тусуется в том месте в то время.)

Помнится, чтобы увидеть разрекламированную "Ассу" пораньше, я поехала к институтской подруге в Подольск, где фильм выпускался на экраны прежде Москвы...

Конечно, в то далекое время я этого еще не знала, но только что я прочитала, что к названию "Асса" приложил руку андеграундный художник 90-ых Тимур Новиков, бывший в то время весьма знаковой фигурой для стремившейся заявить о себе культурной тусовки.

Вообще САС всегда производил впечатление человека, одновременно глубоко чувствующего русскую классическую традицию — ну, его "Станционный смотритель" (1972) снят в совершенно традиционной манере для живой экранизации классики — так и открытым всевозможным новым веяниям и всегда готовым «замутить» какой-то новый проект.

Вот что он говорил потом про "Ассу":

Я не думал ни про какую молодежь, они сами набежали, стихийно. Потом у меня спрашивали: “Откуда вы взяли такой костяк мыслящей молодежи?” А я понятия не имел, о чем они там мыслили, видел их иногда с похмелья.

Именно в его фильмах мы открыли такую яркую и по-хорошему тенденциозную фигуру как Александр Баширов — пьяный летчик в Ассе.

-4

В своих телепередачах САС вкусно, с юмором и выразительно рассказывал что-то интересное про кино, про творчество вообще и про общение творческих людей, и было очень успокаивающим и комфортным видеть его на телеэкране.

-5

#культура #советское кино #кино #фильм #сергей соловьев #90-е годы #перестроечное кино

Мой второй блог на Дзене - Невыносимое томление