Если посмотреть рейтинги самых популярных и просматриваемых в России сериалов, то можно заметить, что значительную их часть занимают юридические процедуралы. "Форс-мажоры", "Как избежать наказания за убийство", "Хорошая жена", "Схватка", "Хорошая борьба", "Голиаф" - все эти судебные драмы на слуху и, как говорится, в топе. А в литературе мы наблюдаем картину противоположную - данный жанр среди российских читателей, к сожалению, не прижился. Ну да, есть Гришэм. И этот, как его, адвокат на "Линкольне". Только вот старые циклы переиздаются редко, новые глохнут на первой же книге, а парадокс в том, что среди них встречаются вполне читабельные. Я могу объяснить сей феномен лишь особенностями жанра, его... назовем это визуализацией. Здесь как с вестерном - на экране смотрится приемлемо, а на бумаге неполноценно. У меня с этим литературным направлением особые отношения - все-таки шесть лет на юрфаке не проходят даром. Поэтому сегодня я немного расскажу про "дедушку юридического детектива" Эрла Стенли Гарднера и трех представителей "молодой шпаны" современного процедурала; вдруг кого-то заинтересует и в нашем полку прибавится.
Один впавший в маразм литературовед сказал мне однажды: "Никогда не доверяй писателям с именами Эрл и Амброуз". Я к нему прислушался, но частично, потому как Эрлов среди моих любимых авторов целых два, а Амброузов, к счастью, ни одного. Эрл Стенли Гарднер считается родоначальником судебной драмы, но это распространенное заблуждение - мне попадались представители жанра более ранние, например, Анна Кэтрин Грин. А вот то, что с приходом Гарднера жанр обрел небывалую популярность, бесспорно. Автор относится к представителям, как я их называю, "литературных кроликов" - один лишь цикл про адвоката Перри Мейсона насчитывает более восьмидесяти томов. Первые книги появились еще в эпоху свинга, а последние издавались посмертно уже при Никсоне. Такой вот судебный сериал, длиною в сорок лет. И как следствие, мы имеем огромное количество самоповторов. Поэтому тем, кто планирует знакомиться с творчеством всех этих многостаночников(Гарднер, Чейз, Стаут), я всегда рекомендую ограничить количество их книг на полке максимум дюжиной, а не слепо собирать бесполезные многотомники. Остальное все равно будет вторично. Возникает закономерный вопрос - какие романы выбрать? А тут нам на помощь приходит редакция "Neoclassic" издательской группы "АСТ", которая к выходу сериала "Перри Мейсон"(увы, с одноименным литературным циклом там мало общего) издает лучшие книги Гарднера в довольно изящном оформлении по два романа в одном томике. Запланировано как минимум восемь томов(на мой взгляд, вполне достаточно), на сегодняшний день вышло шесть.
Структурно большинство романов про Перри Мейсона идентичны. Мы имеем доброго защитника, который принципиален и всегда готов прийти на выручку несправедливо оболганному клиенту, за его спиной маячат ручной частный детектив и злой обвинитель. Также в наличии прекрасная незнакомка в беде(иногда нищий студент, викарий, бессловесный маргинал) и коварный негодяй(как правило магнат, гангстер, аристократ). Поэтому выделить среди книг наиболее интересные получится с трудом; они все ровные, легкие и не грузят. Отличный вариант под вечерний бокальчик, чтобы расслабить мозг. Или чтобы взять с собой на пляж. И где-нибудь там и оставить.
А теперь, справедливости ради, расскажу про три хорошие книги последователей Гарднера, продолжающих упорно трудиться на неблагодарном поприще юридического детектива.
1. Стив Кавана. Защита.
Тут не знаешь смеяться или плакать - уж слишком много в романе лажи. Но, как сказал переводчик в послесловии, на все это можно закрыть глаза, учитывая как лихо автор закрутил сюжет. И действительно, от накала страстей у читателя потеет даже во рту. Главный герой - Эдди Флинн, бывший мошенник и разводила, ставший адвокатом. Он не ведет практику уже больше года, но обстоятельства вынуждают его вернуться. Русские бандиты берут в заложники его дочь, а к спине Эдди привязывают взрывчатку и дают двое суток на то, чтобы он выиграл безнадежный процесс. Эдди должен защищать босса русской мафии, против которого существуют неопровержимые улики в причастности к убийству.
Книга полностью провалилась, весь тираж плесневеет по складам, ценник на нее копеечный. Последующие романы цикла издатели завернули, хотя второй уже был переведен. Печально.
2. Роберт Бейли. Бульдожья хватка.
Профессор Томас Макмертри - живая легенда адвокатуры, но занимается преподавательской деятельностью. У него есть любимый ученик, ныне толковый адвокат, но последняя их встреча закончилась мордобоем. Видео с этим мордобоем облетело все соцсети, что стоило карьеры обоим. Но волею случая, оба юриста втягиваются в процесс против гигантской и влиятельной корпорации, которая для достижения своих целей легко пройдет по горам трупов.
Тут, как и с "Защитой" Каваны, издана только первая книга серии. И уже три года тишина. На момент написания этой статьи, цена за "Бульдожью хватку" в магазине "Читай-город" составляет 84 рубля. Скоро, наверное, приплачивать начнут, только бы забрали.
3. Джон Гришэм. Противники.
Если Гарднер, как было сказано выше, считается автором абсолютно "ровным", то вот Гришэм неровный до такой степени, что можно подумать, будто некоторые книги за него пишут мопсики. У Гришэма есть стопроцентные хиты - даже если вы не читали, то наверняка смотрели легендарный фильм "Время убивать" с Мэттью Макконахи и Кевином Спейси. А еще есть "Дело о пеликанах" с Джулией Робертс, "Клиент" с Томми Ли Джонсом, "Благодетель" с Мэттом Деймоном и Дэнни Де Вито. Моим фаворитом у Гришэма является роман(условный, скорее сборник новелл) "Вне правил" про адвоката, который берется за самые скандальные и резонансные дела, поэтому вынужден вести свою деятельность в бронированном фургоне под неусыпным присмотром телохранителя. Но по незнанию можно наткнуться и на откровенный отстой("Апелляция", "Остров Камино", "Повестка", "Серая гора"). Эталонным же юридическим триллером я считаю роман "Противники". В центре сюжета успешный юрист Дэвид Зинк, который увольняется с благополучной корпоративной должности и примыкает к маленькой раздолбайской фирме "Финли энд Фигг", перманентно находящейся на грани разорения. Ушлые Финли и Фигг принимают под свое крыло молодого идеалиста, стремящегося "творить добро", только потому, что он готов работать бесплатно. И отдают ему, казалось бы, совершенно невзрачное дело. Но со временем оно превращается в судебный процесс века.
Рейтинг цикла "Перри Мейсон" по версии crime fiction: 0 из 5
Fейк Fакт: Еще при жизни дело Гарднера обрело массу подражателей. Так романы про Перри Мейсона были обнаружены в творческом наследии Симоны де Бовуар и Эрнеста Хемингуэя.
#классический_детектив_crime_fiction
#современный_детектив_crime_fiction