7 подписчиков

Эквус. Презумпция невиновности.

«Эквус» - психологическая драма по пьесе П. Шеффера, завоевавшая пристальное внимание зрителей по всему миру, в том числе и детских психологов, которые на основе произведения пытались разобрать влияние внешней среды на становление личности ребенка. В спектакле «Театра V» идет смешение игрового и психологического театра, поэтому безусловно мы поддерживаем психологическую составляющую произведения. И сегодня хотим поделиться мнением Ирины Манакиной, сыгравшей одну из героинь спектакля «Эквус», а точнее мать главного героя Алана – Дору, по поводу событий спектакля и того, что стало причиной трагедии в судьбе главного героя.

Ирина Манакина - актриса, соосновательница "Театра V"
Ирина Манакина - актриса, соосновательница "Театра V"

К сожалению, в последние годы, тема детской преступности стоит очень остро. И я всегда достаточно критично относилась к родителям, чьи дети совершали какие-либо серьезные преступления. В первый день работы над спектаклем, так называемой «читки», когда я еще не успела глубоко изучить своего персонажа, а видела лишь ее монологи, то поймала себя на неприятном ощущении, что сейчас придется искать оправдания, «выгораживать» мать Алана. По трагическому стечению обстоятельств, день первой репетиции пришелся на день трагедии в Казани, когда бывший ученик устроил массовую стрельбу в гимназии.

По дороге домой после репетиции я почему-то открыла интервью с матерью этого преступника, которое начинается со слов моего монолога в спектакле «Я не знаю, как такое могло произойти. Он был очень хорошим мальчиком. И очень любил животных». Меня кинуло в дрожь. Только что была «читка» и вот я читаю интервью абсолютно реальной женщины, у которой сегодня сын пошел и расстрелял детей в школе. В этот момент я ловлю себя на мысли, что я совсем по-другому смотрю на нее: раньше я воспринимала подобные вещи исключительно как попытку оправдаться, а сейчас я читаю это как адвокат этой несчастной матери. Я понимаю, что все ее слова – это не попытка оправдаться, это попытка понять и осознать что произошло. Она действительно говорит то, что чувствует и действительно совершенно ничего не понимает. Потому что, чтобы ни происходило, она делала для сына все что могла, исходя из своих пониманий о заботе и любви. Мне вдруг стало от души жалко эту раздавленную горем женщину. С тех пор, что-то изменилось во мне и я совсем иначе смотрю на родителей, столкнувшихся с подобной трагедией.

Я очень хорошо отношусь к своей героине и считаю, что она не сделала ничего плохого. Когда она говорит, что они с отцом очень любили Алана – это чистая правда. Все что она делала - она делала от души, искренне веря, что делает правильные вещи. Будучи крайне религиозной женщиной, она делилась с сыном тем, что считала основополагающим, при этом никогда не мешая отцу-атеисту точно также общаться с сыном и передавать то, что он считал необходимым. Я даже скажу, что считаю семью Алана благополучной и счастливой. По сути все недопонимания и конфликты были исключительно на почве религии и никогда не касались ребенка, кроме того единственного раза, когда отец снял картину со стены сына. Да, к несчастью, этого раза хватило для того, чтобы что-то перевернулось в сознании мальчика, но ведь ничего критичного не произошло ни в тот день, ни в любой другой. Если задуматься, то в любой счастливой благополучной семье не исключена возможность того, что родители – живые люди, могут поругаться, не сойтись в каком-то вопросе и это абсолютно не критично.

Если говорить об отце Алана – Френке, мы видим человека искренне любящего свою семью. Он действительно заботиться о своей семье и по настоящему любит жену с сыном. Об этом говорит тот факт, что когда его застают в кинотеатре за просмотром откровенного фильма – больше всего на свете он боится, что это дойдет до жены. Нет, не потому что он боится скандалов, а потому что он действительно оберегает ее. И кино – это максимум из того, что он может себе позволить. Совершенно точно он не заводит себе любовниц, не ходит в публичные дома, не совершает никаких неблаговидных поступков. Брак Френка и Доры не совсем типичен для того времени: они явно принадлежат к разным социальным слоям и нужен был очень серьезный повод для того, чтобы произошло такое смешение. Поэтому если бы их не связывало не обоюдное чувство, то вряд ли такой союз имел бы место быть. Да, как любой другой родитель, он может в чем-то ошибаться, но только из самых благих намерений. Я считаю, что в конкретном случае очень сложно говорить о негативном влиянии семьи на ребенка.

сцена из спектакля
сцена из спектакля

Что все-таки явилось причиной трагедии?

Мое предположение – здесь нет правильного ответа и ни один гениальнейший психотерапевт никогда не найдет причинно-следственную связь. Это может быть что угодно: генетика, ведь каждый рождается с определенным набором предрасположенностей и качеств, воспитание – крайне важно, но не всегда становится определяющим фактором. Кто-то стойко преодолевает сложнейшие жизненные испытания, а для кого-то совершенно незначительное событие становится разрушающим. Психика каждого человека – тайна, сокрытая даже от нас самих и какой фактор может оказаться критическим не знает никто.

Могла ли семья предотвратить случившееся событие?

Наверное, да. Возможно, если бы родители были более откровенны между собой и с ребенком, они смогли бы распознать неладное в зачаточном состоянии. Но где гарантия того, что Алан не взбунтовался бы по другому поводу и последствия не были бы еще более трагичными?

Не забываем, что события разворачиваются в Англии, стране строгих правил и нравов, и возможно эта внутренняя замкнутость родителей – результат воспитания в их семьях, где не принято открыто говорить о своих переживаниях.

Можем ли мы обвинить родителей Алана? Решать только зрителю, потому что «каждая душа отвечает сама за себя»

сцена из спектакля
сцена из спектакля