Детская сказка, которую все мы знаем с детства, никогда не вызывала у нас вопросов. И это странно. Короткая история Рябы просто изобилует противоречиями и нестыковками.
Давайте вспомним нехитрый сюжет.
Про богатство и бедность
«Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба»
Тут и думать нечего, жили старики бедно. Не было в наших сказках зажиточных стариков от слова «совсем». В общем, живут, довольствуются натуральным хозяйством и ежедневным яичком от любимой курочки.
И вдруг… получите, распишитесь: снесла курочка яичко не простое, а золотое.
Золото — деньги, богатство, возможность покупки рогатого скота и ремонта кровли. Но что делаю наши герои? Правильно. Пытаются яичко разбить? Зачем? Съесть его планировали по привычке?
Наиболее современно толкование этого эпизода, скорее всего, будет таким: в понимании стариков, богатство — это зло. Вот они и пытаются от этого «зла» избавиться.
Если подумать, то корни общемировой бедности 90% населения Земли, лежат, в том числе, и в сказках, которые нам читали в детстве.
Вспомните сами: бедный герой — всегда добрый, честный и красивый; богатый — жадный, злой, да ещё и лицом не вышел (если вообще не Кащей). Чувствуете, куда вектор направлен?
Мы взрослеем и наполняем эти базовые знания своими собственными наблюдениями: «заходите, у меня взять нечего» — безопасность, «не жили хорошо, нечего и начинать» — ответственность.
В общем, мысль мою вы поняли. Но. Смысл не в этом. Продолжаем разговор.
Про истинные желания
«Дед бил — не разбил. Баба била — не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»
И старики залились слезами. С чего это, простите? Вы разве не хотели его разбить? Или хотели именно сами, без посторонней помощи? Или помощник лицом не вышел? За вас сделали вашу работу. В чем проблема-то?
Но старики плакали до тех пор, пока курица не пообещала им новое яйцо, без всяких сюрпризов.
Конец.
Историческое фольклорное толкование и символы
Чтобы правильно понять весь смысл этого абсурда, давай приложим к каждому герою его «определение» и посмотрим, как будет выглядеть сказка в этом случае.
Курица — нечто порождающее жизнь. Возведем в максимум — Вселенная;
Яйцо простое — символ новой жизни;
Яйцо золотое (мертвое) — предвестник смерти;
Мышка — норное животное, живущее на грани света (жизнь) и тьмы (царство мервых).
Итак, Вселенная каждый день дарит старикам символ новой жизни, но однажды приносит «черную метку», старики пытаются от нее избавиться, но безуспешно. Мышка разбивает яйцо, но как-бы случайно, хвостиком. Старики в шоке. Непонятно, их избавили от смерти или наоборот? Но Вселенная дарит им надежду на новой символ жизни и все успокаиваются.
И вот тут половина моих читателей скажет: «Ну, Таня, блин, ну что за бред?»
И, в общем-то, будут правы. Вот так, «в лоб», сказки, конечно, не трактуются. Но согласитесь, в таком толковании истории появляется хоть какой-то смысл. А «определения» собрали и записали намного позже, поэтому сказка и выглядит так странно.
Скажу сразу, толкования даже этой, максимально коротенькой сказки, десятки. Большинство из них связаны с тем же богатством: старики, привыкшие к бедности, не могут принять случайно свалившееся на них золото. Они и детей своих выучили, что «без труда…», а тут такая подстава, все устои насмарку.
Но страх бедности и богатства намного «моложе», чем страх смерти, поэтому я склоняюсь, что историческим толкованием является именно описанный мною вариант.
Что думаете, дорогие читатели? Как вам «Ряба» в таком варианте?