Найти тему
Дед Ложкарь

Ложка из бузины. Первый опыт

Текст целиком и полностью написан исключительно автором данного блога.

Все изделия, приведённые рисунки и фотографии, кроме отдельно оговоренных, выполнены автором.

Пост не содержит никакой запрещенной, или ограниченного пользования, информации. Пост касается исключительно описания процесса работы с деревом и изготовления из него различных полезных предметов.

Данный пост является изложением исключительно собственного мнения и опыта работы, не является услугами по просветительской деятельности и не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

Читаем медленно и вдумчиво, не забываем дочитывать текст до конца!

Будьте здоровы и хорошего всем настроения!

Я уже как-то писал, что при расчистке на садовом участке по весне было спилено несколько стволиков чёрной бузины. Мне от этой расчистки на пробу досталось одно поленце диаметром около 8…9 сантиметров и длиной около 80 сантиметров. Поленце было очень тяжёлое и древесина очень-очень сырая. Почти полгода поленце пролежало у меня на балконе, пока наконец-то я не решился попробовать эту древесину в резьбе.

За истёкшее время древесина изрядно подсохла, но трещин на торцах практически не образовалось, и это сильно порадовало.

Для начала я решил попробовать вырезать из этой древесины стакан. С трудом отпилил кусочек длиной около 12 сантиметров (очень вязкая древесина, и пила при глубине пропила больше 2…3 сантиметров начинает застревать).

-2

Зажал отпиленный кусок в свои тиски, попробовал стамеской начать выбирать углубление. Через полчаса работы я сдался – удалось углубиться меньше чем на полсантиметра.

-3

Древесина бузины оказалась твёрдой и вязкой. Еще одной причиной, приведшей к отказу, является то, что бузина имеет рыхлую сердцевину, составляющую примерно 10% от общего (с корой) диаметра. То есть при диаметре 8 сантиметров, сердцевина составляет около 8 миллиметров. Я, конечно, знал о наличии рыхлой сердцевины в центре ствола бузины и изначально планировал как-нибудь заделать (заменить) этот дефект. Но коли дело не пошло, решил отказаться от этой работы, но не от работы с бузиной.

Перечитав значительное количество книг по работе с деревом, мне не попадалась информация о характеристиках этой древесины и упоминаний о работе с ней. В общем-то это неудивительно – диаметры стволов небольшие, древесина яркой фактуры не имеет (внешне близка к березе, может только чуть более серая), поэтому интереса у столяров и резчиков не вызывает.

Только раскопав одну старую, ещё дореволюционную книжку (составитель Нетыкса, «Упрощенные способы деревянной мозаики и инкрустации»), мне встретилось упоминание, что древесина бузина относится к твёрдым породам.

Решил ещё раз попробовать работу с древесиной бузины – сделать из неё чубук к курительной трубке. Оказалось, что кроме твёрдости и вязкости, древесина ещё и весьма хрупкая. И опять от изготовления из этой древесины я отказался.

Но я не привык отступать. Какой же я Дед Ложкарь, если не попробую сделать из этой древесины деревянную ложку! Моё мнение об этой древесине полностью сложится только после вырезания ложки. Всё дело в том, что при изготовлении этих изделий, древесину режут в различных направлениях, толщина поперечного среза в области черпала составляет около 3…5 миллиметров, имеется тонкая область (шейка), пологие переходы наискосок волокон по ручке и черпалу, на ручке выполняю резьбу. Поэтому надо резать ложку!

Читая книгу о резьбе в Карелии (В.М. Вишневская, Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии, Петрозаводск, издательство «Карелия», 1981) одна из приведенных в книге фотографий привлекла моё внимание. Вот она:

(Фотография из книги В.М. Вишневской «Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии»)
(Фотография из книги В.М. Вишневской «Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии»)

Эта ложка выполнена одним из безымянных карельских мастеров еще в XIX веке и хранится в Олонецком краеведческом музее.

Чем же эта ложка хороша? Одной из проблем при приготовлении пищи, например, жидкого теста, является то, что ложку и вынимать не хочется, так как с неё натечёт на стол, и оставлять в миске зачастую нельзя – уплывёт. Обычно эту проблему решают путём изготовления крючка на кончике ложки, за этот крючок можно её и подвесить на рейлинг. Но это не очень удобно. В этом случае выступ сделан примерно на 1/3 длины ручки, то есть гарантированно чистая длина ручки как раз соответствует ширине ладони.

(Фотография из книги В.М. Вишневской «Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии»)
(Фотография из книги В.М. Вишневской «Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии»)

Вот примерно в таком стиле я и решил попробовать изготовить ложку из древесины бузины. Читайте!

После первых экспериментов, у меня остался кусочек ствола примерно в полметра длиной. От него и будет отпилена необходимая часть. Отмеряю с небольшим запасом (а вдруг всё-таки есть трещины).

-6

И потихоньку отпиливаю.

-7

Раскалываю топором на две половинки.

-8

Одну выбираю для дальнейшей работы и окоряю.

-9

Вторую убираю в полиэтиленовый пакет пока для хранения, а с первой буду дальше заниматься.

В этот раз решил немного изменить свою привычную технологию изготовления ложек. Обычно я сначала делаю баклушу (внешнюю форму ложки) и только потом придаю изгиб между ручкой и черпалом. Но учитывая хрупкость древесины бузины, я решил подстраховаться и снизить вероятность сломать заготовку при работе топором в тонкой области. Поэтому я сначала сделаю изгиб, и только потом буду формировать баклушу.

На расстоянии примерно 7 сантиметров от свежеотпиленного края (где гарантированно нет трещин от высыхания) делаю небольшой пропил и топором снимаю с двух сторон скосы.

-10

Теперь можно и рисовать проекцию будущей ложки.

За основу беру классически вариант ложки-межеумка, с каплевидной формой черпала. Отличие – в ручке – она будет широкая и с крючочком. Длина ложки будет тоже чуть больше обычной – около 23 сантиметров, вместо 19-20.

-11

Опять закрепляю заготовку в тисках и делаю несколько поперечных пропилов для облегчения скалывания излишков.

-12

Аккуратненько, не прилагая чрезмерных силовых воздействий, топором с боков удаляю лишнюю древесину. Получается такая баклуша.

-13

Немного срубаю толщину с тыльной стороны ручки.

Получается такой вид с тыльной стороны.

-14

Приступаю к формированию выступа на тыльной стороне ручки – делаю надпил и скалываю излишки. Вид с тыла.

-15

Вид с лицевой стороны.

-16

Меняю инструмент на более интеллектуальный – вместо топора беру в руки свой обычный перочинный нож. И строгаю потихоньку, доводя форму баклуши до более-менее приемлемой.

-17

Ну вот, можно и приступать к вырезанию углубления черпала.

В середине поленца чувствуется влажность древесины. Это с одной стороны облегчает резание, с другой – может привести к растрескиванию при высыхании. Поэтому надо резать по возможности быстро. Хорошо, что сейчас на балконе (где я занимаюсь резанием) не жарко и не сухо.

Работу по вырезанию углубления черпала я обычно сначала выполняю отлогой полукруглой стамеской (точнее сказать штихелем).

-18

Черпало практически готово.

-19

В этот раз, для ускорения процесса резания, решил попробовать в работе и ещё две клюкарзы. Остался ими доволен.

-20

Зачищаю внутреннюю часть черпала сначала крутым ложкорезом.

-21

А затем и отлогим.

-22

Вырезание углубления закончено. Пока никаких сколов нет. Но на всякий случай, как всегда при работе с сырой древесиной, бинтую шпагатом черпало.

Теперь можно приступать к украшательству. На ручке решил нанести классический для северных районов нашей страны геометрический рисунок – несколько сомкнутых сияний, ну и некоторые добавочные элементики.

Рисую карандашом набросок. Беру в руки ножи-косяки и режу..

-23

На удивление, сколов в резьбе нет. Режется весьма хорошо и чисто.

Можно переходить к зачистке – зашкуриванию поверхности.

Беру в руки абразивную шкурку и шлифую. Несмотря на достаточно крупное зерно (если не ошибаюсь, то около 60 грит), на внешней поверхности черпала следы от ножа выглаживаются достаточно медленно, при этом одновременно поверхность начинает приобретать блеск (как будто бы я использовал шкурку в 150-300 грит).

Но меня гладкость поверхности не обманывает. Намачиваю ложку под струёй воды. Тут же поднимается ворс, и вся поверхность ложки становится шероховатой. Кладу ложку на просушку.

Вот тут я уже немного расслабился и не ожидал подвоха. На ложке появились трещинки.

-24

Удивительно, трещины появились на ручке, причем на стороне, которая изначально относилась к самым внутренним слоям ствола. Одновременно немножко пострадала и резьба – появилась парочка небольших сколов.

Но делать нечего – шлифую дальше.

-25
-26

Теперь остались заключительные этапы – клеймение, термосушка и пропитка в льняном масле. Поочерёдно перехожу к ним.

Ставлю именное клеймо.

-27

Произвожу термосушку (140°С 3 часа). И тут же окунаю в холодное льняное масло и оставляю на пропитывание на пару часов.

Вынимаю ложку из масла и даю стечь излишкам и оставляю на просушку. За это время с поверхности ложки излишки либо стекают, либо ещё больше впитываются в поры древесины.

И опять помещаю ложку на окончательный прогрев. Этот прогрев называют «закалка», так как при повышенной температуре льняное масло быстро полимеризуется и получается твёрдое и прочное покрытие.

-28

Ложка готова.

Посмотрим, как поведёт себя древесина бузины при эксплуатации.

Дочитали до конца поста? Не забываем ставить лайк и оставлять комментарии!