Так уж вышло, что памятной весной 2021 года я стал участником грандиозного шоу, посвященного юбилейным событиям, связанным с возникновением трубопрокатного холдинга ТМК, что на Урале. И вот к 20-летию данной корпорации, расщедрившиеся «хозяева» металлургических гигантов, входящих в холдинг, решили побаловать своих рядовых работников необычным представлением, для чего в Москве был заказан проект с привлечением молодого модного режиссера Василия Бархатова и его команды. Волею судеб, на конкурсной основе, я тоже попал в творческую обойму на роль ведущего, от лица которого ведется повествование. Дело показало, что мои природные данные; представительная внешность и богатый обертонами голос как нельзя лучше соответствовали замыслу режиссера. О самом спектакле и моей роли в нем рассказ впереди, а пока хотелось остановиться на другом.
Оказавшись в атмосфере литейного производства я невольно погрузился в воспоминания полувековой давности, когда я сам с полным правом мог отнести себя к пролетариям. Провалив первую попытку при поступлении в театральный вуз , поразмыслив здраво, я принял решение встать к станку. Дело в том, что работа на незабвенном заводе «Молния» в качестве токаря, давали возможность на время избежать призыва в армию и соответственно , дополнительный шанс для очередного штурма.
Превратив этот год (1970/1971) в период интенсивной подготовки, я ни разу в жизни не пожалел о именно так сложившемся порядке вещей. Судьбоносность событий, произошедших со мной за этот отрезок жизни , со временем стала еще очевидней. Боясь отстать от уже поступивших ровесников, я старался как можно больше читать, не пропускать выходящих премьер, и, конечно же, работал над будущим репертуаром для поступления. В этот неоценимую помощь мне оказал Народный театр ЗиЛ в лице педагога по сценической речи Лидии Евгеньевны Введенской. Светлая ей память ! Несмотря на ежедневный ранний подъем по призыву заводского гудка, я допоздна проводил вечера на репетициях и спектаклях родного коллектива, дарящего мне ощущение душевного комфорта и уверенности в своих силах. Именно в этот год окрепла и осталась на всю жизнь привязанность к студийным стенам.
В мае, когда начались первые прослушивания, пришло , наконец , время доказать свою состоятельность и уместность своих притязаний. Уверен, что все будущие артисты, подвергшиеся подобному испытанию, до конца дней в мельчайших подробностях помнят все перипетии конкурсного отбора. Я - не исключение и когда-нибудь расскажу о них детально, а пока остановлюсь на одном нюансе.
Имея за плечами прошлогоднее фиаско, я усвоил, что для успешного исхода в наступившем году, будет важна каждая мелочь. В первую очередь, разумеется, качество исполнения прозы, стихов и басни. Однако внешнее впечатление тоже играло не последнюю роль. Вот тут-то и пришлось проявить смекалку. Фишка состояла в том, что на прослушивание ваш покорный слуга приезжал в ладно сидящем на нем рабочем комбинезоне, якобы прямо от станка. При этом упомянутый прикид сохранял девственную чистоту, поскольку не употреблялся в работе. Высокоточные детали для родного ВПК вытачивались мной в другой- промасленной, видавшей виды, одежде.
Мне казалось, что контраст между серьезным классическим репертуаром (Чехов, Толстой, Пушкин) и моим пролетарским видом приведет членов приемной комиссии в умиление. К тому же, знакомясь с анкетой, они могли прочесть, что перед ним- токарь-универсал 3-го разряда. Возможно, насчет умиления я и заблуждался, тем не менее, продвижение к финальному туру проходило успешно и завершилось моим зачислением.
С той поры прошло ровно 50 лет. От корпусов завода «Молния» не осталось и следа. Их сменили громады жилых зданий. Токарить мне больше не довелось, но думаю при случае не оплошал бы. «Руки-то помнят»,- как говаривал герой Юрия Никулина в фильме «Когда деревья были большими».
Возвращаясь к проекту скажу, что в каждом следующем городе, при выходе на сцену в роли ведущего-рассказчика мне выдавали новую, отличную от прежних, спецодежду.
Видимо, в расчете на большую убедительность, исполнителя каждый раз обряжали под местного специалиста. Эти манипуляции с костюмом, должно быть, и навели на вышеизложенные воспоминания полувековой давности, за что я им очень признателен.
Судя по отзывам, зрители остались довольны нашей работой. Ведь все, что происходило на сцене, было сделано со вкусом и большим размахом. Такой технической оснащенности я и сам прежде не видел. Площадка для выступления находилась внутри грандиозного павильона, сооруженного непосредственно прямо в цеху. Остается благодарить судьбу за новые впечатления наложившиеся на прежние воспоминания.
Не лишне отметить, что вышеупомянутые события проходили в период борьбы с CVD и поэтому, в целях безопасности, я был отстранен от занятости в театре. Такой расклад позволял мне беспрепятственно вылетать в различные города, где проходили выступления. Стоит ли говорить о том, как важно артисту, в любой ситуации, чувствовать себя востребованным. Проект дал мне такую возможность. За что ему большое спасибо!