Найти тему
Саим Хоссайн

Насколько экологичны электромобили?

Распространение электромобилей

По последним данным специалисты из Canalys утверждают, что в первом полугодии 2021 года было продано 2,6 млн электромобилей, что на 160% больше чем в аналогичный период 2020 года. Высокий спрос на электромобили сохранится и во втором полугодии, особенно на двух ведущих рынках – китайском и европейском. В первом полугодии в Китае было продано 1,1 млн электромобилей, а в Европе около 1 млн. Данная тенденция объясняется не только стремлением людей сохранить экологию нашей планеты, но и обильным субсидированием покупки автомобилей на электрической тяге со стороны государства. Так, во Франции и Германии субсидии на покупку электромобиля могут достигать 7000 и 9000 евро соответственно, а в Китае государство гарантировано покрывает 8000 долларов от стоимости автомобиля.

Лидером рынка в данный период является компания Tesla с долей в 15%. Они же продают самый популярный электромобиль планеты Tesla Model 3, который к июлю 2021 года был продан 225 тысяч раз. Второе место занимает Volkswagen Group с 13%. Третье место с 11% занимает SGMW (объединение SAIC, GM и Wuling).

Очевидно, что электромобили стремительно распространяются по нашей планете. Происходит это, прежде всего, из-за вреда, который наносят автомобили на ископаемом топливе окружающей среде. По оценкам специалистов ежегодные суммарные автомобильные выбросы составляют 400 млн тонн, среди которых 27 млн тонн окиси углерода; 2.5 млн тонн углеводородов; 9 млн тонн окислов азота; 200-230 млн тонн углекислого газа. Как мы видим, цифры катастрофически огромны.

И тут нам должны помочь электромобили. Но действительно ли они эко логичны? С одной стороны, конечно же, да, так как электромобили передвигаются не на ископаемом топливе, вследствие чего в атмосферу не выделяются различные вредные вещества. Но если капнуть глубже, то всё становится не настолько однозначно. Во-первых, много вопросов вызывает способы получения электроэнергии и просто энергии. Очевидно, что электромобили заряжаются от электричества, которое добывают на электростанциях по всему миру. По данным портала Our World in Data более 60% мировой энергии производится путем сжигания полезных ископаемых (в основном это уголь и газ), что, как вы можете понять, на экологическое состояние планеты оказывает далеко не положительно влияние. Во-вторых, есть большая проблема с батарейками и аккумуляторами в электрокарах. Так, важнейшей её частью является литий, который сейчас является одним из самых востребованных видов сырья в мире. Он используется не только в производстве автомобилей, но и всей электроники в целом. Практически весь литий добывается в Чили и Африке. Но происходит это не слишком эко логично. При добыче раскапывается огромное количество породы, в водоемы сливаются химикаты и тратиться огромное количество пресной воды, нехватка которой наблюдается в странах, где добывается металл. С батарейками тоже все обстоит не так гладко. Утилизируется лишь 5% батареек (их просто сжигают), а остальное выбрасывается на свалку и закапывается в землю. Переработка литий ионных батарей также бесполезна, так как стоит она слишком дорога, поэтому производителю выгодней покупать новое сырьё.

В завершении хочется сказать, что процесс электрификации автомобильной промышленности, как и всё в этом мире, имеет свои положительные и отрицательные стороны. После прочтения статьи может показаться, что отрицательные стороны сильно перевешивают положительные, но технический прогресс не стоит на месте. Так, в Китае уже давно ведутся разработки более «экологических» аккумуляторов, так что рано или поздно человечество решит эту проблему.

К сожаленью, несмотря на стремительное распространение электромобилей по миру, Россию данная тенденция обходит стороной. Мы решили помочь правительству нашего города и посчитали, сколько будет стоит доработка инфраструктуры для электромобилей в городе Москва. Большинство зарядок находятся в Центре, на Юго-Западе и в Лефортово. Взяв условие, что зарядный станции надо размещать хотя бы в радиусе 50 км друг от друга, мы выяснили, что нужно расставить зарядки в 11 местах в Москве. На одно такое место потребуется по две зарядки. В среднем одна колонка стоит 600 000. В итоге получаем примерную цифру в 13 200 000 рублей.

Итак, распространение электромобилей необходимо для улучшения экологической ситуации, но для этого требуются некоторые вложения.

  1. Влияние автотранспорта на окружающую среду | Статья в журнале «Молодой ученый» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/211/51590/ (Дата обращения: 21.10.21).
  2. Вредное влияние автомобиля на окружающую среду | Статья в журнале «Юный ученый» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/young/archive/11/797/ (Дата обращения: 21.10.21).
  3. Мировые продажи электромобилей в первом полугодии выросли на 160% [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ixbt.com/news/2021/08/30/mirovye-prodazhi-jelektromobilej-v-pervom-polugodii-vyrosli-na-160.html (Дата обращения: 21.10.21).
  4. Электромобили в Европе продаются за копейки. [Электронный ресурс]–Режим доступа: https://www.ixbt.com/news/2020/07/19/jelektromobili-v-evrope-prodajutsja-za-kopejki.html (Дата обращения: 19.10.21).
  5. Китай может продлить субсидии на покупку электромобилей из-за спада продаж. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vesti.ru/finance/article/1267690. (Дата обращения: 16.10.21).
  6. Производство электроэнергии по источникам, Мир [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ourworldindata.org/grapher/electricity-prod-source-stacked (Дата обращения: 17.10.21).
  7. BMW Group Россия объявляет цены на новый BMW i3 | BMW [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://www.bmw.ru/ru/topics/fascination-bmw/all-news/news_18012017.html (Дата обращения: 18.10.21).
  8. В конце хочется выразить огромную благодарность Асафьеву Стасу, автору небезызвестного канала и прекрасно видеоролика, который и вдохновил меня написать эту статью и стал отличным источником информации для неё https://youtu.be/_HbEl-2n5AQ