Найти в Дзене
Алёна Кот

Сегодняшние выпускники школы не знают, кем они хотят стать

В нашем детстве не было профориентаций. И взрослых очень мало волновал наш выбор профессии вплоть до окончания нами школы. Но почти у каждого из нас была мечта. Из детских мечтаний о покорении космоса или о романтическом будущем пожарника к подростковому возрасту и к юности вырисовывались вполне конкретные склонности, и подавляющее большинство выпускников шло в вуз, сознательно выбрав специальность. Потому что именно с ней он хотел связать свою жизнь. Конечно, многие потом по полученной профессии не работали, но я не о этом. Родители обычно не забивали себе голову выбором профессии для своих чад. Как и тем, что сынок или дочка обязательно должны поступить в престижный вуз. Чтобы потом найти высокооплачиваемую работу. Потому что программисты и юристы – это престижно, а учителя – уже не очень. В школе не было тестов по профориентации, а в качестве внешкольных занятий не было «Кидбургов», «Миров профессий» и им подобных. Дошкольникам не покупали книжки про профессии врача или адвоката,

В нашем детстве не было профориентаций. И взрослых очень мало волновал наш выбор профессии вплоть до окончания нами школы. Но почти у каждого из нас была мечта.

Из детских мечтаний о покорении космоса или о романтическом будущем пожарника к подростковому возрасту и к юности вырисовывались вполне конкретные склонности, и подавляющее большинство выпускников шло в вуз, сознательно выбрав специальность. Потому что именно с ней он хотел связать свою жизнь. Конечно, многие потом по полученной профессии не работали, но я не о этом.

Родители обычно не забивали себе голову выбором профессии для своих чад. Как и тем, что сынок или дочка обязательно должны поступить в престижный вуз. Чтобы потом найти высокооплачиваемую работу. Потому что программисты и юристы – это престижно, а учителя – уже не очень.

В школе не было тестов по профориентации, а в качестве внешкольных занятий не было «Кидбургов», «Миров профессий» и им подобных. Дошкольникам не покупали книжки про профессии врача или адвоката, чтобы потихоньку подтолкнуть их к нужному выбору или хотя бы понять их склонность. В школах не было юридических, экономических и прочих глубоко специализированных классов.

Но при этом подавляющее большинство молодых людей прекрасно знало, что они хотят от жизни и кем они хотят стать. Они мечтали, учились и порой по нескольку лет подряд штурмовали вуз мечты.

А сейчас детям доступны любые кружки и секции. По любым направлениям. Определиться с интересами помогают школьные психологи. В Кидбурге уже младшеклассникам в игровой форме, но вполне реалистично дадут попробовать себя в десятках профессий. В школах доступны классы любой направленности – хоть исторические, хоть экономические, хоть биологические, хоть лингвистические, хоть математические.

Источник фото: maam.ru
Источник фото: maam.ru

Но больше половины одиннадцатиклассников не могут выбрать, по каким предметам сдавать ЕГЭ. Потому что они понятия не имеют, кем хотят стать. Ведь по-настоящему их абсолютно ничего не интересует.

Есть топ вузы. Но выпускники стремятся туда не потому что мечтают о той или иной профессии, а ради престижа. И потому что после этих вузов больше шансов найти престижную работу. Опять же, не интересную для них, а престижную.

Сын моей одноклассницы учится на айтишника. Он ненавидит программирование, но по мнению его родителей, это единственный шанс прилично устроиться. С выбором родителей ему пришлось согласиться, потому что контраргументов против их мнения у него не было. Кем уму хотелось бы стать он не знает.
Дочь подруги уже заканчивает магистратуру по лингвистике. Где искать работу после получения диплома, она понятия не имеет. Ведь специальность изначально выбиралась по принципу «куда баллов ЕГЭ хватило, туда аттестат и отнесли».

Получается, что ежегодно в стране выпускаются многие тысячи горе-специалистов, которые учатся, лишь бы просто где-то учиться. Неудивительно, что потом на рынке труда они никому не нужны.

Спасибо за интерес к моему каналу, за подписку, лайки и комментарии.