Найти в Дзене

Выставка картин Нестерова. Наедине с тишиной

Творческое наследие Михаила Васильевича Нестерова отнюдь не исчерпывается коллекциями великих столичных музеев. К примеру, недавно с успехом прошла выставка его картин из художественных галерей Ярославля, Вологды, Костромы, Рыбинска, Иванова и Ростова Великого. Показанные работы раскрывали новые грани таланта выдающегося живописца, преподносили неожиданные откровения.

Нестеров Михаил Васильевич, 1862-1942 https://rozamira.org/data/attachments/1/1534-4f9dba77315e0617db1fea39a0a80978.jpg
Нестеров Михаил Васильевич, 1862-1942 https://rozamira.org/data/attachments/1/1534-4f9dba77315e0617db1fea39a0a80978.jpg

В литературе Нестерова часто называют «художником молитвы», «певцом пустынного и монастырского жития» …

По личным впечатлениям, суть его творчества можно выразить крылатой фразой: «Остановись мгновенье, ты прекрасно»! Неискушенного зрителя картины Нестерова очаровывают благоговейной тишиной, дарят душе покой и отраду.

Природа, царящая на его полотнах, пребывает в полной гармонии с внутренним миром героев, предстаёт выражением их чаяний и затаённых желаний.

Так, на картине «Лето» идущие с поля крестьянки завороженно созерцают красоту земного творения.

«Лето», Ивановский областной художественный музей, 1905 г.
«Лето», Ивановский областной художественный музей, 1905 г.

Результаты их неутомимых трудов видны на этюде «Стога»

«Пейзаж со стогами», Костромской музей-заповедник
«Пейзаж со стогами», Костромской музей-заповедник

Легкую печаль о чём-то несбывшемся, уходящем, навевают краски золотой осени в этюде к картине «Тихая обитель».

«Тихая обитель», музей-заповедник «Ростовский кремль»
«Тихая обитель», музей-заповедник «Ростовский кремль»

На этюде к картине «Град Китеж» женщина на берегу лесного озера видится владычицей заповедных чар, сокрытых в бездонных глубинах.

«У лесного озера». По мотивам картины «Град Китеж», 1924 г. Вологодская картинная галерея
«У лесного озера». По мотивам картины «Град Китеж», 1924 г. Вологодская картинная галерея

О напряженных поисках Нестеровым своих образов свидетельствует этюд к картине «Два лада». К конечном варианте герой обрёл иные черты

«Голова князя», этюд к картине «Два лада», 1905 г. Вологодская картинная галерея
«Голова князя», этюд к картине «Два лада», 1905 г. Вологодская картинная галерея

После революции Нестеров иногда повторял свои работы в уменьшенном формате. Представленная на выставке картина «Великий постриг» - одна из них. Возможно, художник написал её для подарка кому-то из знакомых.

«Великий постриг», вариант картины, 1920-е гг., частное собрание
«Великий постриг», вариант картины, 1920-е гг., частное собрание

Особо выделяются в творчестве Нестерова произведения на религиозную тему. Более 20 лет жизни посвятил он работе над росписями Владимирского собора в Киеве.

Сохранились его творения и в российских храмах. На выставке показан эскиз мозаики «Ветхозаветная Троица» для собора Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Изображенные фигуры ангелов проникнуты той же гармонией и благостью Вселенского Духа.

«Троица Ветхозаветная», эскиз для мозаичной иконы собора Спаса на Крови в Санкт Петербурге, 1897 г. Костромской музей-заповедник
«Троица Ветхозаветная», эскиз для мозаичной иконы собора Спаса на Крови в Санкт Петербурге, 1897 г. Костромской музей-заповедник

Интересно было сравнить эскиз с реальной мозаикой храмового иконостаса.

Мозаика «Троица Ветхозаветная» в иконостасе собора Спаса на Крови https://tunnel.ru/media/images/2016-09/post_comment/721111/at427524552.jpg
Мозаика «Троица Ветхозаветная» в иконостасе собора Спаса на Крови https://tunnel.ru/media/images/2016-09/post_comment/721111/at427524552.jpg
План иконостаса собора Спаса на Крови http://www.spas-na-krovi.ru/plan/
План иконостаса собора Спаса на Крови http://www.spas-na-krovi.ru/plan/

Очевидно, для церковной мозаики предназначался эскиз Богоматери Умиление из Рыбинского музея-заповедника. Мария, прильнувшая к своему младенцу, предстаёт символом материнского счастья.

Богоматерь Умиление, 1906 г., Рыбинский музей заповедник
Богоматерь Умиление, 1906 г., Рыбинский музей заповедник

По воспоминаниям современников, росписи Владимирского собора завоевали столь широкую известность, что положили начало новой иконографии. Созданные Нестеровым образы использовались многими иконописцами в качестве канонических изображений. Одной из таких копий является икона Святой княгини Ольги, представленная на выставке. История её обретения крайне примечательна.

«Святая княгиня Ольга», копия с иконы М.В. Нестерова, 1890-е гг., Ярославский художественный музей
«Святая княгиня Ольга», копия с иконы М.В. Нестерова, 1890-е гг., Ярославский художественный музей

В 1977 году при ремонте чердачного помещения Митрополичьих палат в Ярославле рабочими был обнаружен тайник с 36-ю иконами XVI - начала XX в. Очевидно, они были спрятаны там в 1930-х годах при реставрации палат, сильно пострадавших во время Ярославского мятежа.

Судя по всему, безвестные благодетели стремились спасти для потомков хотя бы малую крупицу культурного наследия Ярославля, подвергшегося в 30-х страшному разгрому.

К удивлению искусствоведов, большинство икон после полувекового забвения находилось в хорошем состоянии. Среди них выделялась большая ростовая икона Святой княгини Ольги. И теперь музейщики сочли необходимым показать её на выставке.

Фрагмент иконы «Святая княгиня Ольга»
Фрагмент иконы «Святая княгиня Ольга»

Свидетелем драматической истории Ярославля является и этюд Нестерова «Берег Волги. Успенский собор». Храм, намеченный к уничтожению, на нём еще цел. Но высокая соборная колокольня уже утрачена – её взорвали первой. Очередь самого собора настанет после вывоза оставшихся от колокольни кирпичей. Справа виднеется уцелевшее белое здание Митрополичьих палат.

«Берег Волги. Успенский собор», 1934 г. Ярославский художественный музей
«Берег Волги. Успенский собор», 1934 г. Ярославский художественный музей

Считается, что этюд написан Нестеровым во время поездки в Ярославль в 1934 г., когда он гостил у дочери Веры. Наверно, художника тогда посещали мысли, созвучные стихам Андрея Вознесенского:

Вы молились ли на ночь, соборы

Покрова и Успенья?

Покурю у забора.

Надо, чтобы успели

Фрагмент этюда
Фрагмент этюда

Много работал Нестеров в книжной графике. На выставке представлены его рисунки к книге «Отрок-мученик. Углицкое предание».

Книга В.М. Михеева «Отрок-мученик. Углицкое предание». Санкт Петербург, изд. А.Ф. Маркса, 1898 г. Ярославский художественный музей
Книга В.М. Михеева «Отрок-мученик. Углицкое предание». Санкт Петербург, изд. А.Ф. Маркса, 1898 г. Ярославский художественный музей
«Анфим и Афоня», рисунок к книге «Отрок-мученик. Углицкое предание», 1896, Ярославский художественный музей
«Анфим и Афоня», рисунок к книге «Отрок-мученик. Углицкое предание», 1896, Ярославский художественный музей
«Анна с сыном Ваней», Ярославский художественный музей
«Анна с сыном Ваней», Ярославский художественный музей

На одном из рисунков изображен уникальный памятник XVIII века - Леонтьевская церковь в Угличе.

«Пейзаж с церковью», иллюстрация к книге «Отрок-мученик. Углицкое предание», 1896
«Пейзаж с церковью», иллюстрация к книге «Отрок-мученик. Углицкое предание», 1896

Она была снесена в 1930-е годы в связи со строительством на её месте гидроузла Угличской ГЭС. Кирпич был использован для бута гидросооружений ударной стройки социализма.

Церковь Леонтия Ростовского в Угличе, 1780-е гг., архивное фото https://sobory.ru/photo/246394
Церковь Леонтия Ростовского в Угличе, 1780-е гг., архивное фото https://sobory.ru/photo/246394

Другая запечатленная Нестеровым угличская церковь – знаменитая «Дивная», по счастью, сохранилась.

«Церковь в Угличе», иллюстрация к книге «Отрок-мученик. Угличское предание», 1896, Ярославский художественный музей
«Церковь в Угличе», иллюстрация к книге «Отрок-мученик. Угличское предание», 1896, Ярославский художественный музей
Углич, Успенская Дивная церковь Алексеевского монастыря, 1628 г.
Углич, Успенская Дивная церковь Алексеевского монастыря, 1628 г.

Поверьте, в провинции такие выставки нужны. Знакомая нашей семьи, учительница из Ростова Великого, рассказывала: «До вируса водила своих пятиклассников в галерею. У нас в Кремле есть что посмотреть - Боровиковский, Левитан, Поленов, Айвазовский, Нестеров, Шишкин, Коровин … Один мальчик, умница такой, спросил: «А Нестеров – брат лётчика, который мертвую петлю сделал»? – Объяснила ему, конечно».

И в том есть надежда, что грядущее поколение запомнит что-то, кроме Алишера Моргенштерна и экзаменов ЕГ

В выставочном зале
В выставочном зале