10 вещей, которые вы могли не знать о трилогии "Крестный отец"

Вот некоторые факты об отмеченных наградами фильмах, в центре которых находится вымышленная преступная семья Корлеоне.
Вот некоторые факты об отмеченных наградами фильмах, в центре которых находится вымышленная преступная семья Корлеоне.

Это один из самых популярных и признанных критиками фильмов в истории Голливуда. Но когда "Крестный отец" находился в процессе производства, его нельзя было назвать безусловным хитом. Вот история, которую вы, возможно, не знаете о фильмах "Крестный отец": от склок актеров до реальной борьбы продюсеров с боссами организованной преступности.

И Марио Пьюзо, и Фрэнсис Форд Коппола пришли к проекту из-за проблем с деньгами

Марио Пьюзо был писателем, родившимся в Нью-Йорке, который опубликовал несколько предыдущих книг, не получивших большого признания и еще меньших продаж, и даже работал под псевдонимом в качестве автора для целлюлозных журналов. К середине 1960-х годов у него была большая семья - и растущие игорные долги. Стремясь найти тему, которая, по его мнению, могла бы заинтересовать массы, он обратил свое внимание на организованную преступность, которая стала горячей темой благодаря серии телевизионных слушаний в Конгрессе США в 1950-х и 60-х годах. В 1968 году он продал права на свою еще не опубликованную книгу компании Paramount Pictures, которая была потрясена, когда в 1969 году книга стала бестселлером.

В том же году режиссер Фрэнсис Форд Коппола вместе с другом и коллегой Джорджем Лукасом основал собственную независимую киностудию American Zoetrope. Новая компания испытывала трудности, и хотя Коппола сначала отказал Paramount, когда они предложили ему стать режиссером фильма (он даже не смог дочитать книгу до конца, когда пытался прочитать ее в первый раз), Лукас и другие убедили его согласиться на эту работу, чтобы обеспечить столь необходимые средства для Zoetrope.

Первый фильм выглядел совсем иначе

Одна из первых битв Копполы с Paramount была связана с постановкой и бюджетом фильма. Стремясь сэкономить, студия подтолкнула Пьюзо к написанию черновика, в котором действие переносилось в 1970-е годы. Когда за дело взялся Коппола, он настоял на том, чтобы фильм остался верен миру 1940-х годов, который Пузо представлял себе изначально. Он также отказался от их предложения сэкономить деньги за счет съемок за пределами Нью-Йорка (предлагался Канзас-Сити), но Коппола снова был непреклонен.

Позже Коппола говорил, что во время съемок его несколько раз чуть не уволили, и он был убежден, что его спасло то, что во время съемок он получил "Оскар" (награда за лучший оригинальный сценарий для "Паттона"). Обидевшись на нескольких членов съемочной группы, которые, по его мнению, не поддерживали его видение фильма, Коппола уволил их, включая редактора, который претендовал на место Копполы. Один человек, которого Коппола защищал? Оператора Гордона Уиллиса, чье культовое использование теней и темноты приводило в ярость боссов Paramount, но придало фильму его культовый вид и ощущение.

Студия не согласилась с выбором Копполы на роль Вито Корлеоне.

Хотя Марлон Брандо считается одним из самых уважаемых актеров 20-го века, к началу 1970-х годов он заработал репутацию трудного и непрофессионального человека. Поэтому, наверное, неудивительно, что никто в Paramount не хотел брать его на роль Вито Корлеоне. Студия хотела, чтобы Коппола рассмотрел кандидатуры Дэнни Томаса, Берта Ланкастера, Эрнеста Боргнайна, Энтони Куинна или других актеров, но Коппола настаивал на том, что Брандо - его единственный выбор.

Студия выдвинула несколько условий, от которых, по их мнению, Брандо отказался бы, включая низкую зарплату, внесение залога для покрытия любых финансовых расходов из-за задержек и пробы на экране. Коппола обманул непостоянного актера, сказав ему, что хочет снять его в частном порядке, чтобы проработать некоторые идеи для фильма. Потрясающее физическое перевоплощение Брандо в Корлеоне на экране (включая засовывание салфеток в нижнюю часть щек) окончательно убедило Paramount принять его на роль.

Марлон Брандо в роли Вито Корлеоне в фильме "Крестный отец".
Марлон Брандо в роли Вито Корлеоне в фильме "Крестный отец".

Paramount также без энтузиазма отнеслась к кастингу Аль Пачино на роль Майкла Корлеоне.

На момент кастинга Аль Пачино был молодым актером с опытом работы на нью-йоркской сцене, но всего лишь с одной работой в кино. В начале процесса студия предложила роль Майкла Корлеоне Уоррену Битти, Роберту Редфорду и Джеку Николсону, но все они отказались. Среди других претендентов на роль были Мартин Шин и Роберт Де Ниро. Де Ниро также пробовался на роль Сонни Корлеоне, но впоследствии получил роль молодого Вито в фильме "Крестный отец II". Джеймс Каан, который впоследствии сыграет вспыльчивого старшего сына Сонни, был первоначально выбран на роль Майкла, а на роль Сонни был приглашен другой актер. В итоге продюсеры убедили Копполу уволить второго актера и отдать роль Каану, а Пачино сыграть младшего сына Майкла.

Благодаря реально существующей мафии, слово "мафия" никогда не появляется в первом фильме

В 1970 году группа (возглавляемая, в частности, боссом преступной семьи Джо Коломбо-старшим) создала Лигу гражданских прав итальянских американцев, целью которой было искоренение оскорбительных стереотипов и изображений в бизнесе и СМИ. Группа быстро взяла под прицел "Крестного отца", протестуя против фильма с момента его анонса. Но Коломбо якобы пошел еще дальше. Съемкам угрожали дорогостоящими трудовыми конфликтами, направленными на срыв производства, которые организовывали организованные преступные группировки, контролировавшие профсоюзы. Окна машины продюсера Альберта Радди были выбиты, а главный исполнительный директор Paramount Роберт Эванс утверждал, что получал телефонные звонки с угрозами ему и его семье, включая тогдашнюю жену Эли Макгроу.

В феврале 1971 года, перед самым началом съемок, Радди встретился с Энтони Коломбо, одним из сыновей Джо-старшего, и выработал компромиссное решение. Лига согласилась дать свое согласие, если продюсеры позволят Лиге пересмотреть сценарий (и убрать слова "мафия" или "La Cosa Nostra") и пожертвовать Лиге доходы от премьеры в Нью-Йорке. Публичная сделка Радди разозлила компанию Paramount, которая пригрозила ему увольнением, но это положило конец бойкотам и угрозам.

Фрэнк Синатра напал на первый фильм

Одна из самых устойчивых легенд, связанных с фильмом, заключается в том, что персонаж певца-актера Джонни Фонтейна, который получает жизненно важный толчок в карьере благодаря своим отношениям с семьей Корлеоне, был основан на Фрэнке Синатре. Синатра, как сообщается, и сам в это верил, дошло до того, что он угрожал Пьюзо, когда писатель пытался представиться ему в лос-анджелесском ресторане незадолго до начала съемок фильма. Но певец Аль Мартино, сыгравший Фонтейна в первом и третьем фильмах, утверждал, что история Фонтейна более точно отражает его собственную карьеру, связанную с мафией, и рассказал Vanity Fair, что он использовал свои мафиозные связи, чтобы убедить Копполу взять его на роль. Первый выбор Копполы, Вик Дамоне, отказался - по сообщениям, по настоянию Синатры и других.

Но легендарный нрав Синатры с годами, видимо, несколько остыл. Согласно письму Копполы к Пьюзо от 1989 года, во время кастинга для последнего фильма Синатре предложили роль Дона Альтобелло, стареющего мафиози и союзника Майкла. Синатра был заинтересован, но в итоге отказался из-за графика съемок и низкой зарплаты. Его заменил Илай Уоллах. По иронии судьбы, десятилетиями ранее Синатра заменил Уоллаха в фильме "Отсюда в вечность", который принес ему премию "Оскар", а позже породил теории заговора о роли мафии в получении им этой роли.

Аль Пачино в роли Майкла Корлеоне в фильме "Крестный отец"
Аль Пачино в роли Майкла Корлеоне в фильме "Крестный отец"

Несколько самых знаковых моментов первого фильма были сымпровизированы или сняты без сценария

В первых кадрах трилогии Вито Брандо держит на руках кошку, когда ведет деловые переговоры с гробовщиком Америго Бонасерой. Кошка была бездомной, которую Коппола увидел бродящей по студии, и он импульсивно схватил ее перед съемками сцены и передал Брандо. Знаменитый актер и кошка быстро сдружились, но мурлыканье кошки едва не испортило звуковое сопровождение сцены.

Одна из самых известных реплик в фильме была сымпровизирована. Актер Ричард Кастеллано (изображавший босса Корлеоне, Клеменцу) первоначально должен был сказать: "Возьми пистолет", но по предложению своей жены-актрисы, которая также играла его супругу на экране, добавил реплику "Возьми канноли".

Коппола обратился за помощью к Лукасу

Коппола был частью новой волны молодых режиссеров, взявших Голливуд штурмом в начале 1970-х годов, среди которых были Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе и Лукас. Лукас работал ассистентом на первом фильме "Крестный отец", смонтировав ряд эпизодов, включая монтаж внутрисемейной "войны" мафии, которая вспыхивает после убийства Майклом Солоццо и Маккласки. Он также дал Копполе совет, как отредактировать ряд предыдущих сцен, в которых Майкл навещает своего отца в больнице, чтобы усилить драматическое напряжение. Два года спустя фильм Лукаса "Американские граффити" сделал его самостоятельным голливудским игроком, а в 1977 году он закрепил свой легендарный статус, выпустив первый фильм "Звездные войны".

Для Копполы трилогия была семейным делом.

В первом фильме снялись шесть членов дружной итальянской американской семьи Копполы. Его сестра, Талия Шир, сыграла сестру Корлеоне, Конни. Хотя это была одна из первых ролей Шир, она была номинирована на "Оскар". Его мать, Италия, сыграла статистку в роковой сцене в ресторане, где Майкл убивает Солоццо и Маккласки. Его отец Кармине, музыкант, композитор и дирижер, получивший образование в Джульярде, написал музыку к фильмам. И Кармине, и Италия появятся в эпизодических ролях на протяжении всей трилогии.

Оба сына Копполы тоже несколько раз появлялись на экране, как и его дочь София. Будучи новорожденной, она сыграла сына Конни в сцене крещения в "Крестном отце I", была статистом в "Крестном отце II", а затем дочь Майкла, Мэри, в последнем фильме. У нее был небольшой актерский опыт, и она взялась за роль после того, как Вайнона Райдер отказалась от участия незадолго до начала съемок. Ее игра была широко разрекламирована, но она осталась в семейном бизнесе, став сценаристом и режиссером, удостоенным наград.

Коппола продолжал работать над фильмами и после их выхода.

В 1977 году он согласился снять версию первых двух фильмов для телевизионного показа, чтобы собрать деньги для своей проблемной эпопеи о войне во Вьетнаме "Апокалипсис сегодня", бюджет которой был опасно превышен. Сага о Крестном отце" рассказывала о событиях в хронологическом порядке, начиная с юности Вито на Сицилии и заканчивая финальными событиями "Крестного отца II" в 1959 году. Чтобы соблюсти требования телевизионной цензуры, в этой версии была исключена часть насилия, но включены сцены, ранее удаленные из театральных версий. Аналогичные расширенные версии были выпущены на домашнем видео и кабельном телевидении.

В 2020 году Коппола вновь обратился к заключительному фильму трилогии, спустя 30 лет после его выхода. Он долгое время был недоволен тем, как студия торопила с производством фильма, заставляя его приступить к съемкам раньше, чем он и Пьюзо сочли сценарий готовым, чтобы успеть к рождественскому релизу. Как и в случае с несколькими другими своими фильмами, включая "Апокалипсис сегодня" и "Коттон-клуб", он перемонтировал более окончательную режиссерскую версию с альтернативным началом и концовкой, которую назвал "Крестный отец, Кода: Смерть Майкла Корлеоне".