183 подписчика

Нонконформисты, мат Хрущева, "Бульдозерная" выставка, Кабаков, Булатов и др.: история русской живописи второй половины XX века

238 прочитали

Советская живопись 1960-1970х годов стремилась к динамичности, общественности при яркой эмоциональности и остроте самого характерного.

Художники Е. Моисеенко и К. Ударов продолжали в то время создавать работы военной тематики.

"Суровый стиль" в живописи складывался как реакция неприятия социалистического реализма. Художники этого направления стали обращаться к сдержанной обобщенной форме.

М. А. Савицкий. Партизанская мадонна. 1966-1967. Холст, масло. Москва. Государственная Третьяковская галерея
М. А. Савицкий. Партизанская мадонна. 1966-1967. Холст, масло. Москва. Государственная Третьяковская галерея
О. П. Филатчев. Автопортрет в красной рубахе.  1965. Холст, масло. Собственность художника
О. П. Филатчев. Автопортрет в красной рубахе. 1965. Холст, масло. Собственность художника

П. Никонов, Т. Салахов, Д. Жилинский, М. Савицкий, братья А. и П. Смолины, В. Попков, Н. Андронов в своих произведениях показывали героическое начало суровых трудовых будней. В суровом стиле было создано очень много портретов.

Произведения В. Попкова-невероятно остросоциальны: триптих "Ой, как всех мужей побрали га войну" "Хороший человек была бабка Аксинья", "Пушкин в Михайловском".

К 1970м годам в портрете все больше преобладает камерность. Темой изображения все чаще становится дом, семья, любовь.

П. Д. Корин. Портрет итальянского художника Ренато Гуттузо . 1961. Санкт-Петербург,  государственный Русский музей
П. Д. Корин. Портрет итальянского художника Ренато Гуттузо . 1961. Санкт-Петербург, государственный Русский музей

С 1960х активнее стал развиваться пейзажный жанр. Многие художники побывали на севере.

Д. Д. Жилинский. Портрет семьи художника Н. М. Чернышева. 1969. Древесностружечная плита, темпера. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Д. Д. Жилинский. Портрет семьи художника Н. М. Чернышева. 1969. Древесностружечная плита, темпера. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Так же художники нередко обращались к искусству лубка, народной игрушки. В живописи тех лет появляется тема праздника, маскарада: "Встреча Нового года", 1976 г. Т. Назаренко.

О. П. Филатчев.  Казаки Дона. Роспись в Совхозе "Сармат" в Новочеркасске.  1968. Темпера, левеас
О. П. Филатчев. Казаки Дона. Роспись в Совхозе "Сармат" в Новочеркасске. 1968. Темпера, левеас

В связи с интенсивным строительством в последние десятилетия СССР для художников-монументалистов появилось множество возможностей. Создавались витражи, мозаики, рельефы.

Значительное место в монументальной живописи представляли произведения , входившие в комплекс мемориплов, как, например, мозаика Памятного зала памятника Победы в Ленинграде "1941год" и " Победа " (С. Репин, И. Уралом, 1974-1978).

А. В. Васнецов. Человек и печать. Мозаика в холле конференц-зала редакции газеты "Известия" в Москве.  1978. Мрамор, натуральный камень.  500х1500. Фрагмент.
А. В. Васнецов. Человек и печать. Мозаика в холле конференц-зала редакции газеты "Известия" в Москве. 1978. Мрамор, натуральный камень. 500х1500. Фрагмент.
В. К. Замков. Франциско Миранда. Флорентийская мозаика. 1976. 116х100
В. К. Замков. Франциско Миранда. Флорентийская мозаика. 1976. 116х100

В лучших традициях школы Фаворского выполнена мозаика "История печати" А. Андронова и А. Васнецова в здании "Известий". В чем-то она напоминает графику 20х годов.

"Второй авангард" возник в стране сразу после смерти Сталина. Дополнительный толчок к развитию нового искусства дал Фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957). В ходе фестиваля была организована выставка современного зарубежного искусства. Она произвела на советских художников сильное впечатление. В это же время возродился интерес к авангардному русскому искусству. Художники в своём творчестве стали отражать сложные реалии современности и внутреннее состояние людей.

Л. П. Соков. Хрущев-неваляшка. 1983. Дерево, краска, свинец. 97х60
Л. П. Соков. Хрущев-неваляшка. 1983. Дерево, краска, свинец. 97х60

Но в начале 1960х власти не собирались освобождать искусство от цензуры. Свободное творчество вызывало неприятие. В 1962 году на выставке, посвящённой 30-летию организации Союза Художников, Н. Хрущеву были показаны работы молодых художников, которые пришлись ему не по вкусу. Хрущев, малообразовпнный в сфере искусства человек, нецензурные высказался о работах современных художников. Таким образом, любые новаторские поиски в искусстве были объявлены вне закона, а Академия художеств продолжала пожинать лавры за свои достижения в области соцреализма.

До 1975 года художники-нинконформисты устраивали неофициальные выставки в клубах. В 1964 году выставка группы "Санкт-Петербург " открылась в Эрмитаже. Некоторые художники группы работали в хозяйственной отделе музея и воспользовались этим. Чиновники, увидев выставку, закрыли её, а директора Эрмитажа сняли с должности.

О. Рабин. Автопортрет с пятью волками. 1997. Холст, масло
О. Рабин. Автопортрет с пятью волками. 1997. Холст, масло

Нелегально переправляя работы заграницу, художники проводили там выставки. Например в 1965 году Оскар Рабин с успехом выставился в Лондоне, а Анатолий Зверев во Франции. Так же во многих западных странах проходили групповые выставки художников-нонконформистов.

О. Рабин. Я голоден. 2000. Холст, масло
О. Рабин. Я голоден. 2000. Холст, масло

В России же были организованы выставки -квартирники, куда приходили только посвящённые люди. Впервые открыто выставка нонконформистов прошла в московском клубе "Дружба" . Выставку посмотрело около 2 тысяч человек. Однако эта выставка была запрещена властями прямо в день открытия. А выставка Олега Целкоаа в Доме архитекторов в 1971 году работала и вовсе 15 минут, после чего была запрещена.

И. И. Кабаков. Измерения высоты варнометра. 1961. Цветной карандаш,  пастель.
И. И. Кабаков. Измерения высоты варнометра. 1961. Цветной карандаш, пастель.

Советская власть видела в творчестве современных художников угрозу своему режиму. Так как творчество многих нонклнформистов отражало конфликт личности и советской действительности.

Нонконформистов запрещали, а иногда и наносили вред их здоровью. Многих открыто заставляли уехать из союза. В прессе до 1970х годов о нонконформистском искусстве не упоминали вовсе.

И. И. Кабаков. Фрагмент номер 5. 1987. Холст,  масло.100х160
И. И. Кабаков. Фрагмент номер 5. 1987. Холст, масло.100х160

В знак протеста художники решили провести выставку (она вошла в историю как "бульдозерная") на открытом воздухе в микрорайоне Беляево. Разместившихся на пустыне художников забрали в полицию, а их работы уничтожили 3 бульдозера. Часть картин было конфисковано, а часть - демонстративно сожжена. Однако художники не отступили и заявили о новой выставке, которая благодаря давлению общественного мнения состоялась через две недели. На протяжении 4 часов картины, выставленные в Измайловском парке Москвы, посмотрело около 10 тысяч человек.

Э. В. Булатов. Революция-перестройка. 1988. Холст,  масло. 200х200
Э. В. Булатов. Революция-перестройка. 1988. Холст, масло. 200х200

В конце 1974 года выставка нонконформистов прошла в Ленинграде, во Дворце Культуры им. Газа. В ней приняло участие 50 художников.

Объединения художников тех лет теперь уже вошли в историю. Одно из самых известных неофициальных объединений 1960-1970х - "лианозовская группа". Жизнь лидеров группы Оскара Рабина и Евгения Кропивницкого была связана с подмосковной станицей Лианозово. Влианозовскую группу так же входили Валентина Кропивницкая (жена Рабина), Владимир Немухин, Лидия Мастеркова и другие художники.

О. Рабин - неоэкспрессионист. В своих работах он показывает мрачные уголки провинциальной России. В натюрмортах он показывает зрителю предметы убогого быта. Рабина лишили гражданства, когда он уещжал во Францию. Поэтому он вынужден был остаться заграницей.

Самые знаменитые художники современной России - Илья Иосифович Кабаков (род.1933), Эрик Владимирович Булатов (род. 1933), скульптор Эрнст Неизвестный и другие - в 1970х образовали в Москве так называемую "группу Среткнских бульваров". Их объединило скорее место жительства, чем общие взгляды на искусство. Однако почти всем художникам группы не чужд концептуализм, а Илью Кабакова называют "отцом русского концептуализма". Основная тема творчества И. Кабакова-абсурдность жизни. Его излюбленный приём: использование привычных предметов обихода , включение в композицию текстов, которые не имеют явных связей с изображением: "Вопросы и ответы " 1962; "Коммунальная кухня", 1974.

Концептуализм был присущ и Эрику Булатову ("Вход", "Входа нет"). Позже он примкнул к "соц-арту".

М. Шемякин.  Туша. 1996. Холст, смешанная техника.  300х200
М. Шемякин. Туша. 1996. Холст, смешанная техника. 300х200

Михаил Шемякин (род. в 1943) был лидером объединения "Санкт-Петербург ", образованный в Ленинграде в 1964 году. Свой подход к искусству художники объединения называли "метафизическим синтетизмом". Их увлекали древние каноны, магия, культура. Даже Петр I в работе Шемякина представлен в образе уродца. Сейчас скульптура установлена на территории Петропавловской крепости. Творчество художников "Санкт-Петербурга" было несовместимы с советской доктриной. Большинство из них покинули Союз в 1971 году.

М. Шемякин. Пётр Великий. 1992. Алебастр.  25х35х10
М. Шемякин. Пётр Великий. 1992. Алебастр. 25х35х10

Гарри Файф (род. в 1942) был лидером московской группы "Мир", возродившей конструктивизм.

В картинах Олега Целкова (род. в 1934) люди предстают перед зрителем с неподдельной тупостью на лице ("Групповом портрет с арбузом", 1963), в котором глаза-зеркало человеческой души.

Борис Свешников (род. в 1927) в своём творчестве работает с пессимистическим настроением. В 1950х годах он сидел в лагерях ГУЛАГа и единственным способом достижения внутренней свободы для него было рисование.

Анатолий Зверев (1931-1986) - легенда московского неофициального искусства, один из ярчайших представителей экспрессионизма.

А. Т. Зверев. Автопортрет. 1958. Бумага, масло. 57х39,5. Москва.  Частное собрание.
А. Т. Зверев. Автопортрет. 1958. Бумага, масло. 57х39,5. Москва. Частное собрание.

Важная страница в истории русского искусства - отточенные до совершенства натюрморты Дмитрия Краснопевцева (1925-1994). Пейзажи России были главной темой творчества Василия Ситникова (1915-1987). Любимый мотив его работ-поле, поэтика скромной обыденности.

В. А. Комар и А. Д. Меламид. Душа Нортона Доджа.  Из серии "Продажа американских душ". 1978-1979. Конструкция из дерева и металла, белый шнурок, сертификат. 16,9х25,6х12,9
В. А. Комар и А. Д. Меламид. Душа Нортона Доджа. Из серии "Продажа американских душ". 1978-1979. Конструкция из дерева и металла, белый шнурок, сертификат. 16,9х25,6х12,9

В 1971 году Виталий Комар (род. в 1943) и Александр Меламид (род. в 1945) изобрели "соц-арт". Их первая выставка прошла в Нью-Йорке в 1965 году, году художники ещё жили в СССР. Идея использовать недоверие штампы советской агитации пришла к художникам, когда они рисовали плакаты для пионерского лагеря. Их стилистика напоминала американский прп-арт. Иронические эффект соц-арта был огромен. Он стал особенно популярен после падения советского режима и отмены цензуры. Комар и Меламид эмигрировали на Запад. А в начале 1980х заявили, что "соц-арт умер". В их творчестве появились новые мотивы, но принципы иронии сохранились.

В. А. Комар и А. Д. Меламид. Двойной автопортрет в виде пионеров.  1982-1983. Из серии "Ностальгический  социалистический реализм". Холст,  масло. 180х125.
В. А. Комар и А. Д. Меламид. Двойной автопортрет в виде пионеров. 1982-1983. Из серии "Ностальгический социалистический реализм". Холст, масло. 180х125.

С середины 1970х годов многих художников свободного современного искусства выгоняли из страны. СССР заявил, что "неофициального" искусства больше нет: осталось только "официальное". Тем не менее борьба власти искусства продолжалась, пока история не положила конец советскому режиму, и победа оказалась за искусством.

Подписывайтесь на мой канал, что не пропустить новые статьи об искусстве!

#история искусства #советская живопись #соцарт #живопись #история живописи #нонконформизм