Найти тему
Я рисую этот мир

Эрнст Неизвестный, гроб-арт, мемориалы, памятники космонавтам: история русской скульптуры второй половины XX века

В 1960-1980 годах значительное место в русской архитектуре и скульптуре занимает мемориал. Мемориалы строят на месте лагерей смерти.

Памятник Д.М. Карбышеву был воздвигнут скульптуром В. Цигалем в Маутхаузене.

В. Е. Цигаль. Памятник Карбышеву. Москва. 1980. Бронза. Высота 800
В. Е. Цигаль. Памятник Карбышеву. Москва. 1980. Бронза. Высота 800

Мемориальным является и пояс Славы вокруг Ленинграда. А так же памятник-ансамбль героям Сталинской битвы на Мамаевом кургане (1963-1967), скульптор Е. Вучетич).

В. Е. Цигаль. Умники Освенцима.  1959. Бронза.  Москва.  Министерство культуры России
В. Е. Цигаль. Умники Освенцима. 1959. Бронза. Москва. Министерство культуры России

Создавались мемориала и на кладбищах, как, например, на Пискаревском в Ленинграде (1960, скульптуры В. Исаева и Р. Таурит).

В. Исаева, Р. Таурит. Мемориальный ансамбль на Пискаревском кладбище. Санкт-Петербург.  1960
В. Исаева, Р. Таурит. Мемориальный ансамбль на Пискаревском кладбище. Санкт-Петербург. 1960

Монументальное искусство последних 30 лет Советского Союза имело разные стилевые концепции. Чаще всего это был символический образ, схематично-отвлеченный или же экспрессивно-напряженный.

Монумент в честь героический обороны Ленинграда в 1942-1943. Разорвало кольцо.  Санкт-Петербург.  1975. Архитекторы С. Б. Сперанский,  В. А. Ксменский. Скульптор М. К. Аникушин
Монумент в честь героический обороны Ленинграда в 1942-1943. Разорвало кольцо. Санкт-Петербург. 1975. Архитекторы С. Б. Сперанский, В. А. Ксменский. Скульптор М. К. Аникушин

Памятник героическим защитникам Ленинграда задуман как символ победы и призыв к миру (1975, скульптор М. Аникушин, архитекторы М. Сперанский, В. Каменский).

Ю. Н. Лоховинин. Легендарная тачанка. 1967. Казовка. Украина
Ю. Н. Лоховинин. Легендарная тачанка. 1967. Казовка. Украина
О. К. Комов. Памятник А. Верещагину. 1980. Вышли Волочок
О. К. Комов. Памятник А. Верещагину. 1980. Вышли Волочок

Символический образ в монументальной скульптуре решался как в комплексе с архитектурой, так и самостоятельно. Как, например, скульптурная группа "Тачанка" , навеянная знаменитой песней и поставленная около Каховки (скульптуры Ю. Лоховинин, Л. Михайленок, Л. Родионов).

Значительное место в советской скульптуре занимала космическая тема. В 1958 году в Калуге А. Файдыш-Коандиевский создал памятник К. Э. Циолковскому. В 1964 году в Москве был поставлен монумент - спутник "В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства". А

А. П. Файдыш. Портрет Циолковского. 1964. Москва.  Министерство культуры России
А. П. Файдыш. Портрет Циолковского. 1964. Москва. Министерство культуры России

Декоративно-парковая скульптура получила в то время большое развитие. Часто проводились выставки такого типа скульптуры на открытом воздухе.

Станковая скульптура тех лет пыталась освободится от помпезности и фальши. Например, Т. Соколова в своих работах прекрасно сочетала внутренний мир модели с внешними декоративными формами (портрет С. Зелёнкой, М. Цветаевой).

Психологизация образов достигалась за счёт фактуры, цвета, использования пространства вокруг скульптуры. Это хорошо видно в работах Т. Соколовой, А. Пологова, В. Вахрамеева.
Ю. Чернов. Доктор мед.наук, директор Курганской института травматорогии и ортопедии Г. А. Илизаров. 1975 . Москва.  Государственная Третьяковская галерея
Ю. Чернов. Доктор мед.наук, директор Курганской института травматорогии и ортопедии Г. А. Илизаров. 1975 . Москва. Государственная Третьяковская галерея

В 1970е годы появился так называемый "поэтический документализм". К нему можно отнести такие работы как "Святослав Рихтер и Нина Дорлиак" В. Вахрамеева (бронза, 1976-1977), портрет хирурга Г. А. Илизарова Ю. Чернова (кованая медь, 1975).

В скульптуре возникает осознание роли пространства. Теперь оно имеет большое значение в общем восприятии предмета искусства.

Ю. Л. Чернов. Юрий Сенкевич. 1983. Москва.  Государственная Третьяковская галерея
Ю. Л. Чернов. Юрий Сенкевич. 1983. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Наряду с официальной линией развития скульптуры, в 1960-1980 годах развивается нонконформистское направление. Самый яркий представитель "нового авангарда" Эрнст Иосифович Неизвестный (родился в 1925 году). Его отличает огромный багаж жизненного опыта: он прошёл Великую Отечественную войну, учился на философском факультете Московского университета, закончил институт Сурикова. Скульптор-новатор выступал против несвободы творчества в сериях работ "Война-это", "Роботы и полуроботы". Его активная позиция привела к конфронтации с советской властью. Скульптор был вынужден покинуть Россию.

Э. Неизвестный.  Молитва. 1960. Бронза.
Э. Неизвестный. Молитва. 1960. Бронза.

Э. Неизвестный. Дерево жизни.  1968-1976 гг.
Э. Неизвестный. Дерево жизни. 1968-1976 гг.
Э. Неизвестный.  Кентавр. 1962. Гипс.
Э. Неизвестный. Кентавр. 1962. Гипс.

Вадим Абрамович Сидур (1924-1986) - скульптор, создававший ясный отчётливыесимволичные формы в работах: "Формула скорби"(1972), "Памятник погибшим от бомб"(1974), "Взывающий" (1979). Другую линию в искусстве скульптора составляют цикла "Гроб-арт" и "Препараты". В этих произведениях он использовал канализационные трубы, батареи, части моторов. При жизни Сидура в Союзе не было выставок его работ, но они проходили в Европе.

В. А. Сидур. Формула скорби. 1972. Алюминий.
В. А. Сидур. Формула скорби. 1972. Алюминий.
В. А. Сидур. Памятник погибшим от бомб. 1974. Алюминий
В. А. Сидур. Памятник погибшим от бомб. 1974. Алюминий

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи об искусстве!

#история искусства #история #скульптура #советский союз #советская скульптура