В 1960-1980 годах значительное место в русской архитектуре и скульптуре занимает мемориал. Мемориалы строят на месте лагерей смерти.
Памятник Д.М. Карбышеву был воздвигнут скульптуром В. Цигалем в Маутхаузене.
Мемориальным является и пояс Славы вокруг Ленинграда. А так же памятник-ансамбль героям Сталинской битвы на Мамаевом кургане (1963-1967), скульптор Е. Вучетич).
Создавались мемориала и на кладбищах, как, например, на Пискаревском в Ленинграде (1960, скульптуры В. Исаева и Р. Таурит).
Монументальное искусство последних 30 лет Советского Союза имело разные стилевые концепции. Чаще всего это был символический образ, схематично-отвлеченный или же экспрессивно-напряженный.
Памятник героическим защитникам Ленинграда задуман как символ победы и призыв к миру (1975, скульптор М. Аникушин, архитекторы М. Сперанский, В. Каменский).
Символический образ в монументальной скульптуре решался как в комплексе с архитектурой, так и самостоятельно. Как, например, скульптурная группа "Тачанка" , навеянная знаменитой песней и поставленная около Каховки (скульптуры Ю. Лоховинин, Л. Михайленок, Л. Родионов).
Значительное место в советской скульптуре занимала космическая тема. В 1958 году в Калуге А. Файдыш-Коандиевский создал памятник К. Э. Циолковскому. В 1964 году в Москве был поставлен монумент - спутник "В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства". А
Декоративно-парковая скульптура получила в то время большое развитие. Часто проводились выставки такого типа скульптуры на открытом воздухе.
Станковая скульптура тех лет пыталась освободится от помпезности и фальши. Например, Т. Соколова в своих работах прекрасно сочетала внутренний мир модели с внешними декоративными формами (портрет С. Зелёнкой, М. Цветаевой).
Психологизация образов достигалась за счёт фактуры, цвета, использования пространства вокруг скульптуры. Это хорошо видно в работах Т. Соколовой, А. Пологова, В. Вахрамеева.
В 1970е годы появился так называемый "поэтический документализм". К нему можно отнести такие работы как "Святослав Рихтер и Нина Дорлиак" В. Вахрамеева (бронза, 1976-1977), портрет хирурга Г. А. Илизарова Ю. Чернова (кованая медь, 1975).
В скульптуре возникает осознание роли пространства. Теперь оно имеет большое значение в общем восприятии предмета искусства.
Наряду с официальной линией развития скульптуры, в 1960-1980 годах развивается нонконформистское направление. Самый яркий представитель "нового авангарда" Эрнст Иосифович Неизвестный (родился в 1925 году). Его отличает огромный багаж жизненного опыта: он прошёл Великую Отечественную войну, учился на философском факультете Московского университета, закончил институт Сурикова. Скульптор-новатор выступал против несвободы творчества в сериях работ "Война-это", "Роботы и полуроботы". Его активная позиция привела к конфронтации с советской властью. Скульптор был вынужден покинуть Россию.
Вадим Абрамович Сидур (1924-1986) - скульптор, создававший ясный отчётливыесимволичные формы в работах: "Формула скорби"(1972), "Памятник погибшим от бомб"(1974), "Взывающий" (1979). Другую линию в искусстве скульптора составляют цикла "Гроб-арт" и "Препараты". В этих произведениях он использовал канализационные трубы, батареи, части моторов. При жизни Сидура в Союзе не было выставок его работ, но они проходили в Европе.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи об искусстве!
#история искусства #история #скульптура #советский союз #советская скульптура