Найти тему
2,4M подписчиков

Нужно попросить пощады у Деда Мороза. Лео Бокерия о главном новогоднем желании

1,6K прочитали

Сегодня, когда в связи с COVID-19 тема здоровья стала одной из наиболее обсуждаемых, важно услышать по этому поводу мнение настоящего профессионала. К этой категории, безусловно, относится известнейший кардиолог, заслуженный деятель науки России, заведующий кафедрами сердечно-сосудистой хирургии Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова и Российской медицинской академии последипломного образования Лео Бокерия. В эксклюзивном интервью "Первому русскому" профессор Бокерия поделился своими взглядами на многие актуальные жизненные вопросы.

ЛЕГЕНДАРНЫЙ КАРДИОХИРУРГ ЛЕО БОКЕРИЯ. ФОТО: KREMLIN POOL / GLOBALLOOKPRESS
ЛЕГЕНДАРНЫЙ КАРДИОХИРУРГ ЛЕО БОКЕРИЯ. ФОТО: KREMLIN POOL / GLOBALLOOKPRESS

О ковиде и конспирологии

Царьград: Есть такая горькая шутка, родившаяся в последние полтора-два года: "Что попросить в Новом году у Деда Мороза? – Давайте попросим у него пощады!" Актуально, согласитесь, поскольку эти полтора года были периодом тяжких испытаний.

Лео Бокерия: Да, конечно. Причём это было испытание в мировом масштабе. Потому что, во-первых, человечество не было к этому готово. Во-вторых, вирус поражает самый главный орган человеческий – лёгкие, которые обеспечивают нас кислородом, а без кислорода живое существо жить не может. Даже если частично поражено сердце, это всё же не так чувствуется, как в случае, когда тотально поражаются лёгкие и уже не могут транспортировать кислород до всех клеток организма. Поэтому с точки зрения реализации программы лечения точка ещё не поставлена, и мы даже ещё не всё знаем.

Но удивляет другое. Ведь что происходило, допустим, с гриппом. Нам говорили: "Вот, ВОЗ определяет, какой там A, B, C-штамм гриппа будет". Потом делали прививки. Потом говорят: "Не угадали. В этом году пришёл штамм B". Ну не угадали и не угадали. Теперь же за 1,5 года уже скоро греческих букв не хватит, чтобы очередную мутацию этой заразы как-то зафиксировать. Вот и возникают "конспирологические" сомнения в том, что может ли так быстро происходить мутация, если это не что-то привнесённое, скажем, руками и умом человека в нашу жизнь?

Нет, конечно. Вы знаете, в моём родном грузинском языке есть такая поговорка "Если два человека что-то знают, то и поросёнок это знает". Так вот, я хочу сказать, такую вещь утаить было бы невозможно. Тут можно всё что угодно говорить, но это природное явление, которое случается, как тот же грипп и т. д. Просто это болячка, которая превосходит всё, что мы до этого знали.

Пройдут годы, и мы будем знать её так же, как мы знаем те пандемии и эпидемии, которые были в России на протяжении 200 лет. Но и сегодня мы оказались в таком же положении по отношению к ковиду. Можно сколько угодно гипотез строить, но, если говорить честно, то мы сегодня не готовы сказать, как истребить эту заразу и как сделать так, чтобы её не было в будущем. Но я хочу сказать, если хочешь остаться жив, то надо обязательно привиться, потому что это сегодня единственный способ легче перенести эту болячку.

Но тогда возникает следующий вопрос. Вот появился новый штамм "омикрон", и тут же и AstraZeneca, и Moderna, и Pfizer в один голос говорят, что "мы будем разрабатывать что-то новое, потому что эти не очень работают". То есть это то, чему конца и края не видно. Разве не так?

То, что нужна вакцина, – 100%. То, что надо её непрерывно совершенствовать, если есть новые знания, для меня тоже совершенно очевидно. И на это нельзя жалеть денег. То, что будут появляться люди, которые будут предлагать новые, рациональные идеи, и в этом абсолютно я уверен. Поэтому это естественный процесс. Я ещё раз говорю, мы впервые столкнулись с реальной угрозой, мы всё время думали, вот атомная бомба, а тут без всякой бомбы один просто дыхнул на другого, и тот умер. Поэтому к этому надо относиться терпеливо и послушно. Потому что нет врача, который желает своему пациенту вреда.

Вот есть антипрививочники, которые говорят, что их зажимают. Да никто их не зажимает! В Общественной палате нас фактически заставили провести общественные слушания на эту тему. Президент сказал: насильно никого не прививать. Но в центре Европы находится одна из самых демократических стран, которая в течение длительного времени после войны была под нашим протекторатом. И там премьер-министр подписал закон: вышел не в то время – несколько тысяч евро штраф. И это называется демократией в прямом смысле этого слова. А если ты антипрививочник, сделай себе погреб и сиди там.

О делах сердечных

Хорошо, давайте статистику возьмём. Подсчитали: в прошлом году от ковида скончались почти 145 000 человек; от болезней сердца – свыше 500 000. Вот что тогда опаснее?

Хочу напомнить, в самый разгар ковида наш президент выступил и сказал: "Послушайте, ковид – это всё понятно, но вы не забывайте, что в этот же день гораздо больше людей умирает от сердечных приступов". И мы, конечно, не прекращали в нашем институте по этому направлению работать, хотя были вынуждены открыть и ковидный центр на Ленинском проспекте. У нас есть здание, которое было построено ещё при Александре Николаевиче Бакулеве на территории Первой градской больницы на 125 коек, и мы там открыли ковидный центр, и там вовсю работали наши же врачи и наши сёстры. Такая была ситуация, надо было как-то выходить из положения.

Но это действительно специалисты, что называется, "штучные". И отправлять их в красную зону? Ведь в прошлом году скончались от ковида 1400 врачей!

В том числе и не один наш.

А кто потом будет делать эти уникальные операции? Тем более что люди приходили абсолютно не по своей специализации, они этому не учились, они говорят: "Мы не инфекционисты, мы не знаем".

Знаете, что быстрее всего распространяется в мире? Страх. И в тот момент он присутствовал во всех людях. И я вообще-то тоже сначала начал говорить: "Как же так? Ведь президент сказал, не забудьте про сердечно-сосудистые заболевания". Но потом я осознал, что у очень многих сотрудников нашего Центра желание помочь этим несчастным больным, которые даже тяжелее, чем наши больные. Поэтому мы перевели сюда всех наших сотрудников, которые занимались сердцем. Потеснились, конечно, работали в 2–3 смены, чтобы сам лечебный процесс не пострадал.

А сейчас ситуация изменяется или нет? Потому что встаёт вопрос и о плановых операциях. Неожиданно сейчас выскочила на первый план информация о том, что у 58% тех, кто перенёс коронавирус, появляется мерцательная аритмия.

Это неподтверждённые данные. Во-первых, мерцательная аритмия у людей допенсионного возраста, как правило, не встречается. Я говорю об этом потому, что я получил когда-то государственную премию СССР за лечение жизнеугрожающих тахиаритмий. Поэтому, конечно, ежели пожилой человек, у него поражены лёгкие и поступает мало кислорода – это прямой путь к аритмии. А поскольку нет конкретного очага для аритмии, то возникают так называемые macro re-entry – большие круги повторного входа, которые приводят к развитию мерцательной аритмии. Поэтому, как говорится, "котлеты отдельно, а мухи отдельно". Всё должно называться своими именами, потому что самое страшное в это время – это паника.

В своё время, Лео Антонович, вы говорили о том, что людям 60+ ни в коем случае нельзя в масках заниматься спортом на свежем воздухе. Смотрите, сейчас им говорят: "Из дома не выходите, дома сидите". Это где батареи и сухой воздух. На свежий воздух лучше не выходить. В этом есть какая-то логика?

Нет, это абсолютная чушь. Если вы защищены от контактов, то вы должны вести естественный, нормальный образ жизни, как вы и жили раньше. Выходите, надевайте маску на выходе, потом выходите, если вы гуляете, никого нет, можете эту маску опустить на шею. То есть надо просто естественные вещи проводить в жизнь. Никому нельзя в масках заниматься.

Но тогда почему такие ограничения вводят? Ведь их же вводят во многих городах нашей страны.

Нет, их вводят в местах массового посещения. Это рестораны, кафе и т. д. Может быть один человек, у которого уже есть признаки, и пошло-поехало. Пришли в ресторан здоровыми, ушли уже заражёнными. Поэтому здесь ничего особенного – как грипп, как любые воздушные инфекции. Вот я был в Японии несколько раз. Вы знаете, что меня поразило? Подавляющее большинство японцев в любое время года ходят в масках. Домой приходит, сбрасывает маску. Их же никто не заставляет, но они до такой степени уже проученные предыдущими поколениями, что минимум 50% людей ходят в масках круглогодично.

О воспитании и целомудрии

Вот ещё вопрос: во время операции ругаетесь? Это же напряжение какое.

Да нет, вы что! Во время операции только ласка и внимание. Моя мама в 38 лет осталась вдовой с тремя детьми. И она мне всегда говорила: "Ежели ты будешь обижать девочек, то будут обижать и твоих сестёр, если ты будешь ругаться, то будут ругаться и при твоих сёстрах". А у меня две сестры старшие. И это мне начали говорить, по-моему, с трёх лет. Я вообще не представляю, как при женщине буду ругаться матом. С мужиками, пожалуйста, сколько хочешь.

Но то воспитание, которое вам давала мама, и те установки, они сейчас, такое ощущение, что не действуют. Некоторые могут публично избивать женщин, оскорблять.

Однажды две женщины (не буду их называть) меня позвали на телевидение, и я сказал, что в России, когда началась Великая Отечественная война, один из фельдмаршалов докладывал фюреру, что невозможно победить страну, где практически у всех женщин первым мужчиной является муж. Тут они расхохотались и стали приводить противоположные примеры. Но я могу сказать, что моя мама всегда об этом говорила, у меня сёстры точно так же воспитаны, дочери. Это всегда было святым. Понимаете?

Это называется забытым словом "целомудрие". Но сейчас, как мне кажется, произнеси это, и молодёжь вообще не поймёт, что это.

Это по-разному. Мне кажется, мои внучки это понимают. Потому что мои дочери их этому учат всё время. И отцы у них такие же. Поэтому всё зависит от воспитания. Несмотря на очень большое количество разводов и т. д., думаю, это устаканится, вернётся в общество целомудрие, желание, чтобы в пятом поколении люди рассказывали, как жило первое поколение. Не сомневайтесь.

О доступности медицины

Под конец года появилась статистика по смертности, по убыли населения: мы опускаемся всё ниже и ниже. И демография тому причина, но также и то, что диспансеризация сейчас "на нуле", и плановые операции, и плановая помощь, мягко говоря, не первостепенно оказываются.

А знаете, больные не едут. Они боятся. Я не знаю про поликлиники, говорю про федеральный центр. Меньше стало приезжать. Думаю, люди боятся и терпят, и ждут. Мы же проводим телеконсультации самые разнообразные и через институт, и через "Здоровье нации", приглашаем. Но люди банально боятся ехать, что в дороге может что-то произойти...

То есть люди, понимающие, что у них есть серьёзная проблема, сейчас решение этой проблемы пытаются отложить?

Да, отложить. И знаете, я их, в принципе, понимаю. Потому что ведь надо ехать в поезде, на самолёте, в автобусе. Он думает, там полно народа, как и в поликлинике, где надо в очередь записываться. В итоге сейчас мы делаем порядка 60–65% того, что обычно делаем.

Тем не менее, если говорить о тех, кто делает эти операции, это уникальные люди? Им сегодня замена есть? Сейчас мы уже начинаем говорить о системе среднего образования, о том, что высшее образование у нас, мягко говоря, сомнительное. И если сомнительного филолога ещё можно перенести, то сомнительный медик – это проблема.

Нет, я категорически против разговоров, что у нас плохое врачебное образование. Я объездил полмира, причём в нескольких странах сам оперировал, и могу сказать, что наше образование очень высокого уровня. Другое дело, что мы не сертифицированы. К примеру, казахстанский врач может получить сертификат и ехать работать, скажем, в Европу. А мы... Впрочем, может быть, в том резон, что врач уедет и не вернётся, а врачей и так не хватает.

О недоверии к отечественной медицине

Когда мы слышим о каких-то уникальных операциях или разработках, то нам говорят: "Вот смотрите, Швейцария, Израиль, Америка". В чём дело? Наши врачи хуже?

Деньги. Понимаете? Из нашего института в начале 1990-х уехало несколько человек в Израиль. Хорошие были врачи, но не лучшие. А там они стали лучшими. И теперь к ним туда зазывают пациентов. Или второй пример. Очень много людей уезжает в Германию, а там, как правило, сидят русскоговорящие врачи из России, которые ведут переписку с пациентами. И недавно одному из этих врачей сказали моё мнение: "Как можно не поехать в институт, где делается 5000 операций на открытом сердце, и поехать в институт, где делается 200 операций в год?"

Представляете практику, когда человек делает 5-6-7 операций в день? Так, как это делается только в некоторых клиниках США. А он приезжает в клинику, где хирург делает две операции в неделю, например. Но процесс поставлен таким образом, что люди собирают деньги, едут в клинику, где делается в 10–20 раз меньше операций, причём они там никто, за них никто там не отвечает, потому что они не застрахованы и платят налом. Если что, к кому он обратится?.. Это ситуация, о которой почему-то журналисты мало говорят. А ведь я сам несколько человек, оперировавшихся там, повторно оперировал. Причём – бесплатно.

Лео Антонович, а можно объяснить, почему сложилось недоверие к отечественной медицине? Она справляется с теми испытаниями, которые на её долю выпадают? Речь не о Москве и других миллионниках, а о малых городах, откуда люди, тратя немалые для них деньги, приезжают к вам за помощью.

Ну а как они могут справляться, ежели те операции, которые мы делаем, там не делаются? Дело в том, что мы являемся очень высокоспециализированным центром. Мы делаем операции на открытом сердце. Для этого нам нужно использовать аппаратуру искусственного кровообращения, нужно на короткое время остановить сердце, чтобы под контролем зрения – как говорил Леонардо да Винчи, – всё увидеть и всё исправить.

Такие операции не могут везде делаться, поэтому около 15 лет назад было создано несколько федеральных центров: в Перми, Красноярске, ещё нескольких городах. Я всегда говорю: "Вам надо поехать в федеральный центр, который поближе к вам, и там все вопросы будут решены". Потому что в любой стране, в тех же США, далеко не все больницы такие операции делают.

О правильном отношении к лечению

Это понятно. Но тут разговор о том, когда мы можем выявить, что у человека есть проблема, и кто это будет выявлять? Потому что 500 тысяч жизней за прошлый год, которые мы потеряли из-за сердечно-сосудистых заболеваний, это не только неожиданно умершие, но и те, кто был недообследован, не оказана своевременная помощь.

Если человек почувствовал недомогание, ему надо сразу идти к врачу. Ежели это принято, он приходит к врачу, который поставит ему или настоящий, или предварительный диагноз и скажет – "я тебя буду лечить вот так, так и так". Но я искренне говорю, уровень образованности наших врачей очень хороший. Так вот, ты пришёл, и у врача в голове прописано, "если я не могу поставить диагноз, то даю ему направление на следующий этап". Это нормальная ситуация. И надо набраться терпения, перейти на следующий этап и на следующем этапе может оказаться, что они тоже не могут это решить. И тогда они дают направление или в федеральный центр, или в областной центр, или в Бакулевский центр и т. д.

Более того, в последнем варианте Конституции, где я был в составе рабочей группы, мы прописали, что за неоказание этой помощи, которая должна выражаться в подсказке и посылке пациентов на следующий этап, отвечает публичная власть. А к публичной власти относятся от самого маленького градоначальника до первого лица страны. Поэтому надо использовать свои конституционные права, а не смотреть, когда к тебе придут и сделают то, что надо.

Есть масса случаев, когда приходят, а им говорят: "А что вы хотите? Возраст".

– Сегодня же есть телемедицина. Допустим, не хочешь ехать, и ты говоришь: "Я хочу получить консультацию Бокерии". И они обязаны установить с вами телесвязь, чтобы я этого пациента, если могу, посмотрел. Не надо орать, надо просто сказать: "По Конституции России публичная власть, сельсовет, горсовет, правительство отвечают за моё здоровье, и меня должны направить на лечение в структуру, которая мне обеспечит это лечение".

И всё! Это всё абсолютно доступно, говорю вам искренне. Вот он пришёл, ему говорят про возраст, а он им в ответ: "Вы знаете, в Конституции прописано". И пусть сошлётся на меня. Потому что было несколько случаев, когда так в Москве мне звонили, рассказывали, и я говорил: "Сошлитесь". Тут же приезжала скорая помощь и отвозила куда надо.

О QR-кодах, платной медицине и образе жизни

Представьте: маленький медицинский пункт, где сидит один фельдшер. И как людям получить помощь? К кому обращаться? В район поехать? А там QR-коды спрашивают.

Извините меня, но и мы тоже без них не принимаем никого. Если вы хотите, чтобы ваше здоровье было полноценным, нормально относитесь к тому, что вам говорят врачи. А что касается фельдшера, и что человек не может попасть на следующий уровень, то можно как раз этот пункт (что пациенту не оказана помощь, и за это отвечает публичная власть) обсудить на круглом столе в Общественной палате, ведь там моя комиссия есть.

А пока люди поступают следующим образом: они просто платят деньги и попадают на консультацию, к кому хотят. В этом случае платная медицина – благо или испытание?

Я сочувствую людям, которые ушли в частную медицину. Потому что одно дело, когда ты работаешь в Бакулевском центре, где новейшее оборудование, специалисты с высочайшим знанием, где мы публикуем шесть журналов. У нас еженедельно конференции, ежегодные съезды, сюда приезжают иностранцы, читают лекции. Некоторые люди, кто достоин этого, ездят на стажировки. А уйдя в частную клинику, я считаю, они просто деградируют. Пусть никто на меня не обижается из моих коллег, но я думаю, что они это прекрасно понимают, что это вообще уже не тот уровень.

Скажите, верно ли говорят, что руки хирурга не заменит ни один даже самый высокоточный робот, который сейчас используется?

Первую в мире полностью роботизированную операцию аортокоронарного шунтирования в 1998 году сделал именно я. Но что в этой связи хотел бы сказать очень важное? Просто не увлекаться. Как учил Леонардо да Винчи, всё надо видеть, чтобы что-то можно было исправить.

А какая сейчас самая часто встречающаяся операция на сердце?

Она была, есть и будет во все времена. Это вообще самая частая операция в хирургической практике – аортокоронарное шунтирование.

Но почему? Что к этому приводит? Вот что не так мы делаем?

– Я всегда говорю: "Надо вести здоровый образ жизни". Считаю, что в свои годы я пока держусь именно потому, что 30 лет назад бросил курить, а 12 лет назад перестал выпивать. Вообще. Полностью. А всё остальное осталось при мне.

– Если заглянуть сейчас в вашу биографию и понять, что через несколько дней у вас будет 82-й день рождения. Будете как-то встречать свой день рождения по-особенному, может быть, у вас какая-то есть традиция?

– Это, было, я каждый год собирал друзей в институте. Эта традиция продолжалась очень долго, но что меня потрясло. Однажды ко мне подходит одна из заведующих и называет имя очень близкого мне человека из врачей, говоря: "Она сказала, что вы, наверное, её разлюбили, потому что не пригласили". Хотя я никого специально не приглашал, приходили все, кто мог, кто хотел.

– Но мы в этот день абсолютно точно будем вас мысленно поздравлять и желать вам крепчайшего здоровья. Спасибо вам огромное и за этот разговор, и за возможность с вами встретиться. Безусловно, вы и есть наш нематериальный золотой фонд нации. И дай вам Бог здоровья, не болейте и, самое главное, открывайте сердце людям!

Источник

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!