Найти тему

Круглый стол по образованию. Психолог: индивидуальный образ будущего должен исходить из общего

Психолог Маргарита Мошкина. Изображение: Анна Рыжкова © ИА Красная Весна
Психолог Маргарита Мошкина. Изображение: Анна Рыжкова © ИА Красная Весна

В современной России вопрос об образе будущего очень больной. На уровне государства нет ответа на него. Стратегическое планирование упразднено, что такое созданы орган Госсовет - непонятно. Большие дяди во власти в массе своей вышли из КГБ и за исполнение поставленных перед ними целей они выйти не могут - они не умеют целеполагание. Целеполаганием в СССР занималась КПСС. ЦК - целеполагала, а ЧК - исполняла. Когда произошла инверсия и к власти пришли ЧКшники в лице Андропова, то целеполагание начало схлопываться,точнее его начали схлопывать.

Сегодня народ России не понимает куда мы идем, на что мы должны бросать большую часть сил, что мы строим? Но народ России четко видит, что развития нет, но к этой стагнации добавляется регресс! Как ответило здравоохранение РФ на текущий вызов новой болезни? За два года не выработано защиты от подобного, а смертность от этой заразы в РФ почти в 2 раза больше, чем в развивающейся Индии (у нас около 3%, в Индии 1,3%). Это ли не регресс? В условии стратегической неопределенности не ясно кого мы должны готовить в нашей системе образования? Все опять же упирается в образ будущего.

Но вот в чем вопрос: у каждого из нас есть какое-то представление о будущем, а общее наше будущее какое? В чем пересечение этих индивидуальных образов будущего, который мы хотим и будем реализовывать? Этим летом был проведен крупный соцопрос (около 30 000 человек было опрошено в разных регионах нашей страны) по вопросам образования, назывался он АКСИО-10. Результаты его оказались совсем неутешительными. Человек в РФ продолжает терять свою субъектность.

Индивидуальный образ будущего у человека может формироваться только при наличии образа будущего у всего общества, заявила 5 ноября психолог, учитель биологии и химии, основатель семейной школы «А-класс» Маргарита Мошкина в ходе круглого стола по образованию в новосибирском Академгородке.
По ее словам, сегодня у людей нет общего понимания, что такое образ будущего. Некоторые считают, что образ будущего у каждого индивидуален, например, если кто-то хочет быть пилотом, то у него один образ будущего, а если кто-то хочет быть учителем — то у него другой образ будущего.
«Но индивидуального образа будущего не будет без образа будущего у всего общества», — сказала Мошкина.
Она отметила, что образ будущего — это нормы желательного и нежелательного поведения в обществе, это общие ориентиры для всего народа, это ценности, которые формируют цели, это определенный культурный и образовательный уровень общества.
В качестве примера психолог привела в пример образ будущего в СССР — тогда почетно было быть учителем или инженером, поскольку почетно было помогать обществу. Сегодня молодежь хочет быть чиновниками и блогерами, поскольку это прибыльно и популярно, сказала эксперт.
Она добавила, что даже когда люди становятся блогерами или чиновниками, то они, на самом деле, не понимают, зачем они ими становятся. Люди атомизированы, и привязать свою профессию к общей цели они не могут.
Мошкина подчеркнула, что современных детей нужно приобщать к классическим произведениям искусства, нужно их обучать любить классическую литературу и музыку. Детей нужно отрывать от смартфонов и предлагать им интересные истории, интересные события.
Также нужно понимать, что для детей воспитание — это не только неотъемлемая часть в образовательном процессе, но и совершенно необходимая. Дети должны учиться помогать младшим, уважать старших и так далее, уверена Мошкина.
Всё это поможет современным детям формировать иной образ будущего, отличный от желания заработать побольше, считает эксперт.
Напомним, 5 ноября в новосибирском Академгородке проходит круглый стол «Образование без образа будущего — проблемы и перспективы. Итоги социологического опроса АКСИО — 10», организованный РВС.
На столе участники обсуждают, что сегодня предлагает российское образование и есть ли альтернатива деструктивным тенденциям в образовании.

Источник

#федорчук #НСО #образ будущего #образование #Аксио #соцопрос #андрей травников #вузы #развитие человека