Найти в Дзене
Журнал "Параллель"

В Туапсе есть скала, названая в честь художника 19 века

Оглавление

Скала названа в честь известного художника А.А. Киселева, сюжетом картин которого были туапсинские красоты, в том числе скалы и морские пейзажи. Скала Киселёва находится на берегу Чёрного моря в четырех километрах к северо-западу от Туапсе, между мысом Кадош и устьем реки Агой. Входит в заповедник Кадош.
Лесенки сейчас нет, на пляж не попасть. Пост подробнее про скалу будет отдельно
Лесенки сейчас нет, на пляж не попасть. Пост подробнее про скалу будет отдельно

Немного о художнике:

Александр Александрович Киселёв (18.6.1838–20.2.1911) родился в небольшом городке Свеаборг в Финляндии, где его отец, русский офицер, возглавлял местный гарнизон.

Киселев А.А, как сын военного и внук участника учился Отечественной войны 1812 года майора С. И. Киселёва, был зачислен на казенный счет во 2-й Петербургский кадетский корпус, где учеба увлеченного юношу рисованием, писанием стихов совсем не увлекала.

Будущий художник проучился три года в Петербургском университете на филологическом факультете, откуда был отчислен за нерадивость и участие в студенческих волнениях в 1861 году.

И. Крамской Портрет художника А. А. Киселёва. 1883
И. Крамской Портрет художника А. А. Киселёва. 1883

В том же 1861 году Киселёв по ходатайству петербургского губернатора А.А. Суворова был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, а в 1862 году был переведен в число учеников Академии и получил малую серебряную медаль за пейзаж с натуры, а затем и большую серебряную медаль (1863) за картину «Вид в Новгородской губернии».

В 1865 году Киселев выходит из Академии со званием классного художника 3-й степени.

Украинская хата. 1883 Холст, масло. 55 x 45 см
Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко
Украинская хата. 1883 Холст, масло. 55 x 45 см Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко

После учебы молодого А.Киселева занесло в Харьков – «познакомиться с природой Малороссии», где молодой художник снимал с приятелей комнату, гулял по окрестностям, рисовал этюды, иконы, давал уроки рисования и ухаживал за соседской барышней, дочерью харьковского профессора Протопопова.

Позже Киселев получил должность секретаря Земельного банка, где и проработал 10 лет, но занятия рисованием не бросал-в свободное время занимался живописью. За это время успел жениться, обзавестись тремя детьми.

Возвращение стада. Вечер 1882 холст масло
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Возвращение стада. Вечер 1882 холст масло Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Окончательно вернулся к живописи Киселев решил после посещения передвижной выставки в Харькове: в 1875 году Киселёв послал на суд жюри Товарищества передвижников картину "Вид в окрестностях Харькова "— пейзаж, в котором можно было найти все: и горы, и леса, и постройки, и воду, и солнце, и огненный свет.


Вид окрестностей Харькова 1875, холст масло, 78 х 112 см
Донецкий областной художественный музей
Вид окрестностей Харькова 1875, холст масло, 78 х 112 см Донецкий областной художественный музей

Картина понравилась передвижникам и художника приняли сначала экспонентом, а затем и полноправным участником передвижных выставок. 7 марта 1876 года Киселёв был единогласно избран членом Товарищества, и с этого года он являлся постоянным участником ежегодных выставок передвижников.

Московский период (1877–1895)

В 1877 году художник переселился с семьей в Москву, оставив службу в Земельном банке. На тот момент у Киселева уже было семь детей, чтобы прокормить семью, живописец преподавал в женских гимназиях уроки рисования, давал частные уроки живописи.


На берегу реки, 1879
На берегу реки, 1879

В период 1879–1894 годов у него брали частные уроки А.С Остроухов, М.А Мамонтов, А.П. Боткина, М. В. Якунчикова-Вебер В 1880-е годах он обучал рисунку и живописи Ивана и Михаила Абрамовичей Морозовых, а также детей Саввы Морозова.

Также художник активно выезжал в деревни в окрестностях Москвы, рисовал этюды, по 40-50 этюдов за лето. Выезжал летом с семьей, жил в чьих-то имениях. Так летом 1891 года в имении помещика Былим-Колосовского вместе с семьей Киселевых поселилась семья Чеховых. Антон Павлович подружился с Александром Александровичем и его домочадцами.

Абрамцевский художественный кружок.

Киселев был дружен и с предпринимателем С.И. Мамонтовым, учил его детей живописи и был вхож в абрамцевский художественный кружок, который собрал Савва вокруг себя из творческих людей.

Купца С. И. Мамонтова интересовало изобразительное искусство, архитектура, театр. Во время учебы в университете он участвовал в театральном кружке, которым руководил драматург А. Н. Островский, затем брал уроки пения в Милане, занимался рисунком в Риме.

«Е. Г. Мамонтова в своем кабинете в Абрамцеве» 1890-е. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево, Россия
«Е. Г. Мамонтова в своем кабинете в Абрамцеве» 1890-е. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево, Россия

Дом Саввы Мамонтова с конца 1860 -х гг. посещали представители творческих профессий – художник Н. В. Неврев, архитектор В. А. Гартман, скульпутур М. М. Антокольский, историком искусства А. В. Прахов.

В последующие годы к кругу знакомых Мамонтовых присоединились И. Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, В. А. Серов, И. С. Остроухов, Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, А. А. Киселев и другие художники. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Мамонтовский художественный кружок.

Цветник в Абрамцеве» 1890-е Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево, Россия
Цветник в Абрамцеве» 1890-е Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево, Россия

Некоторые художники жили подолгу в усадьбе Абрамцево, также была создана художественная мастерская, где изготовлялись по разработанным эскизам украшенные резьбой и росписью мебель и другие предметы быта.


Крымский пейзаж. Вид Ялты. 1876
Крымский пейзаж. Вид Ялты. 1876

В 1890 г. в «Культурном поселке» была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал М. А. Врубель.

В мастерской делали изразцовые печи для московского и абрамцевского домов Мамонтовых, многочисленные произведения декоративной скульптуры и посуды. Также в усадьбе была построена скульптурная мастерская, проводились спектакли, в которых также принимали участия художники.

Перед грозой, 1888
Перед грозой, 1888

Вот в такой среде вращался А.А.Киселев, где с 1878 года вел подробный дневник о о выставках в Москве и Петербурге, Шмариновских средах и рисовальных вечерах у С.И Мамонтова и В.Д. Пленова, о спектаклях Большого и Малого театров, концертах симфонической музыки.

Эти записи в дальнейшем позволили стать Киселеву работать в журнале-в 1890 году Киселёв стал заведующим отделом изобразительного искусства журнала « Артист»; в этом же году был удостоен звания академика. В 1893 году он был избран действительным членом Императорской академии художеств и в этом же году возглавил художественный отдел журнала «Артист».

-12

Дружба с В.М. Максимовым и И.Е. Репиным, общение с художниками-передвижниками, совместное рисование на «вечерах» окончательно формируют творческую индивидуальность Киселёва. На XI Передвижной выставке (1883) картина «Забытая мельница» была представлена на суд зрителя и тогда же куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.


Забытая мельница 1891, холст масло,72 х 122 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Забытая мельница 1891, холст масло,72 х 122 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пейзажи Александра Александровича охотно раскупались коллекционерами Москвы, Петербурга, Киева, Одессы, украшали особняки русской знати и членов императорской семьи.


Знойный полдень. Отдых 1870-е, холст масло
Знойный полдень. Отдых 1870-е, холст масло

Несколько раз художник выезжал за границу, посетил Германию и Францию, был в Венеции и Риме.

Летний день. Скамейка в тени дерева 1870-е
Частное собрание.
Летний день. Скамейка в тени дерева 1870-е Частное собрание.

Кавказский период Киселева.

В 1902 году художник построил себе одноэтажный дом в Туапсе, где бывал каждое лето.

На Кавказском побережье правительством России по невысокой цене раздавались участки земли с условием, чтобы на них были построены жилища. Народ у моря боялся жить из-за малярии. Денег у художника было немного, пришлось даже занимал-хватило их на постройку одноэтажного неподалеку от моря у скалы Кадош.

Горная река 1894 холст масло,122 х 174 см
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
Горная река 1894 холст масло,122 х 174 см Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск


Горный пейзаж (кавказские вершины),холст масло,120 х 150 см
Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко, Кисловодск
Горный пейзаж (кавказские вершины),холст масло,120 х 150 см Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко, Кисловодск

Целая серия этюдов и картин его посвящена Туапсе и окрестностям, а также путешествиям по Кавказу.


На большой реке 1904,холст масло, 25.5 х 43 см
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля
На большой реке 1904,холст масло, 25.5 х 43 см Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля

Умер внезапно, 20 января (2 февраля) 1911 года года, от сердечного приступа за письменным столом.

Скала Киселева.

Киселев часто рисовал скалу в своих картинах (Картины «Кадошские скалы», «Окраина Туапсе», «Спуск к морю» кисти Киселёва посвящены этой природной достопримечательности.), в наше время ее так и стали называть "Скала Киселева".

Кадошские скалы 1900 холст масло, Вязниковский историко-художественный музей. На картинах Киселева проход на пляж тоже изображен, как спуск по деревянной лестнице-за более, чем сто лет ничего не изменилось, только в 2021 году лестница пропала-новую еще не сделали
Кадошские скалы 1900 холст масло, Вязниковский историко-художественный музей. На картинах Киселева проход на пляж тоже изображен, как спуск по деревянной лестнице-за более, чем сто лет ничего не изменилось, только в 2021 году лестница пропала-новую еще не сделали

Скала Киселева, могла исчезнуть с лица земли. Ее спас архитектор Александр Мухин, приезжавший друзьям в Туапсе на отдых, в 1926 году.

Вместе с архитектором А.В.Щусевым он принимал участие в разработке плана реконструкции Туапсе. Однажды гуляя вдоль моря, он наткнулся на приготовления строительных работ, рабочие собирались разрушить скалу на камень для строительства.

Это было указание сверху. Бросив отдых, архитектор помчался в Москву, кинулся к Щусеву, чтобы он употребил все свое влияние. Через некоторое время в край поступил звонок из правительства: "Скалу Киселева не трогать!".

Пляж рядом со скалой является пристанищем диких туристов путешествующих со своими палатками.

Попасть к пляжу можно пройдя через каменистую тропу от скалы, потом спустится по шаткой деревянной лестнице.

Сейчас лестницу кто-то убрал и на пляж не попасть
Сейчас лестницу кто-то убрал и на пляж не попасть

Также на пляж можно попасть с моря, взять экскурсию на корабле.

Видео при Дикий пляж в Туапсе

#скала киселева #туапсе #туапсе достопримечательности #кадош #туапсе кадош #что посмотреть в туапсе