Найти тему

Что должен уметь ребёнок от 3 месяцев до 1 года? Поэтапное описание каждого периода

Оглавление

К 3 месяцам:

  • находясь в вертикальном положении, активно сосредоточивает взгляд на игрушке, на руках взрослого и на лице взрослого, говорящего с ним;
  • в ответ на эмоциональное общение – оживлённо двигает руками, ногами, улыбается, издаёт звуки – работает «комплекс оживления»;
  • гулит;
  • случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью на высоте 10-15 см;
  • лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову;
  • крепко упирается в твёрдую опору ногами при поддержке за подмышки (ноги могут быть слегка согнуты);
  • в вертикальном положении удерживает голову (на руках у взрослого).

К 4 месяцам:

  • поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами;
  • узнаёт мать;
  • громко смеётся в ответ на общение с ним;
  • рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки;
  • гулит;
  • во время кормления придерживает грудь мамы или бутылочку;
  • поворачивается со спины на бок.

К 5 месяцам:

  • узнаёт голос близкого человека;
  • различает строгую и ласковую интонацию обращённой к нему речи;
  • по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого;
  • уверенно берёт игрушку из рук взрослого и удерживает её;
  • долго лежит на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук;
  • переворачивается со спины на живот;
  • ровно и устойчиво стоит при поддержке за подмышки;
  • подолгу певуче гулит;
  • ест с ложки.

К 6 месяцам:

  • начинает узнавать свое имя;
  • свободно берёт игрушку из разных положений (лежа на животе, на спине, из рук взрослого) и подолгу занимается ею;
  • переворачивается с живота на спину;
  • немного передвигается, начинает ползать;
  • начинает лепетать (произносит отдельные слоги);
  • хорошо ест с ложки.

К 7 месяцам:

  • подолгу занимается игрушкой, стучит, размахивает, перекладывает, бросает;
  • хорошо ползает;
  • на вопрос «где?» – находит взглядом знакомый предмет в определённом месте;
  • подолгу лепечет, произносит повторно одни и те же слоги;
  • пьёт из чашки, которую держит взрослый.

К 8 месяцам:

  • долго и разнообразно занимается с игрушками, действует ими (вынимает, катает и т.д.);
  • подражает действиям взрослого с предметами;
  • сам садится, сидит и ложится;
  • встаёт, держась за барьер, стоит и опускается;
  • переступает, держась за опору;
  • на вопрос «где?» – находит несколько предметов в определённых местах;
  • по просьбе взрослого выполняет различные действия, например, игра «Ладушки», «Дай ручку» и т.д.;
  • сам держит и ест корочку хлеба и пьёт из чашки, которую держит взрослый.

К 9 месяцам:

  • действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств;
  • на вопрос «где?» – находит предметы в разных местах;
  • знает своё имя;
  • подражает слогам, имеющимся в его лепете;
  • появляется указательный жест – запрос на называния нового слова;
  • пьёт из чашки, слегка придерживая ее руками;
  • спокойно относится к высаживанию на горшок.

К 10 месяцам:

  • длительно занимается игрушками, самостоятельно и по просьбе выполняет разученные действия;
  • входит на невысокую поверхность и сходит с неё;
  • по просьбе «дай!» – находит и даёт знакомые предметы;
  • подражая взрослому, произносит новые слоги, которых не было в его лепете;
  • появляются отдельные слова в лепете (ма-ма-ма, па-па-па).

К 11 месяцам:

  • овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и накладывает кольца;
  • делает первые самостоятельные шаги;
  • стоит без поддержки;
  • по просьбе взрослого приносит предмет, который видит среди игрушек;
  • произносит первые слова (мама, папа, баба, дай и т.д.).

К 12 месяцам:

  • выполняет самостоятельно разученные действия с предметами: водит куклу, кормит, катает машину и прочее;
  • переносит разученные действия с одного предмета на другой;
  • самостоятельно ходит без опоры;
  • понимает (без демонстрации и указаний) названия предметов, игрушек, имена некоторых взрослых, детей, названия действий и движений;
  • понимает слово «нельзя»;
  • выполняет поручения: принеси, найди и прочее;
  • легко подражает новым словам;
  • произносит 10 простых слов;
  • самостоятельно пьёт из чашки.

Читать предыдущую статью: "Что умеет малыш от 0 до 1 месяца? Показатели нервно-психического развития" (кликните).

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Получить более подробную информацию обо мне и Центре Развития Речи «Говоруша» можно по ссылке (кликните): наши контакты.