К 3 месяцам:
- находясь в вертикальном положении, активно сосредоточивает взгляд на игрушке, на руках взрослого и на лице взрослого, говорящего с ним;
- в ответ на эмоциональное общение – оживлённо двигает руками, ногами, улыбается, издаёт звуки – работает «комплекс оживления»;
- гулит;
- случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью на высоте 10-15 см;
- лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову;
- крепко упирается в твёрдую опору ногами при поддержке за подмышки (ноги могут быть слегка согнуты);
- в вертикальном положении удерживает голову (на руках у взрослого).
К 4 месяцам:
- поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами;
- узнаёт мать;
- громко смеётся в ответ на общение с ним;
- рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки;
- гулит;
- во время кормления придерживает грудь мамы или бутылочку;
- поворачивается со спины на бок.
К 5 месяцам:
- узнаёт голос близкого человека;
- различает строгую и ласковую интонацию обращённой к нему речи;
- по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого;
- уверенно берёт игрушку из рук взрослого и удерживает её;
- долго лежит на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук;
- переворачивается со спины на живот;
- ровно и устойчиво стоит при поддержке за подмышки;
- подолгу певуче гулит;
- ест с ложки.
К 6 месяцам:
- начинает узнавать свое имя;
- свободно берёт игрушку из разных положений (лежа на животе, на спине, из рук взрослого) и подолгу занимается ею;
- переворачивается с живота на спину;
- немного передвигается, начинает ползать;
- начинает лепетать (произносит отдельные слоги);
- хорошо ест с ложки.
К 7 месяцам:
- подолгу занимается игрушкой, стучит, размахивает, перекладывает, бросает;
- хорошо ползает;
- на вопрос «где?» – находит взглядом знакомый предмет в определённом месте;
- подолгу лепечет, произносит повторно одни и те же слоги;
- пьёт из чашки, которую держит взрослый.
К 8 месяцам:
- долго и разнообразно занимается с игрушками, действует ими (вынимает, катает и т.д.);
- подражает действиям взрослого с предметами;
- сам садится, сидит и ложится;
- встаёт, держась за барьер, стоит и опускается;
- переступает, держась за опору;
- на вопрос «где?» – находит несколько предметов в определённых местах;
- по просьбе взрослого выполняет различные действия, например, игра «Ладушки», «Дай ручку» и т.д.;
- сам держит и ест корочку хлеба и пьёт из чашки, которую держит взрослый.
К 9 месяцам:
- действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств;
- на вопрос «где?» – находит предметы в разных местах;
- знает своё имя;
- подражает слогам, имеющимся в его лепете;
- появляется указательный жест – запрос на называния нового слова;
- пьёт из чашки, слегка придерживая ее руками;
- спокойно относится к высаживанию на горшок.
К 10 месяцам:
- длительно занимается игрушками, самостоятельно и по просьбе выполняет разученные действия;
- входит на невысокую поверхность и сходит с неё;
- по просьбе «дай!» – находит и даёт знакомые предметы;
- подражая взрослому, произносит новые слоги, которых не было в его лепете;
- появляются отдельные слова в лепете (ма-ма-ма, па-па-па).
К 11 месяцам:
- овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и накладывает кольца;
- делает первые самостоятельные шаги;
- стоит без поддержки;
- по просьбе взрослого приносит предмет, который видит среди игрушек;
- произносит первые слова (мама, папа, баба, дай и т.д.).
К 12 месяцам:
- выполняет самостоятельно разученные действия с предметами: водит куклу, кормит, катает машину и прочее;
- переносит разученные действия с одного предмета на другой;
- самостоятельно ходит без опоры;
- понимает (без демонстрации и указаний) названия предметов, игрушек, имена некоторых взрослых, детей, названия действий и движений;
- понимает слово «нельзя»;
- выполняет поручения: принеси, найди и прочее;
- легко подражает новым словам;
- произносит 10 простых слов;
- самостоятельно пьёт из чашки.
Читать предыдущую статью: "Что умеет малыш от 0 до 1 месяца? Показатели нервно-психического развития" (кликните).
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Получить более подробную информацию обо мне и Центре Развития Речи «Говоруша» можно по ссылке (кликните): наши контакты.