183 подписчика

Краткая история русской скульптуры и ювелирных изделий XV-XVI веков

231 прочитал

В этой статье поговорим о барельефах и горельефах. Вкратце: "Горельеф" - это скульптурное изображение, выступающее более чем на половину своего объёма на плоской поверхности, а "Барельеф" - это скульптурное изображение, выступающее менее чем на половину своей толщины на плоской поверхности.

Василий Дмитриевич Ермолин - известный скульптор и зодчий создавал прекрасные горельефы в XV веке. Так, в 1462-1462 годах он в своих мастерских выполнил два каменных горельефа для Фроловских (сейчас Спасских) ворот Кремля.

Георгий - змееборец . 1464 г. Белокаменный горельеф. Фотография Н. Н. Померанцева.
Георгий - змееборец . 1464 г. Белокаменный горельеф. Фотография Н. Н. Померанцева.
Деталь резьбы "Мономхова трона". Молельное место Ивана Грозного. 1551 г.
Деталь резьбы "Мономхова трона". Молельное место Ивана Грозного. 1551 г.

В XVI веке более популярным стал барельеф: плоская резьба по дереву. Пример: "моленное" или царское место Ивана IV в Успенском соборе в Кремле (1551). На рельефах изображена легенда о преемственности власти русских царей от византийских императоров.

Царское место (молельное место) Ивана Грозного. 1551 г. Успенский собор Московского Кремля
Царское место (молельное место) Ивана Грозного. 1551 г. Успенский собор Московского Кремля

Подобие барельефа: чеканка по золоту и серебру использовалась совместно со сканью, эмалью и украшением из драгоценных камней при создании ювелирных украшений XVI века.

Женское украшение. Серебро. Драгоценные камни, позолота. XVI век. Владимир.
Женское украшение. Серебро. Драгоценные камни, позолота. XVI век. Владимир.

Большое золотое блюдо (1561) - образец ювелирного искусства XVI. Его Иван IV подарил Троицкому монастырю. По середине блюда: двуглавый орёл, выполненный черню, по краям - невероятно красивый орнамент.

Золотое блюдо. 1561 г.
Золотое блюдо. 1561 г.

Тему украшений завершу историей русского шитья XVI века. Художественное шитье того времени создаётся в живописном стиле, в нём всё больше начинают добавляться золотые и серебряные нити, драгоценные камни и жемчуг. Подвесная пелена (1499): основу этой работы (прорись) создавал иконописец высокой квалификации. На пелене изображен вынос иконы Богоматери из Успенского собора.

Плащаница. Вклад Старицких. 1561 г.
Плащаница. Вклад Старицких. 1561 г.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи об искусстве!

#история искусства #русская скульптура #русское искусство #культура