Найти тему
Я рисую этот мир

Золотой век русской иконописи: кратко о главных произведениях живописи, созданных в России XIV-XV веках

XV век - золотой век русской иконописи. В это время иконопись преобладала над другими видами живописи. Основные школы живописи находились в Новгороде, Пскове и Москве. Феофан Грек повлиял, как на новгородскую, так и на московскую школы, заложив мощный фундамент для дальнейшего развития русской живописи.

Новгород

  • Васильевские врата (1336) были созданы для Софийского собора в Новгороде и позже увезены в Александровскую слободу Иваном Грозным (там они хранятся до сих пор).
Распятие. Клеймо Васильевских врат. 1336 г.
Распятие. Клеймо Васильевских врат. 1336 г.
  • Роспись Михаиловской церкви Сковородского монастыря не сохранилась до нашего времени. Она была разрушена во время Второй мировой войне. Роспись церкви являлась важным этапом в развитии новгородской школы живописи.
Иоанн Предтеча. Фрагмент росписи Михайловской церкви Сковородского монастыря в Новгороде. 1360 г.
Иоанн Предтеча. Фрагмент росписи Михайловской церкви Сковородского монастыря в Новгороде. 1360 г.
  • Роспись церкви Спаса на Ильине улице - первая работа Феофана Грека, которая сохранилась (во фрагментарном виде) в России. (Прибывший из Константинополя в 70х годах XIV века, Феофан Грек, практически сразу стал частью русской культуры. В Византии в то время дела шли все хуже и хуже, работы для художников не хватало, поэтому лучшие мастера покидали Родину с целью найти хорошую работу.).
Феофан Грек. Макарий Египетский. Фрагмент росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде . 1378г.
Феофан Грек. Макарий Египетский. Фрагмент росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде . 1378г.
Феофан Грек. Даниил Столпник. Фрагмент росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде . 1378г.
Феофан Грек. Даниил Столпник. Фрагмент росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде . 1378г.
  • Церковь Федора Стратилата (1360-1361) была расписана в 1370-1380х годах. До сих пор не известно, была ли роспись создана Феофаном или новгородским художником - учеником.
Архангел Рафаил. Фрагмент росписи церкви Фёдора Стратилата в Новгороде XIV век
Архангел Рафаил. Фрагмент росписи церкви Фёдора Стратилата в Новгороде XIV век
  • "Деисус и молящиеся новгородцы" - икона, автор которой хотел отобразить образы местных жителей. Все они одеты в характерные тому времени одежды и выставлены с поднятыми вверх головами направленными к Деисусу (Христосу, Марие, Иоанну Предтече, архангелам и апостолу).
Деисус и молящиеся новгородцы. Икона. 1467г. Новгород. Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Деисус и молящиеся новгородцы. Икона. 1467г. Новгород. Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  • "Битва новгородцев с суздальцами" - икона второй половины XV века, на которой в трех частях изображено сражение и победа новгородцев над "врагами" из Суздали, которые были повергнуты благодаря Божьей помощи.
Битва новгородцев с суздальцами. Икона. Новгородская школа. Середина XV века
Битва новгородцев с суздальцами. Икона. Новгородская школа. Середина XV века
  • "Снятие со креста" и "Положение во гроб" - иконы XV века, созданные в соседних от Новгорода областях, написаны очень просто, при этом выразительно рассказывая происходящий сюжет.
Снятие с креста. Икона. Новгородская школа. Конец XV века
Снятие с креста. Икона. Новгородская школа. Конец XV века

Псков

  • Фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря созданы в 1313 году написаны в очень свободной и реалистичной манере, совмещают в себе веяние нового времени и старые традиции иконописи.
Неизвестный святой. Деталь фремки в Соборе Светогорского монастыря близ Пскова. 1313 г.
Неизвестный святой. Деталь фремки в Соборе Светогорского монастыря близ Пскова. 1313 г.
  • В иконе "Собор Богоматери" - присутствует смелое написание Богоматери, восседающей на розовом троне, фона из темно-зеленых горок и ангелов без крыльев, не встречающихся больше в русской иконописи.
Собор Богоматери. Икона. Псковская школа. XIV век. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Собор Богоматери. Икона. Псковская школа. XIV век. Москва. Государственная Третьяковская галерея
  • Богоматерь Умиление. Икона 1я половина XV века.
Богоматерь Умиление. Икона 1я половина XV века. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Богоматерь Умиление. Икона 1я половина XV века. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Москва

Москва довольно поздно "вошла" в историю. Поэтому она использовала накопленное другими городами культурное наследие, взятое по большей части у Владимиро-Суздальких земель.

  • "Спас Ярое Око" - написано с ассиметричным построением силуэта и смелыми сочными бликами, при этом в образе еще остались черты старой школы XII - XIII веков.
Спас Ярое Око. Икона. Конец XIV - начало XV в. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Спас Ярое Око. Икона. Конец XIV - начало XV в. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
  • "Борис и Глеб" - икона необычной узкой вертикальной формы. В ее темной палитре всё еще читается влияние византийской школы иконописи.
Борис и Глеб на конях. Икона. Московская школа. Середина XIV века. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Борис и Глеб на конях. Икона. Московская школа. Середина XIV века. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Феофан со своими учениками расписал Архангельский собор в Кремле, а так же работал в Благовещенском соборе вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца.

Интерьер Благовещенского собора Московского Кремля. Северо-западный угол. XVI в.
Интерьер Благовещенского собора Московского Кремля. Северо-западный угол. XVI в.
  • "Предста царица одесную тебе" - икона, хранящаяся в Успенском соборе. В этой иконе образ Христа, пришедший от южных славян, обретает царственную трактовку.
Сербский мастер. Предста царица. Икона. Конец XIV в. Государственный Музей Московского Кремля
Сербский мастер. Предста царица. Икона. Конец XIV в. Государственный Музей Московского Кремля

Книжная миниатюра

Рукописи XIV века украшались реалистичными рисунками с изображением различных сюжетов.

Выдающимися памятниками книжной миниатюры являются: Новгородское Евангелие , созданное в Новгороде в 1323 г. , Сийское Евангелие , выполненное в Москве в 1339 году, Евангелие Федора Кошки, выполненное в 1392 году Феофаном Греком, а также Евангелие Хитрово.

Поклонение волхвов. Миниатюра из Сийского Евангелия. 1340 г. Москва. Библиотека Российской академии наук
Поклонение волхвов. Миниатюра из Сийского Евангелия. 1340 г. Москва. Библиотека Российской академии наук
Феофан Грек. Инициал из Евангелия боярина Фёдора Андреевича Кошки. Конец XIV в.
Феофан Грек. Инициал из Евангелия боярина Фёдора Андреевича Кошки. Конец XIV в.
Ангел. Миниатюра Евангелия Хитрово. Начало XV в. Москва Государственная российская библиотека
Ангел. Миниатюра Евангелия Хитрово. Начало XV в. Москва Государственная российская библиотека
  • Андрей Рублёв. Страшный суд.

Андрей Рублёв возглавил Московскую школу живописи на рубеже XIV-XV веков. Андрей, возможно, и не принимал участие в Куликовской битве, но точно был знаком с людьми, которые ощутили на себе победу над татарами.

Андрей Рублёв. Страшный суд. Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире. 1408 г.
Андрей Рублёв. Страшный суд. Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире. 1408 г.
  • В 1408 Андрей Рублёв и Даниил Чёрный расписывают Успенский собор во Владимире. До нашего времени сохранились фрески их работы, находящиеся в западной части храма.
Андрей Рублёв. Апостол Матфей. Фреска из сцены Страшный суд Успенского собора во Владимире. 1408 г.
Андрей Рублёв. Апостол Матфей. Фреска из сцены Страшный суд Успенского собора во Владимире. 1408 г.
  • Иконы с изображением Апостола Павла и Архангела Михаила из звенигородского Успенского собора принадлежат непосредственно Андрею Рублеву.
Андрей Рублёв. Архангел Михаил из Деисусного чина. 1410-1420 гг. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Андрей Рублёв. Архангел Михаил из Деисусного чина. 1410-1420 гг. Москва. Государственная Третьяковская галерея
  • Андрей Рублёв. Спас. Икона. 1410-1420 гг.
Андрей Рублёв. Спас. Икона. Фрагмент. 1410-1420 гг. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Андрей Рублёв. Спас. Икона. Фрагмент. 1410-1420 гг. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Андрей Рублёв и Дании Чёрный. Святой Макарий Египетский. Фрагмент фрески в Успенском соборе. Владимир. 1408 г.
Андрей Рублёв и Дании Чёрный. Святой Макарий Египетский. Фрагмент фрески в Успенском соборе. Владимир. 1408 г.

До нашего времени не дошло ни одной подписанной Андреем Рублёвым или Даниилом Черным иконы.

  • Икона "Троица" (ок.1411 г.) считается самым прекрасным детищем Рублёва. "Троица" - часть большого и сохранившегося до наших дней иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.
Андрей Рублёв. Троица ветхозаветная. XV век. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Андрей Рублёв. Троица ветхозаветная. XV век. Москва. Государственная Третьяковская галерея
  • Андрей Рублёв. Апостол Павел. 1410-1420 гг.
Андрей Рублёв. Апостол Павел. 1410-1420 гг. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Андрей Рублёв. Апостол Павел. 1410-1420 гг. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Московская школа XV века отличалась легкостью исполнения, глубиной содержания, динамичным контуром и гармоничным колоритом (полупрозрачные оттенки голубого, золотисто-зелёного, коричневого).

В это время иконопись преобладала над другими видами живописи. XV век по праву можно назвать золотым веком русской иконы.

О дальнейших этапах развития русской живописи я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

#история искусства #искусство #культура #иконопись #икона #троица #спас