XV век - золотой век русской иконописи. В это время иконопись преобладала над другими видами живописи. Основные школы живописи находились в Новгороде, Пскове и Москве. Феофан Грек повлиял, как на новгородскую, так и на московскую школы, заложив мощный фундамент для дальнейшего развития русской живописи.
Новгород
- Васильевские врата (1336) были созданы для Софийского собора в Новгороде и позже увезены в Александровскую слободу Иваном Грозным (там они хранятся до сих пор).
- Роспись Михаиловской церкви Сковородского монастыря не сохранилась до нашего времени. Она была разрушена во время Второй мировой войне. Роспись церкви являлась важным этапом в развитии новгородской школы живописи.
- Роспись церкви Спаса на Ильине улице - первая работа Феофана Грека, которая сохранилась (во фрагментарном виде) в России. (Прибывший из Константинополя в 70х годах XIV века, Феофан Грек, практически сразу стал частью русской культуры. В Византии в то время дела шли все хуже и хуже, работы для художников не хватало, поэтому лучшие мастера покидали Родину с целью найти хорошую работу.).
- Церковь Федора Стратилата (1360-1361) была расписана в 1370-1380х годах. До сих пор не известно, была ли роспись создана Феофаном или новгородским художником - учеником.
- "Деисус и молящиеся новгородцы" - икона, автор которой хотел отобразить образы местных жителей. Все они одеты в характерные тому времени одежды и выставлены с поднятыми вверх головами направленными к Деисусу (Христосу, Марие, Иоанну Предтече, архангелам и апостолу).
- "Битва новгородцев с суздальцами" - икона второй половины XV века, на которой в трех частях изображено сражение и победа новгородцев над "врагами" из Суздали, которые были повергнуты благодаря Божьей помощи.
- "Снятие со креста" и "Положение во гроб" - иконы XV века, созданные в соседних от Новгорода областях, написаны очень просто, при этом выразительно рассказывая происходящий сюжет.
Псков
- Фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря созданы в 1313 году написаны в очень свободной и реалистичной манере, совмещают в себе веяние нового времени и старые традиции иконописи.
- В иконе "Собор Богоматери" - присутствует смелое написание Богоматери, восседающей на розовом троне, фона из темно-зеленых горок и ангелов без крыльев, не встречающихся больше в русской иконописи.
- Богоматерь Умиление. Икона 1я половина XV века.
Москва
Москва довольно поздно "вошла" в историю. Поэтому она использовала накопленное другими городами культурное наследие, взятое по большей части у Владимиро-Суздальких земель.
- "Спас Ярое Око" - написано с ассиметричным построением силуэта и смелыми сочными бликами, при этом в образе еще остались черты старой школы XII - XIII веков.
- "Борис и Глеб" - икона необычной узкой вертикальной формы. В ее темной палитре всё еще читается влияние византийской школы иконописи.
Феофан со своими учениками расписал Архангельский собор в Кремле, а так же работал в Благовещенском соборе вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца.
- "Предста царица одесную тебе" - икона, хранящаяся в Успенском соборе. В этой иконе образ Христа, пришедший от южных славян, обретает царственную трактовку.
Книжная миниатюра
Рукописи XIV века украшались реалистичными рисунками с изображением различных сюжетов.
Выдающимися памятниками книжной миниатюры являются: Новгородское Евангелие , созданное в Новгороде в 1323 г. , Сийское Евангелие , выполненное в Москве в 1339 году, Евангелие Федора Кошки, выполненное в 1392 году Феофаном Греком, а также Евангелие Хитрово.
- Андрей Рублёв. Страшный суд.
Андрей Рублёв возглавил Московскую школу живописи на рубеже XIV-XV веков. Андрей, возможно, и не принимал участие в Куликовской битве, но точно был знаком с людьми, которые ощутили на себе победу над татарами.
- В 1408 Андрей Рублёв и Даниил Чёрный расписывают Успенский собор во Владимире. До нашего времени сохранились фрески их работы, находящиеся в западной части храма.
- Иконы с изображением Апостола Павла и Архангела Михаила из звенигородского Успенского собора принадлежат непосредственно Андрею Рублеву.
- Андрей Рублёв. Спас. Икона. 1410-1420 гг.
До нашего времени не дошло ни одной подписанной Андреем Рублёвым или Даниилом Черным иконы.
- Икона "Троица" (ок.1411 г.) считается самым прекрасным детищем Рублёва. "Троица" - часть большого и сохранившегося до наших дней иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.
- Андрей Рублёв. Апостол Павел. 1410-1420 гг.
Московская школа XV века отличалась легкостью исполнения, глубиной содержания, динамичным контуром и гармоничным колоритом (полупрозрачные оттенки голубого, золотисто-зелёного, коричневого).
В это время иконопись преобладала над другими видами живописи. XV век по праву можно назвать золотым веком русской иконы.
О дальнейших этапах развития русской живописи я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
#история искусства #искусство #культура #иконопись #икона #троица #спас