На днях вышел разоблачающий видеоролик на «YouTube» российской журналистки Ксении Собчак, которая поднимает много проблем, задает достаточно вопросов, дает на них ответы и приводит голые факты.
Статья поднимет такую проблему, которую затронула Ксения, как образование, специалисты и знания, которые они дают.
Когда вообще появилось образование в России? И зачем оно вообще нужно было?
На эти вопросы дают ответы еще в 5-6 классе учителя истории. Но все же, говоря о высшем образовании, обращаясь к Интернет-источникам, идея зародилась еще при Петре I. Интересно, думал ли он, что в 21 веке можно будет учить людей, не имея специального образования, а лишь знание, основанное на личном опыте.
Не спорю, что личный опыт можно использовать в качестве удачных и не очень удачных примеров, подтверждая или опровергая ту или иную затронутую тему в обучении, но разве этого достаточно для получения объективных знаний, которые помогут для получения или усовершенствования навыков?
Знаете, это из серии, зачем идти к врачу, если можно приложить подорожник, внушить себе, что все будет хорошо, все пройдет, потому что так делала моя старая давняя подруга, тетка и тд.
Так зачем Петру Первому понадобилось введение реформы образование? Ответ прост из Проекта Положения об учреждении Академии наук и художеств:
«Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции (прав искусству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают»[1].
Давайте разбираться еще дальше. Кто такой ученый? И что такое наука?
Ученый - много знающий, образованный, относящийся к науке, научный.
Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
Теперь уже более понятно, что ученые люди – это сейчас специалисты в области научных знаний. В Приказе Росстата от 30.07.2020 № 424 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» существуют следующие области научных знаний:
1. Естественные науки (Математика, Механика, Астрономия, Физика, Химия, Физико-химическая биология и др.);
2. Технические науки (Инженерная геометрия и компьютерная графика, Машиностроение и машиноведение, Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение, Транспортное, горное и строительное машиностроение и др.);
3. Медицинские науки (Клиническая медицина, Профилактическая медицина, Медико-биологические науки, Фармация, Физиология, кроме клеточной биологии, цитологии, гистологии, Психофизиология);
4. Сельскохозяйственные науки (Агрономия, Ветеринария и зоотехния, Лесное хозяйство, Рыбное хозяйство)
5. Общественные науки (Экономика, Юриспруденция, Педагогика, Психология, кроме психофизиологии, Социология, Политология,
Другие общественные науки: экономическая, социальная, политическая и рекреационная география; журналистика) ;
6. Гуманитарные науки (История и археология, Философия, Теология, Литературоведение и др.)
Теперь по порядку. Недоспециалисты в «Инстаграм» предлагают курс, марафон, тренинг.
Курс - система занятий, рассчитанная на определенный период времени, по окончании курса выдается диплом, свидетельство или сертификат с указанием названия курса, специальности, количества часов[2].
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок[3].
История развития тренингов, как и история развития обучения, насчитывает тысячи лет, но начало возникновения тренингов можно отнести к периоду деятельности известного социального психолога Курта Левина.
В 1946 г. Курт Левин вместе с коллегами основали первые тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении. Они заметили, что участники групп получают большую пользу от анализа собственных переживаний в группе.
Успешная работа учеников К. Левина привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность.
Марафон – если обращаться к словарям, то понятие означает забег на большую дистанцию или длительное время. Но марафон желаний? Конечно, мое желание, например, написать книгу, может исполнятся долго, если я ничего делать не буду) это и логично, что желание должно представлять из себя цели большие и маленькие, усилия умственные и физические, а уже после их выполнения будет ожидать успех.
Но это понятно и без платы инфоцыганам денежных средств. Зачем платить за уже имеющиеся знания?
Следующая статья будет посвящена на вышепоставленный поставленный вопрос. Если интересно, поддержите.
[1] Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств [Электронный ресурс]: URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1639827883&tld=ru&lang=ru&name=projpol.pdf&text=Положение%20об%20учреждении%20Академии%20наук%20и%20художеств%2C%201724&url=https%3A%2F%2Farran.ru%2Fdata%2Fpdf%2Fprojpol.pdf&lr=35&mime=pdf&l10n=ru&sign=275ba31d1e28303e0d91de277c1426d7&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1639827883%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3Dprojpol.pdf%26text%3D%25D0%259F%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%2B%25D1%2583%25D1%2587%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B6%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B8%2B%25D0%2590%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25B8%25D0%25B8%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2583%25D0%25BA%2B%25D0%25B8%2B%25D1%2585%25D1%2583%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25B6%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%252C%2B1724%26url%3Dhttps%253A%2F%2Farran.ru%2Fdata%2Fpdf%2Fprojpol.pdf%26lr%3D35%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D275ba31d1e28303e0d91de277c1426d7%26keyno%3D0%26nosw%3D1
[2] Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Электронный ресурс] URL: https://methodological_terms.academic.ru/790/КУРС_ОБУЧЕНИЯ
[3] [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/68543