Найти тему

«Газовый Свет» - газлайтинг в действии.

Елена Ломакина – сооснователь и исполнительный продюсер «Театра V» рассказывает о спектакле «Газовый Свет»

Наверное, самый популярный вопрос – это выбор пьесы: каким образом он осуществляется, по каким критериям и.т.д. Основным критерием для меня, как для продюсера, является, конечно же, зрительский интерес к спектаклю. Он всегда стоит на первом месте. Плюс спектакль должен отвечать нашим представлениям о театре. Поясню, ни для кого не секрет, что в «Театре V» полностью отсутствует водевильный жанр. Это абсолютно осознанное решение. Мы хотим, чтобы на наших спектаклях зрители остановились, заглянули внутрь себя и задумались над какими-то вопросами, на которые зачастую не хватает времени в суете будней. Истинным предназначением искусства мы видим помощь человеку в понимании себя, окружающего мира. Мы верим в то, что искусство не просто лечит, но и может помочь найти ответы на самые сложные вопросы. Ведь зачастую мы не видим себя и свою жизнь со стороны, что более чем реально в театре. И мы точно знаем, что наши спектакли уже помогли ни одному человеку взглянуть на свою жизнь под новым углом. И вот исходя из этого понимания предназначения искусства, театра, мы и выбираем репертуар.

Пьесу предложила и блестяще перевела Ирина (Ирина Манакина – сооснователь и актриса театра). Когда я ознакомилась с материалом, то полностью поддержала ее выбор. На мой взгляд, тематика «Газового Света» очень актуальна в современном мире.

Елена Ломакина, исполнительный продюсер "Театра V"
Елена Ломакина, исполнительный продюсер "Театра V"

В спектакле идет речь о домашнем насилии. Причем не физическом, а вербальном, которое во многом гораздо страшнее физического. Главный герой пьесы, в своих личных целях, совершает абьюз по отношению к своей жене, которая не может понять и принять того факта, что является жертвой и над ней издеваются. Как раз на этапе выбора пьесы в нашей думе рассматривался законопроект о жертвах домашнего насилия и мне показалось, что данный спектакль будет очень вовремя.

Конкретно в нашем спектакле, жертвой является женщина. Однако, бывает совсем наоборот. Эта история не исключительно про жен. На месте главной героине может быть муж/мать/отец/брат/бабушка и.т.д. К сожалению, чаще всего жертвами домашнего насилия являются женщины, а доминирующей стороной является ее муж, но опять же повторю, что это не всегда так. Мы знаем множество историй, когда у людей не хватает сил справиться с подобной обстановкой в семье и они заканчивают жизнь самоубийством. Поэтому считаем очень важным, чтобы люди посмотрели на себя и свою семью со стороны и задумались над тем, что происходит в их жизни.

Наша героиня Бэлла очень любит и полностью предана своему мужу, все что он ей говорит воспринимается как истина в последней инстанции. Ей проще поверить в собственное нездоровье, чем принять тот факт, что муж может быть неправ. «Как я могу предать человека, который на мне женился?». И ведь это позиция тысяч женщин вокруг нас. Сколько жертв домашнего насилия по-прежнему во всем обвиняют себя, оправдывают своих мужей-тиранов и скрывают этот страшный факт даже от самых близких, тем самым окончательно развязывая руки домашним тиранам.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Так как я всегда нахожусь в зрительном зале, то всегда с интересом наблюдаю за реакцией зрителей на спектакль. Иногда, уже после спектакля ко мне подходят люди и делятся своими впечатлениями. Я заметила такую тенденцию, что гнев, ненависть и отрицание Джек вызывает у совсем молодых девушек 18-28 лет, хотя, к сожалению, не у всех. Ведь если девушка воспитывалась в семье, где отец регулярно унижал мать, то и ее восприятие мира сводиться к тому, что «борщ вовремя надо подавать, тогда и проблем не будет».

Интересный факт: Джек нравится всем женщинам без исключения. Когда стали разбираться почему - поняли. Ну во-первых, отрицательные персонажи всегда привлекают. Во-вторых он сильный, симпатичный, с мужской харизмой. И в-третьих, что пожалуй самое важное, он принимает все решения за Бэллу. Она говорит в спектакле, что «за мужем, как за каменной стеной», мы видим, что действительно Джек решает абсолютно все. Все свои сбережения Бэлла отдала ему и уже он принял решение инвестировать их в дом. И вот за этой «каменной стеной» наши женщины не замечают того, что они в клетке. Есть такой тип женщин, которые не хотят напрягаться, поэтому готовы терпеть насилие. Ведь для того, чтобы выбраться из подобных отношений следует взять на себя полную ответственность за себя, свою жизнь, жизнь своих детей, а это страшно и очень непросто.

Не менее интересна реакция мужчин в зале. Ее можно условно поделить на две категории. Первая категория воспринимает спектакль, как абсолютно художественное произведение, смотрит абстрагировано. Вторая категория мужчин волнуется, категорически не приемлет происходящее на сцене, порой даже говорит вслух, что «мы нагородили и подобного просто не бывает». Здесь мы понимаем, что попали в болевую точку, которую человек не готов принять.

Но самое важное, что равнодушным спектакль не оставляет никого.

Ждем вас 21 декабря в 19:00 в Театре «АпАРТе» на Таганке. Билеты здесь.

Театр VСкромный взнос в копилку всемирного счастья, а если быть точнее, то вклад в борьбу со всемирным несчастьем.