Найти в Дзене

А вот если трое Человекопауков напрыгнут на Нео с Тринити и Морфеусом, кто кого сборет?

Повторяться, но каждый раз по-новому – разве не это есть искусство?
Станислав Ежи Лец

Томас Андерсон, он же Нео… Человек-Паук… Кто кого победит, никто никого не победит. Всех их сборют по кассовым сборам, конечно… «Йооолкиии-Восемь»! Заколют их новогодними иголками. Матрица всего-то четвертая по счету, Паук вообще не разбери поймешь, то один парень, то совсем другой, а Йолки-то уже восьмые! Одни и те же наши любимые актеры! Постоянство признак профессионализма! Ладно, шучу, восьмые ёлки без шансов, и не из-за скандала с прокатом. Хотя ведь это же Наш, родной, ментально близкий проект! Не то что прыгучий мелкобуржуазный паучок. Который еще и нашу исконную экипировку ЦСКА на себя напялил, насекомое красно-синее. Паркер! Петюня! Верни форму, гад! И отчисления за право использования символики отслюнявь в наш великий спортклуб со своих миллионов.

-2

Хорош, а то щас дошучусь. Поехали по делу. Новая «Матрица» и Уоттсовское, арахнофильское «Нет пути домой», конечно, главные премьеры декабря. А может, и года. Они попали в один и тот же козырный слот третьей недели, перед Новым Годом, прокатчикам даже пришлось в жарких боях разнести их на один день, но это, как всегда, ни на что не повлияет. Для нас с Заратустом самое интересное в том, что оба эти кина результат одного и того же подхода. Технология старая, уровень новый.

В киноделе у продюсеров есть такая расхожая фраза, она же руководство к действию: «Дайте мне то же самое, только другое». Обычно это фраза в адрес сценариста. А значит она на самом деле, что, скажем, нравится продюсеру (это может быть и режиссер), например, «На гребне волны» с тем же самым Киану Ривзом. Конструкция и, главное, эмоция, возникающая у зрителя. Нравится. И идет заказ: нужно такое же, только другое. И тогда получается первый «Форсаж». Только там кувыркались на серфах, а здесь гоняются на тачках.

А здесь летают на паутинках
А здесь летают на паутинках

Ну и теперь — зачем так загоняться? Наши бедные сценаристы замучились изобретать сиквелы, зритель вечно произносит мантру «ну, это уже не то»… Эврика! Делаем так: берем тех же героев и примерно тот же сеттинг, и… как бы… бережно и плавно приземляем в некую новую исходную точку. Которая, если всмотреться, плюс-минус миллиметр воспроизводит старую. Герой как бы транслирует: как это чё я когда-то творил, ничо я не творил. Не было ничего. Ну или был пьян, простительно. Вообще, кто старое помянет, тот шибко умный, а так все всё забыли. На колу мочало, начинай сначала. Киноделы называют этот подход soft reboot, мягкий перезапуск (бывает еще и hard reboot, о нем как-нибудь в другой раз), я бы, пожалуй, перевел как «мягкое обнуление». И что-то слышится родное в долгих песнях ямщика в этой идее Голливуда, стоп, я ща опять дошучусь, и вопросики возникнут уже не у фанатов ЦСКА…

Че Паук. В канонической позе
Че Паук. В канонической позе
Если быть точным, то технически в дальнейших буквах содержатся спойлеры. Поэтому поступаем так: удаляем от экранов крайних арахнофилов, маргинальных марвелолюбов, а также свидетелей Матрицы, которые еще не приобщились к просмотру — и продолжаем.

Итак. В новом кинокомиксе про Че Паука введены все антагонисты, которых мы видели, начиная с Зеленого Гоблина (ух ты, 19 лет прошло). Мультивселенная (в списке Марвел сейчас разных вселенных под тысячу, я где-то видел этот страшный список), она всё простит, а зрителю приятно. Что касается воскрешения Матрицы, то на экране фабула Матрицы, первой, 99-го года, старая сказка на новый лад, «дайте нам то же самое, только другое, хотя фиг с ним, давайте то же самое».

Вот, оно такое, примерно то же самое. Только Морфеус уже не сэр Фишберн, и никто не знает почему
Вот, оно такое, примерно то же самое. Только Морфеус уже не сэр Фишберн, и никто не знает почему
Поскольку я из тех, которые из сектора «Свидетели Матрицы», придется написать о ней еще отдельно, потом, когда страсти поутихнут и все плеваться перестанут.

Возвращаемся к Пете Паркеру.

Камбербетч...
Камбербетч...

Всё, что касается погонь, схваток, огненных колец и сумасшедших визуальных трансформаций мира у Че Паука, что там творит Доктор Стрэндж, это всё, безусловно, офигенно зрелищно и крышесносно. Ужасно впечатляюще, по-марвеловски. И оставляет отдельно взятого меня, киномеханика Стью, совершенно индифферентным, мне вот прямо параллельно. Потому что — вот это всё красивое умопомрачительное безумие, оно — почему? Потому что Петю Паркера с друзьями не взяли в колледж??!!? Серьезно?! В Нолановском «Начале» такие же обалденные трансформации/деформации/одно визуально вытекает из другого, тут же превращаясь в третье… и вся эта фантасмагория подчинена очень сильной и крепкой мотивации. А в истории Питера Паркера — что за дурацкая ставка героя?

Это Питер с друзьями. Друзья у Питера вот такие
Это Питер с друзьями. Друзья у Питера вот такие

Ну что делать, призвал в наш маленький уютный кинозал Мэтра. Дух-призрак Станиславского выслушал мои доводы, кивнул, заглянул в сценарий фильма (понятия не имею, откуда он его взял) и мрачно покачал головой. Сказал, тут, товарищи господа мои, верю, ибо безумно, но ради колледжа? Пф-ф. (и ушел, думаю, с Эйзенштейном обсудить безнадежное положение дел в современном кинематографе).

Зеленый Гоблин. Аутентичненько
Зеленый Гоблин. Аутентичненько

Я посмотрел отзывы. Куча мужиков пишут (и американских, и наших), как они плакали, когда три версии Че Паука воссоединились в единой битве. Как под копирку написали, «я мужчина, но пришлось вытирать слезы», «стоял комок в горле». Мне не понять, я, наверно, бессердечный киномеханик. Меня, знаете, в школе киномехаников учили, что герой должен быть один, поэтому триединство человеков-пауков меня как-то не впечатлило. По-моему, это скорее из области «одна голова хорошо, две уже смешно, а три уже совсем некрасиво».

Может, он плачет… Нет… Это дождь на его лице…
Может, он плачет… Нет… Это дождь на его лице…

Теперь о «воскрешенной» Матрице. Вот так перезапуститься — это, конечно, та еще игра в поддавки. Но стопэ, камрады, значит марвеловским пацанам можно тыщу разных вселенных приспособить, чтобы замести сценарные нестыковки под ковер, а Лане Вачовски, режиссеру и отцу/маме Нео и Тринити, низзя? Нет уж, давайте по-честному. Перезапускаемся больше, перезапускаемся лучше, перезапускаемся кто как может. Только Робокопа и Друзей Оушена не надо больше, не трогайте, плиз, не надо.

Код Матрицы, он его видит, он же Нео...
Код Матрицы, он его видит, он же Нео...

Есть версия, что Уорнер Бразерс так хотели четвертую Матрицу, так хотели, что кинули в сторону тандема Вачовски предъяву: либо снимаете вы, либо мы снимаем без вас, потому что у нас авторские права прирыты в дальнем сейфе, хе-хе. И в итоге Лана ответила на челлендж и специально сняла какую-то лажу, как можно хуже, дескать, не посягайте на святое, а то получите вот это. Версия не выдерживает критики, она сняла новую Матрицу так, как увидела, ее версия обнуления хорошая, и в чем-то она гораздо лучше даже оригинала (Матрицы первой). Я, киномеханик Стэй Тьюнд, так считаю, такое у меня мнение.

-11

Гамбургский счет

Но нужно быть честным. Объективным. Окей, мы вышли из нашего маленького уютного кинозала и постучались в волшебную желтую дверь. Безжалостная леди Айм Диби бесстрастно сообщила, что сейчас у Че Паука рейтинг 9.0, а воскрешению Матрицы влепили 6.9. Это средняя оценка 3 000 человек. Но… Помните? «Знать путь и пройти его — не одно и то же». Так что посмотрим.

Чуть не забыл. Йолки! Йооолкии! Ургант! Киркоров! Кто там еще! Вперед! К покорению вершин кассовых сборов!

#человек паук 

#матрица 4