2,2K подписчиков

Загадки жизни Моцарта: об опере и "куда исчезли "академии"

"Работа — мое первое наслаждение..."

"Мелодия — сущность музыки. Того, кто придумывает мелодии, я сравниваю с лошадью благородных кровей, простого же контрапунктиста с наемной почтовой клячей"(Вольфганг Амадей Моцарт)

"Работа — мое первое наслаждение..."  "Мелодия — сущность музыки.

Статья перед этим: А был ли он действительно бедным? Навряд ли

"Загадки" Моцарта, если не считать его феноменальной одаренности, очевидной с самого детства, начинают проявляться в Вене. Всего 9 лет жизни. И сколько же в ней поместилось?!

Во первых, три величайшие по замыслу и выполнению оперы, которые так и остались непревзойденными, и стоят этакими "гигантами" в стороне от любой традиции. Стоят особняком и как будто говорят: придите, полюбуйтесь, но вряд ли вы можете сравниться с нами :)

Самые знаменитые: "Свадьба Фигаро" (1786); "Дон Жуан" (1787) и "Волшебная флейта"(1791)

Об оперной музыке Моцарта написаны тонны литературы, но не знаю, насколько они могут помочь понять этот феномен... Как можно понять жизнь? Никто не знает... А ведь именно в удивительной жизненности, наверное, и заключается их секрет, как и секрет любого великого произведения искусства. Когда персонажи "живые, ну совсем живые", и не только для вас (кто знает, может быть, именно Вы - счастливый обладатель развитого и богатого воображения, которое оживляет, буквально, все на своем пути!). Когда они становятся вашими любимцами и сопровождают Вас по жизни, как добрые друзья... Примерно так и воспринимали персонажей этих трех его опер и в 18 веке, и в 19, и в 20, и в 21. Хотя, что касается нашего времени, чтобы люди так воспринимали оперу, она должна быть общедоступной и исполненяемой на высочайшем уровне. Что ж, ничто еще не потеряно. Ноты есть... Дети рождаются, и, возможно, придут поколения, которые вновь развернут перед нами все богатство "вневременной классики". Рукописи, как известно, не горят... :)

Постановка "Свадьбы Фигаро". Сюзанна и графиня переодевают пажа Керубино
Постановка "Свадьбы Фигаро". Сюзанна и графиня переодевают пажа Керубино

Среди царивших во времена Моцарта оперных жанров, а соответственно, и штампов выделяют два: opera seria и opera buffo ("серьезная" и "комическая" оперы). Можно сказать, традиции. Но в искусстве, остается жить только гениальное, как это не "жестоко" для "творцов". А гениальнее жизни еще не придумано ничего. Чем более свободно, правдиво и жизненно произведение, тем оно лучше и долговечнее. Оперы Моцарта вне штампов. Мы вспоминаем только саму музыку и героев: юмористы или серьезные, моралисты или совсем наоборот, - его и наши любимые персонажи, воспринимаются, как реальные люди, и вызывают улыбку, возможно, сочувствие)). Но чаще всего, и то, и другое...

Фигаро упоен возможностью жить рядом с покоями графа. Сюзанна, его невеста, смеется над ним (Сцена из "Свадьбы Фигаро")
Фигаро упоен возможностью жить рядом с покоями графа. Сюзанна, его невеста, смеется над ним (Сцена из "Свадьбы Фигаро")
Разъяренный граф намерен выломать дверь, где прячется предполагаемый любовник графини. Бедняжка пытается его удержать, но напрасно. За дверью, путем хитрых комбинаций, окажется Сюзанна, камеристка графини, и граф будет посрамлен)
Разъяренный граф намерен выломать дверь, где прячется предполагаемый любовник графини. Бедняжка пытается его удержать, но напрасно. За дверью, путем хитрых комбинаций, окажется Сюзанна, камеристка графини, и граф будет посрамлен)

Другая, и еще более удивительная загадка тех незабываемых девяти лет в Вене: как, будучи одним из самых востребованных композиторов, перед гением которого преклонялись, имя которого было у всех на устах, как он все же "дошел до жизни такой", то есть, до бедности? Кто-то скажет, что не умел распоряжаться деньгами и давал много в долг, не требуя возврата. Кто-то намекнет, что язвительные шутки создали ему много врагов среди влиятельных лиц. А может быть, его ненавидели за гений, тщательно скрывая это под маской любезности и изысканных манер? Правы будут все. Но чтобы так резко, за несколько лет упал интерес к его творчеству, даже к "академиям"?

Академии - фактически, сольные концерты, билеты на которые распространялись по подписке среди богатых поклонников композиторов. Проводились обычно в время поста, когда театральные представления отменялись, а сами "академии" устраивались либо в театрах, либо в собственных домах знати. Первый такой концерт Моцарт сыграл сразу после переезда в Вену в 1782 году.

"Я уже ушел, но рукоплескать не переставали, и я должен был повторить Рондо - это была настоящая буря", - пишет Вольфганг отцу после концерта 13 марта 1783 года с Алоизией Вебер. 22 марта - его собственная академия - были заняты все ложи, и слушателей в театре было столько, что "полнее уж некуда".
Академия - концерт в аристократическом доме
Академия - концерт в аристократическом доме

Программы, типичные для концертирующих музыкантов были намного больше, чем те, к которым мы привыкли: длились несколько часов, включали до десяти номеров, одним из которых могла быть, например, часть симфонии, небольшая симфония, оперная сцена или целый концерт. Обширная импровизация композитора была гвоздем программы.

"Самым дорогим было для меня присутствие его величества императора, а так же то, что он был доволен и громко выражал мне свое одобрение"(из письма Вольфганга отцу)
Император ушел лишь тогда, когда Моцарт оставил клавир (прим. автора)

Современники отмечали в 1784 году: "так как дворянство подписывалось на субботние концерты пианиста-виртуоза Г.Ф.Рихтера только, если в них играл Моцарт, последний пообещал Рихтеру трижды выступить в его концертах". После этого Вольфганг Амадей открыл подписку на свои собственные три концерта по 6 флоринов (Один флорин или гульден в 1754 году в Австрии равен примерно 11,64 граммов серебра). Список подписчиков, который он сообщил отцу, "насчитывал 174 человека, на 30 больше, чем имели его соперники Рихтер и Фишер, муж певицы". Благодаря этим выступлениям возникли концерты B-Dur и D-Dur (KV 450 и KV 451).

"Работа — мое первое наслаждение..."  "Мелодия — сущность музыки.-6

В 1785 году на одном из таких концертов был впервые исполнен прекрасный концерт d-moll (KV 466). Леопольд Моцарт пишет дочери: "Когда мы прибыли, переписчик еще расписывал его (концерта) партии, а Твой брат еще ни разу не имел времени проиграть рондо, потому, что он должен был просмотреть копии..." Выручка за три академии 1785 года составила 559 флоринов. О другом концерте: "Когда твой брат, уходил со сцены, император со шляпой в руке, вежливо раскланялся с ним из своей ложи и крикнул: "Браво, Моцарт!" Ему рукоплескали, едва только он вышел играть".

Да, большая часть фортепьянных концертов Моцарта возникли благодаря таким академиям, и они приносили ему большую радость и удовлетворение. На художественный и материальный урожай, таким образом, жаловаться не преходилось...

Продолжение следует...

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал. Не забудьте поставить лайк, если понравилось.

Интересные публикации на канале:

  • Миф Платона о пещере
  • Как Платон доказывает бессмертие души
  • "Не растравляй моей души воспоминанием былого..." стихи Евгения Баратынского, музыка Андрея и Ольги Петровой
"Работа — мое первое наслаждение..."  "Мелодия — сущность музыки.-7

Подписывайтесь на канал. В нем есть и жизнь, и философия, и даже юмор с самоиронией. Интересные истории про музыкантов - мужественных людей, силой воли преодолевающих смертельные болезни и делающих увечья путем к совершенству.

Про забавного котика, вообразившего, что может осчастливить целый мир. Получится или не получится?

Серия про живопись автора и живопись вообще

И много хорошей музыки в авторском исполнении. Мир русского романса раскроется перед вами благодаря уникальному голосу Саши Сукоркина. Сейчас как раз записываем новый репертуар. Поддержите молодой канал!! Комментируйте, высказывайте, ругайте, если надо. Не оставайтесь равнодушными)) Не стесняйтесь отзываться на видео.