Зимние опыты для детей. Интересные научные эксперименты.

Снежная пора - отличное время для новых опытов, для развития научного мышления и ярких впечатлений!

Снежная пора - отличное время для новых опытов, для развития научного мышления и ярких впечатлений!  Прежде всего следует рассказать ребёнку, что же такое снег.

Прежде всего следует рассказать ребёнку, что же такое снег. В этом могут помочь книги и познавательные видео, но если такой возможности нет - можно ограничиться самыми простыми общеизвестными сведениями:

«снег - это атмосферные осадки в виде мелких кристалликов льда. Он образуется при холодных температурах в атмосфере, когда очень маленькие капельки воды (водяной пар) в облаках притягиваются к мелким пылинкам и замерзают. Кристаллики падают вниз на землю и в полете увеличиваются в размерах за счет влаги из воздуха. Структура кристалла воды, находящегося в основе снежинки, имеет форму правильного шестиугольника и поэтому у снежинки может быть только шесть лучей. Белый цвет снежинкам придает воздух, который заключен внутри. Его очень много в снежинках (и в снежном покрове соответственно) - 95%, благодаря этому снежинки очень легкие и падают на землю довольно медленно, а выпавший слой снега выглядит толстым, ведь плотность снега из-за воздуха внутри очень низкая.»

А теперь к опытам:

1 - Какие бывают снежинки

Снежинки лучше всего изучить на обычной прогулке. Захватите с собой лист картона темного цвета, лупу и фотоаппарат. Если на улице безветренно и падает снег, то вы легко сможете «поймать» снежинки на картон или темную одежду и внимательно рассмотреть их через лупу.

Чтобы зафиксировать тающую красоту, можно запечатлеть ее в режиме макросъемки на камеру, а потом обсудить с ребенком дома, какие разные снежинки вы видели. Может быть, вы попытаетесь повторить эти узоры, готовя бумажные гирлянды к Новому году.

Снежная пора - отличное время для новых опытов, для развития научного мышления и ярких впечатлений!  Прежде всего следует рассказать ребёнку, что же такое снег.-2

2 - Сколько в снеге воды?

Помните, мы сказали в самом начале, что в снеге содержится до 95% воздуха? Это очень легко показать ребенку на примере вот такого простого опыта.

Завершая прогулку, заберите с собой домой снега. Поместите снег в стакан и спросите ребенка, как он думает, сколько воды будет в стакане, после того как снег растает. Отметьте ваши предположения маркером на стенке стакана. Подождите несколько минут и проверьте, кто из вас был ближе к истине. 

Цель этого эксперимента показать, что после того, как снег превращается в воду, он занимает в стакане намного меньше места, так как из него испаряется весь воздух, за счет которого снег получается таким объемным.

Детей впечатляет этот простой опыт. И не так уж много воды, как, возможно, казалось до окончания опыта. Литр снега не равен литру воды. 

Снежная пора - отличное время для новых опытов, для развития научного мышления и ярких впечатлений!  Прежде всего следует рассказать ребёнку, что же такое снег.-3

Зимние научные эксперименты со снегом! Опыты для детей!

Вчера

Снежная пора - отличное время для новых опытов, для развития научного мышления и ярких впечатлений!

Прежде всего следует рассказать ребёнку, что же такое снег. В этом могут помочь книги и познавательные видео, но если такой возможности нет - можно ограничиться самыми простыми общеизвестными сведениями:

«снег - это атмосферные осадки в виде мелких кристалликов льда. Он образуется при холодных температурах в атмосфере, когда очень маленькие капельки воды (водяной пар) в облаках притягиваются к мелким пылинкам и замерзают. Кристаллики падают вниз на землю и в полете увеличиваются в размерах за счет влаги из воздуха. Структура кристалла воды, находящегося в основе снежинки, имеет форму правильного шестиугольника и поэтому у снежинки может быть только шесть лучей. Белый цвет снежинкам придает воздух, который заключен внутри. Его очень много в снежинках (и в снежном покрове соответственно) - 95%, благодаря этому снежинки очень легкие и падают на землю довольно медленно, а выпавший слой снега выглядит толстым, ведь плотность снега из-за воздуха внутри очень низкая.»

А теперь к опытам: 

1 - Какие бывают снежинки

Снежинки лучше всего изучить на обычной прогулке. Захватите с собой лист картона темного цвета, лупу и фотоаппарат. Если на улице безветренно и падает снег, то вы легко сможете «поймать» снежинки на картон или темную одежду и внимательно рассмотреть их через лупу.

Чтобы зафиксировать тающую красоту, можно запечатлеть ее в режиме макросъемки на камеру, а потом обсудить с ребенком дома, какие разные снежинки вы видели. Может быть, вы попытаетесь повторить эти узоры, готовя бумажные гирлянды к Новому году.

2 - Сколько в снеге воды?

Помните, мы сказали в самом начале, что в снеге содержится до 95% воздуха? Это очень легко показать ребенку на примере вот такого простого опыта.

Завершая прогулку, заберите с собой домой снега. Поместите снег в стакан и спросите ребенка, как он думает, сколько воды будет в стакане, после того как снег растает. Отметьте ваши предположения маркером на стенке стакана. Подождите несколько минут и проверьте, кто из вас был ближе к истине. 

Цель этого эксперимента показать, что после того, как снег превращается в воду, он занимает в стакане намного меньше места, так как из него испаряется весь воздух, за счет которого снег получается таким объемным.

Детей впечатляет этот простой опыт. И не так уж много воды, как, возможно, казалось до окончания опыта. Литр снега не равен литру воды. 

В этом эксперименте можно обратить внимание маленьких детей на то, почему именно тает снег, как много времени ему требуется, чтобы растаять, с детьми постарше можно вычислить скорость таяния снега. А еще воду от снега можно рассмотреть в микроскоп (буквально капельку). Если вы брали снег с чистых горных вершин, то вода наверняка будет чистой, но если этот снег с обычной городской улицы, то вас ждут сюрпризы в виде примесей и грязи в воде. У многих детей вид грязной лужи от снега навсегда отобьет желание его пробовать на вкус.

3 - Превращаем снег в воду за секунду.

Ребенку кажется, что снег тает слишком медленно?

 Что ж, можно ускорить процесс. Для этого нужно взять миску с горячей водой и ложкой добавлять в нее снег. Рыхлые снежные комки будут мгновенно превращаться в воду.

4 - Поджигаем снежок.

Думаете, что дело в тепле? Тогда давайте усложним задачу. Слепите из снега плотный снежок и постарайтесь нагреть его пламенем из зажигалки. Вот же оно, тепло, но снег не тает. Весь секрет не в температуре воздействия на снег, а в плотности самого снега! Плотный снежок будет таять намного медленнее, чем рыхлый снег.

Снежная пора - отличное время для новых опытов, для развития научного мышления и ярких впечатлений!  Прежде всего следует рассказать ребёнку, что же такое снег.-4

5 - Какая температура под снегом?

В сказке Мороз Иванович показывал Машеньке чудо: под его снеговой периной росли цветы и было им тепло. Детей удивляет, что под снегом растениям и мелким животным может быть тепло даже в 30-градусный мороз. Как так? Ведь снег холодный! А вот насколько - давайте выяснять с термометром. 

Постарайтесь поместить термометр как можно глубже в сугроб, к самой почве (не забудьте привязать к нему яркую нитку, чтоб не потерять). Оставьте на 15-20 минут и вытаскивайте. Вас впечатлит разница между температурами поверхности снежного покрова и его нижнего слоя! 

Снежная пора - отличное время для новых опытов, для развития научного мышления и ярких впечатлений!  Прежде всего следует рассказать ребёнку, что же такое снег.-5

6 - Как окрашивается снег?

Снег можно покрасить обычными пищевыми красителями и понаблюдать, как именно он будет окрашиваться, с какой скоростью краска будет проникать в снежную толщу. 

Если погода позволяет, проведите этот опыт на улице, а затем дома и сравните - одинаково ли ведет себя краситель при отрицательных и положительных температурах? 

Попробуйте окрашивание снега разными цветами, например, основными, и посмотрите, будут ли они смешиваться в процессе таяния снега. 

Снежная пора - отличное время для новых опытов, для развития научного мышления и ярких впечатлений!  Прежде всего следует рассказать ребёнку, что же такое снег.-6

7 - От какой соли снег тает быстрее?

Если ребенок еще не знает, удивите его - снег тает быстрее, если посыпать его солью. На дорогах и тротуарах коммунальные службы посыпают скользкие участки специальной смесью, в которую входит техническая соль. 

Конечно, мы для своего опыта можем взять простую соль - поваренную, морскую - чтобы убедиться, что снег и правда тает быстрее, если его посолить. 

Наберите снег в несколько емкостей, в одной из них оставьте контрольный образец, то есть, ничем не посыпайте, остальные посыпьте разными видами соли, какие у вас есть. И наблюдайте. Какой образец начал таять быстрее?

Что же происходит? Дело в том, что снег начинает таять при 0℃. Но если посыпать снег солью, то температура его плавления понизится до -4С. То есть фактически соль заставит снег таять при минусовой температуре.

8 - Секрет Эльзы

Вырастить лед можно и в обычной комнате, только для этого нам понадобится снег, подставка, металлическая кружка(банка), ложка и соль.

Налейте под кружку немного воды, а внутрь поместите снег, засыпьте его двумя чайными ложками соли и хорошенько перемешайте. Снег в чашке будет активно таять, забирая тепло из окружающего пространства. Чашка моментально станет ледяной, а через пять-десять минут под ней образуется ледяная корочка, так что чашку будет не так просто оторвать от подставки.

Для тех, у кого пока снега нет, но зимних экспериментов уже хочется, предлагаем несколько вариантов:

1 - Замораживаем мыльные пузыри

Для этого эксперимента предлагаем вам достать из летних запасов баночку мыльных пузырей и взять ее с собой на прогулку. Лучше всего наш опыт получится при температуре от -7 до -10 градусов. Просто надуйте мыльные пузыри и понаблюдайте, как быстро они будут замерзать, покрываясь тончайшими ледяными узорами.

Снежная пора - отличное время для новых опытов, для развития научного мышления и ярких впечатлений!  Прежде всего следует рассказать ребёнку, что же такое снег.-7

2 - Превращаем кипяток в снег.

Если рыхлый снег можно растопить за мгновение, возможно ли воду превратить в снег без ожидания рядом с холодильником? Да, но для этого придется выйти на улицу или открыть окно, когда за окном минусовая температура. Налейте горячую воду в стакан и подбросьте ее вверх, распыляя воду в воздухе. Не бойтесь, вода моментально замерзнет, так что на землю не упадет ни капли.

Снежная пора - отличное время для новых опытов, для развития научного мышления и ярких впечатлений!  Прежде всего следует рассказать ребёнку, что же такое снег.-8

3 - Открываем секрет незамерзающей воды.

Обычная вода замерзает при минусовой температуре, потому зимой вместо дождя с неба падает снег. Но если в стакан с водой добавить две чайных ложки соли, то она не замерзнет даже после ночи в морозильной камере при температуре минус 20 градусов, в то время как чистая вода за это время превратится в кусок льда.

После ночи в морозилке, возьмите лист темной бумаги, окуните кисточку в незамерзшую воду и сделайте небольшой рисунок. После высыхания вы увидите, что весь рисунок покрыт кристаллами льда. Предложите ребенку оформить «снежными рисунками» новогодние открытки для бабушек и дедушек.

Снежная пора - отличное время для новых опытов, для развития научного мышления и ярких впечатлений!  Прежде всего следует рассказать ребёнку, что же такое снег.-9

4 - Ледяной магический шаг

Для этого эксперимента нам необходим большой кусок льда из морозильника. (можно залить воды в воздушный шар, оставить на сутки в морозилке, затем снять резиновый слой шарика).

Поместите его в большую удобную тару, в которой он будет медленно таять. Дальше предложите ребенку посыпать лед поваренной солью. Там, где лед контактирует с солью, он будет таять быстрее, образуя узенькие ложбинки. 

После самое время взяться за краски. Пусть ребенок раскрасит свой домашний «айсберг» так, как пожелает, наблюдая, как соль разъедает поверхность льда, а краска проникает в глубину и красиво разливается внутри «ледника».

Снежная пора - отличное время для новых опытов, для развития научного мышления и ярких впечатлений!  Прежде всего следует рассказать ребёнку, что же такое снег.-10

5 - Ледяные бомбочки

Смешиваем четыре столовых ложки соды, две-три капли жидкого мыла и немного воды, чтобы получилась паста. Чтобы лед получился разноцветным, добавьте в получившуюся массу пищевого красителя. Теперь заливаем нашу пасту в формочки для льда. Внутрь каждой ячейки можно положить маленькую игрушку или сюрприз. 

После отправляем формы для льда в морозильную камеру на несколько часов, так чтобы бомбочки полностью замерзли.

Когда все замёрзнет, делаем активирующий бомбочки раствор, для этого в стакан воды добавляем одну столовую ложку лимонной кислоты.

Теперь задача ребенка растопить разноцветные льдинки и найти спрятанные в них сюрпризы при помощи шприца (без иголки) или пипетки со специальным раствором. При контакте соды и лимонной кислоты льдинки будут шипеть, пениться и таять на глазах.

Снежная пора - отличное время для новых опытов, для развития научного мышления и ярких впечатлений!  Прежде всего следует рассказать ребёнку, что же такое снег.-11

6 - Снег своими руками

1-Смешиваем крахмал и пену для бритья, перемешиваем руками. По консистенции снег должен получиться рыхлым, но не влажным. Из такого снега можно слепить снеговика или поиграть с формочками.

Снежная пора - отличное время для новых опытов, для развития научного мышления и ярких впечатлений!  Прежде всего следует рассказать ребёнку, что же такое снег.-12

2-Более замороченный вариант для тех, кто не верит в простые решения. Берем по одному стакану соды и крахмала, смешиваем с двумя столовыми ложками жидкого мыла, постепенно добавляем воду. В итоге у нас должен получиться рассыпчатый снег, напоминающий творог комочками.

Из него можно лепить снеговиков или куличики. А если капнуть на них из пипетки известным раствором с лимонной кислотой, то все начнет шипеть и пениться.

Снежная пора - отличное время для новых опытов, для развития научного мышления и ярких впечатлений!  Прежде всего следует рассказать ребёнку, что же такое снег.-13