До 2024 года в Петербурге откроют три новых станции метро: «Казаковскую», «Путиловскую» и «Горный институт». Это заявление сделал гендиректор ВТБ «Инфраструктурный холдинг» Олег Панкратов. Выглядело оно попыткой придать уверенности команде корабля, попавшей в шторм: ВТБ стал совладельцем нового подрядчика строительства подземки АО «Метрострой Северной столицы» (МССС), а рабочие в начале недели вышли на несанкционированный митинг под стены Смольного и требовали отдать им зарплату. И это далеко не первый поход метростроевцев к власти.
Подрядчик поменялся. Будут ли у петербуржцев новые станции метро?
Проходческий щит бывшего подрядчика петербургского метро возвращается в город. Новый генподрядчик АО «Метрострой Северной столицы» (МССС) объявил запрос котировок на поставку главного технического актива. Губернатор Александр Беглов довёл расходы на метростроение до 30 млрд рублей в 2022 году. Соответствующие поправки градоначальник внёс в проект бюджета на ближайшие два года.
Зачем вы вообще тогда нужны?
В понедельник на площади перед администрацией Петербурга стояли автозаки и бывшие работники «Метростроя». Митинг никто не согласовывал, но рабочих это не остановило. Протест был массовым. Часть людей вышла к Смольному, другая часть встречалась с прокуратурой и вице-губернатором в офисе «Метростроя» на Загородном проспекте. Высказывались мнения, что чиновники специально разделили митинг, чтобы не допустить массовости, но все собирались стоять до конца.
Когда очная ставка вице-губернатора Максима Соколова с бригадирами всё-таки состоялась, диалог получился напряжённым. Представитель власти утверждал, что выплаты зарплаты уже начались, а рабочие уверяли, что это не так.
«Примите меры, иначе зачем вы тогда вообще нужны? Найдите тех, кто ворует. Или вы хотите, чтобы мы сами пошли головы сносить?» – говорили бригадиры вышедшему к ним вице-губернатору Соколову.
«Даже не знаю, что вам на это ответить. По нашим данным, зарплаты выплачивают. Может, не вам конкретно, но другим уже начали», – отвечал он им на это.
Очевидно, что до взаимопонимания было далеко. Данные у переговорщиков были разные. Рабочие рассказывали, что когда им обещали «бесшовный переход» в новую организацию МССС из старого «Метростроя», гарантировали полные выплаты зарплат. На деле же оказалось, что только 85 процентов коллектива взяли, да и то с испытательным сроком. А зарплат вообще нет.
Старая организация выдала авансы по 5–10 тысяч рублей, а новая ничего, кроме обещаний.
На сегодняшний день больше 3 тысяч сотрудников «Метростроя» не получили свои честно заработанные деньги. Им должны сумму порядка 320 млн рублей. После митингов Смольный в очередной раз пообещал «составить дорожную карту» по выплатам. Для этого якобы нужны реквизиты. Получается, что бухгалтерия вымерла, а архив сгорел? Что должно было произойти на предприятии, где люди работают годами, чтобы потерять их данные?
Сотню миллионов туда, пару миллиардов сюда
История активности рабочих-метростроителей началась четыре года назад. Накануне чемпионата мира-2018 смена рабочих заперлась в шахте и отказалась подниматься на поверхность. Объявили голодовку. Так на поверхности земли все узнали, что у «Метростроя» большие и уже застарелые проблемы. Предприятие уходит в процедуру банкротства. В 2019 году был митинг возле Смольного с теми же требованиями. Менялись кредиторы и акционеры, а рабочим по-прежнему не платят честно заработанное.
«Метрострой» – не просто предприятие, а целая эпоха. 21 января 1941 года Лазарь Коганович, народный комиссар путей сообщения, подписал приказ об образовании в Ленинграде Строительства № 5. После войны его переименовали в «Ленметрострой», а после приватизации в 1991 году – в ОАО «Метрострой». И эти люди строили не только самое глубокое и сложное с инженерной точки зрения метро. Предприятие, например, участвовало в строительстве Ленинградской атомной электростанции. Два года, с 2016-го по 2018-й, длилась судебная тяжба с генеральным подрядчиком – АО «Концерн Титан-2». Общая сумма взаимный претензий – около 5 млрд рублей. Закончилось подписанным мировым соглашением.
В судах же решался спор и «Северной верфи». «Метрострой» в 2017 году должен был построить для кораблестроителей новый эллинг. Сумма контракта – 6 млрд рублей. В 2019 году обменялись встречными исками. Судостроители расторгли контракт и требовали вернуть им 209 млн рублей. Метростроители со своей стороны потребовали 99 млн. Позже взаимные претензии выросли. «Метрострой» ушёл в процедуру банкротства. И это далеко не все миллиарды и миллионы, которые фигурируют в кредитной истории и уголовных делах.
Разгребать количество нулей в деле «Метростроя» следователи будут несколько лет.
Сегодня основными кредиторами предприятия заявлены АБ «Россия» и «Газпромбанк». Кроме них есть ещё длинный список желающих вернуть свои несколько сотен миллионов рублей. К моменту, когда была введена процедура наблюдения, совокупный размер долговых обязательств «Метростроя» перед кредиторами был равен 22 млрд рублей. В реестр требований сразу включили 5,6 млрд, но со временем сумма росла. Генеральных директоров «Метростроя», отца и сына Вадима и Николая Александровых, возглавлявших предприятие на протяжении последних 20 лет, привлекли к субсидиарной ответственности. В рамках уголовного производства было арестовано их личное имущество на 7 млрд рублей.
При чём тут чиновники?
Смольный пытается создать впечатление, что он всего лишь регулирует отношения между сторонами и причисляет себя к пострадавшим. На самом деле в старом обанкротившемся «Метрострое» 25 процентов акций принадлежало ГУП «Петербургский метрополитен», 21 процент акций – комитету имущественных отношений. И то, и другое – Смольный. После банкротства был создан новый единственный подрядчик «Метрострой Северной столицы», в котором 65 процентов акций у города, а 35 процентов – у ВТБ.
Оглядываясь на количество миллиардов в деле «Метростроя», логично спросить: куда они делись.
Ведь новые станции метро в Петербурге так и не появились. Хотя каждый год чиновники, озвучивая очередные планы и антикризисные меры, обещали их ввести в эксплуатацию. Но эти обещания были так же необоснованны, как обещания платить рабочим зарплаты вовремя. Причём обманывает Смольный не только простых смертных. На встрече с президентом губернатор Александр Беглов сначала пообещал построить к 2024 году семь станций метро, а теперь их в обещаниях только три.
Деньги на это будут получены из налогов, которые пойдут в городской бюджет после переезда в Петербург «Газпрома». К тем миллиардам, которые уже предусмотрены, добавятся ещё 60 млрд.
После того, как МССС был образован и начал принимать дела, Смольный и ВТБ его докапитализировали: на 8 млрд рублей город, и на 4 млрд банк. Как сообщил глава ВТБ Андрей Костин, контракт с городом на строительство трёх станций метро был подписан на 150 млрд рублей.
Кто же на этот раз будет зарывать петербургские миллиарды в землю? В качестве подрядчика МССС рассматривает китайскую компанию China Railway Construction Corporation (CRCC). Состоится ли это сотрудничество, пока непонятно. А если состоится, то не станет ли китайский партнёр экономить на рабочей силе, не грядут ли массовые увольнения тех сотрудников, которые протестовали у стен Смольного и голодали в шахтах?
Турслёт вместо трудового соглашения
В «бесшовность» перехода никто не верит, потому что «швы» уже разошлись. На свои митинги рабочие организовываются сами. Никакого профсоюза у метростроевцев нет. Точнее, он есть, но занимается только культмассовыми мероприятиями. На сайте, который давно не обновлялся, – фотографии туристического слёта сотрудников. О том, что рабочим нечем кормить детей и предприятие в банкротстве, там нет ни слова. За «Метрострой» переживает весь город.
– Люди доведены до отчаяния. Они говорят о том, что сильные мира сего не считают их за людей. И конфликты, которые вырываются на улицы, мы будем наблюдать до тех пор, пока работодатели не поймут, что должен работать профсоюз, – рассказал «Октагон.Северо-Запад» Дмитрий Жвания, руководитель профсоюза «Трудовая Евразия».
«Это не орудие организации конфликта. Наоборот: профсоюз – инструмент сглаживания и цивилизованного решения споров между трудом и капиталом».
Дмитрий Жвания
руководитель профсоюза «Трудовая Евразия»
Профсоюзный лидер считает, что ситуация с «Метростроем» особенная. Контролировать её должно федеральное Правительство. Петербургская подземка – не просто часть логистики, а стратегический объект. Городу нужны концепция развития агломерации и жёсткий федеральный контроль.
Елена Черных
Фото на обложке: Роман Пименов/ТАСС. Коллаж: Анна Бабич
Читайте нас:
Сайт: https://spb.octagon.media
Youtube: https://www.youtube.com/c/Octagon_media
Facebook: https://www.facebook.com/Octagomedia/
Telegram: https://t.me/octagonmedia
ВКонтакте: https://vk.com/Octagon_media
Instagram: https://www.instagram.com/octagon_media_
Twitter: https://twitter.com/octagon__media
Одноклассники: https://ok.ru/octagon.media