25K подписчиков

Лада Силуэт – не взлетевшая лебединая песня АвтоВАЗа

2K прочитали
Лада Силуэт - 2004 года (Wikipedia.org)
Лада Силуэт - 2004 года (Wikipedia.org)

Введение

Начало нулевых годов впервые за долгие годы было для России временем накопления жирка и надежд на достаток и комфортную жизнь. Были тогда и надежды на развитие независимого отечественного автопрома. Несмотря на вал тогда еще дешевых подержанных и новых иномарок, все-таки большую часть продаж делали по-прежнему отечественные «Жигули» и «Лады».

Еще были живы АЗЛК и Ижмаш. Сохранялся выпуск «Волг» на ГАЗ. Были какие-то надежды и у ЗИЛ, а значит пока сохранялся и выпуск его лимузинов. Но тут на рынке России появились первые китайские автомобили. Они поначалу привлекли внимание покупателей сочетанием низкой цены и весьма привлекательными с первого взгляда характеристиками и комплектациями. Для наших заводов, в том числе ВАЗа, это была на тот момент угроза. В этих условиях тольяттинцы решили создать машину более дорогого и крупного класса, чем существующие дешевые модели класса В, де-факто. Тем самым АвтоВАЗ надеялся войти в нишу, где «китайцев» пока не было. Позволяло это и сохранить производство старых моделей, которые долго еще были популярны, в том числе и «классика», за дешевизну и доступность обслуживания.

Проектирование новой модели полноценного класса С началось в 2004 году. Базовой версии присвоили индекс ВАЗ-2116, а всему будущему семейству название «Лада Силуэт». Машина должна была быть не только больше, чем более ранние модели ВАЗ, но и гораздо современнее по дизайну и конструкции, с надеждой на конкуренцию даже с очень популярным тогда в РФ «Форд-Фокусом» второго поколения. Поскольку резко рвануть по технологии самому ВАЗу было сложно, достаточно быстро, уже в 2006 году, к проектированию привлекли канадскую «Магну» - очень известного производителя и разработчика решений на аутсорсинге для многих именитых зарубежных автопроизводителей. Ниже пойдет рассказ о данном семействе автомобилей, которое, к сожалению, так и не появилось в автосалонах и в гаражах владельцев.

Лада Силуэт - 2006 года (Wikipedia.org)
Лада Силуэт - 2006 года (Wikipedia.org)

Описание

Базовая модель семейства ВАЗ-2116 была выполнена в кузове седан. Также успели создать универсал ВАЗ-2117 и хэтчбек ВАЗ-2118. Но планы создания различных вариантов с разными типами кузовов, двигателей, коробок передач с и схемы привода ведущих колес были гораздо обширнее. ВАЗ-2116 имел значительно большие размеры, чем даже ВАЗ-2110. Например, по длине он превосходил «десятку» на 305 мм. И так со всеми остальными размерами. При разработке уделили большое вниманию дизайну, как с точки зрения эстетики и ее соответствия требованиям того времени, так и с точки зрения аэродинамики. Конечно, число аэродинамического сопротивления составило 0,33 Сх. Силовая установка должна была быть представлена двумя семействами. Первое – на базе тех моторов, что уже давно стояли на конвейере АвтоВАЗа. Но конструкция должна была быть значительно улучшена. Это семейство включало в себя два мотора, каждый с 16 клапанами, один объемом 1,6 литра и мощностью 102 л.с. и второй объемом 1,8 литра и мощностью 128 л.с. Второе семейство должно было быть спроектировано заново. В него тоже должно было войти два 16 клапанных мотора. Но объем одного должен был быть 2 литра, а другого 2,3 литра и последний должно был быть с балансирным валом. Были планы и на дизель. Коробки передач первоначально должны были быть механическими, но новой конструкции и двух типов: с 5 и 6 передачами. В перспективе хотели ставить и импортные АКПП. Передняя подвеска МакФерсон, но другой конструкции, чем на более ранних моделях ВАЗа того времени. Сзади трехрычажная подвеска, что было шагом вперед по сравнению с балкой на остальных моделях ВАЗ того времени. Привод в базе передний, но были задумки по моделям в рамках семейства с полным приводом через вискомуфту. Задняя подвеска изначально прорабатывалась под эту возможность. Предусматривался двухзонный климат-контроль, усилитель руля и тормозная система с вентилируемыми дисками на всех колесах и системой АБС. Предусмотрены были две подушки безопасности. Крэш-тесты показали очень неплохие результаты – 13 баллов по методике EuroNCAP, что для нашего автопрома было хорошим достижением. В будущем планировалось создание высокого хетчбека, полноприводного универсала, кроссовера с полным приводом и минивэна в двух вариантах – полноприводном и переднеприводном. Также думали о трехдверном хэтчбеке и спортивной трехдверной машине. Производство думали начать в 2015 году. Но в 2014 году значительный пакет акций ВАЗ продали Renault. Новое руководство отказалось от сотрудничества с Magna. Проект Lada Cбыл заморожен и не возобновлен. Одной из причин кроме унификации с автомобилями Рено назвали большие потенциальные затраты на освоение в производстве. Действительно, требовались принципиально иные производственные линии, и не только из-за иной, более совершенной конструкции, но и из-за других габаритов машин нового семейства. В свое время АЗЛК не сумел отбить вложения в производство АЗЛК-2141, также бывшего значительно больше ранних моделей «Москвича» и требовавшего по той же причине полностью нового оборудования. Видимо этот печальный опыт так же был учтен. С другой стороны, угроза со стороны китайских малолитражек тогда временно отступила. Ибо на те годы «китайцы» быстро приобрели дурную славу ненадежных, коррозийных и малопригодных к ремонту машин.

Lada C Concept -спортивный автомобиль из семейства Лада Силуэт (Wikipedia.org)
Lada C Concept -спортивный автомобиль из семейства Лада Силуэт (Wikipedia.org)

Заключение

Если бы планам по Ладе Силуэт суждено было сбыться – мы получили бы вполне современную машину отечественного производства и частично отечественной разработки. Но, не факт, что она была бы коммерчески успешна, с учетом больших трат на освоение и сложившегося на тот момент имиджа российского автопрома. А именно представление о нем как о машинах «для бедных». А Lada C (еще одно название семейства) замышлялась как не совсем уж дешевый автомобиль. Впрочем, наработки по модернизации старых двигателя автозавода и по новой подвеске были впоследствии использованы в конструкторской практике АвтоВАЗа.

Lada C-Cross прототип кроссовера из семейства Лада Силуэт (Wikipedia.org)
Lada C-Cross прототип кроссовера из семейства Лада Силуэт (Wikipedia.org)

Источники

https://www.drive2.ru/b/3242981/, https://autoreview.ru/articles/svoimi-glazami/28-mesyacev,

Федор Болдырев 2021©