Переход на электромобили обернется серьезным ударом по автопрому, причем об этом открыто говорят крупнейшие автопроизводители.
Переход на электромобили сопровождается рассказами о том, насколько экологичным и прогрессивным является этот транспорт. Компании бодро рапортуют о многомиллиардных вложениях в электрическое будущее, но что скрывается за этими победными реляциями?
Например, 8 июля американо-итальянский альянс Stellantis объявил о глобальных планах электрификации всех его брендов. Альянс сформировался в результате слияния концернов PSA и FCA и объединяет 14 марок, среди которых Peugeot, Chrysler, Jeep и другие.
Планы были громадные: вложить более 30 млрд. евро к 2025 году, создав сразу четыре платформы для электромобилей с любым типом привода. Альянс рассчитывает, что к 2030 году 70% продаж в ЕС будут составлять электромобили и гибриды, но не все так гладко.
Глава Stellantis Карлос Таварес на прошедшей недавно конференции Reuters заявил, что не понимает, как построить прибыльный бизнес на производстве электромобилей. Довольно смелое заявление для главы идущего в «зеленое завтра» автоконцерна.
Он мягко намекает, что производителей приперли к стенке с электрификацией, при этом производство электромобиля обходится примерно на 50% дороже, чем машины с двигателем внутреннего сгорания.
«Мы не можем переложить 50 % дополнительных расходов на конечного потребителя, потому что большинство представителей среднего класса не смогут заплатить», - заявил Таварес.
Объявленные многомиллиардные вложения также требуют получения соответствующих доходов. По оценкам Stellantis, альянсу надо повышать производительность на 10% в год, тогда как для отрасли нормой считается 2-3% в год.
«Будущее покажет нам, кто сможет это переварить, а кто потерпит неудачу. Мы ограничиваем возможности отрасли», - заключил Таварес.
Портал Electrek по этому поводу разразился язвительным комментарием, рассказав, что другие-то автопроизводители научились получать выгоду от электромобилей.
«Это просто звучит так, как будто Stellantis опаздывает на игру, а теперь жалуется, что все началось с них», - написали в редакции Electrek.
Если честно, мне категорически непонятно, почему любители «зеленого завтра» весело пляшут по поводу проблем автопрома. Лично Таварес и прочие топ-менеджеры вряд ли сильно пострадают, даже если все 14 марок Stellantis накроются медным тазом.
Удар придется на рабочий фабрик, простых американских и европейских работяг, которые с утра до вечера крутят гайки. Они потеряют работу, и они же не смогут покупать автомобили, а значит спрос на машины упадет сильнее. Пострадают также поставщики, дилеры, сервисы, вся отрасль в целом.
К тому же ускоренному переходу на электромобили рукоплещут в Китае, и Южной Корее, где сконцентрированы производства аккумуляторов и микрочипов. Причем Китай к «зеленому завтра» относится проще, как только перестало хватать электроэнергии, там расконсервировали угольные станции и шахты. Смогут ли также поступить на Западе?
Что мы имеем в сухом остатке? Автопроизводителям за считанные годы необходимо полностью обновить свое производство, причем справятся с этой задачей не все. Испытывать большой радости по этому поводу не стоит, так как автопром до сих пор является драйвером экономики и ударит в итоге по всем, даже по весело улюлюкающим сейчас «зеленым» хипстерам.